Река быстрая, полноводная Гл. 46

Клименко Галина
Гл.46


А на столах, накрытых тонкой разноцветной клеёнкой, возвышались вазы с фруктами и конфетами. Рядом с ними заняли своё место вазочки чуть поменьше, наполненные разными пирожными и трубочками с кремовой начинкой. Салатов добрая дюжина, каких только нету. Селёдка с лучком, маслицем и уксусом, рыба вяленая, рыба копчёная. Нарезки из сыров и ветчины, холодец, корейка с мясной прорезью, фаршированные яйца, бутерброды с икрой, соленья, творожные снежки, домашние колбасы. Всего не перечесть, но это только начало. Когда гости усядутся по местам, то сразу начнут подавать горячее: колеты, отбивные, голубцы, крокеты, пальчики, гуляши и просто жареное мясо. Уток, кур, гусей, запечённых в духовке целиком. Сашка основательно готовился, дабы не ударить в грязь лицом перед односельчанами. Специально для шашлыков он купил двух баранов и пригласил из кафе профессионального шашлычника, который уже разводил огонь в огромном мангале.

Клавдия вспоминала свадьбу Валерика и Кати, но она должна была признаться самой себе, что сейчас всё выглядит намного богаче и шикарнее, несмотря на то, что в те годы никто и не скупился на деньги, она вертелась, как белка в колесе, но свадьба у Машуни куда роскошней и зажиточней.

Женщина осталась под впечатлением от той прогулки, где она составила компанию тем, кто ездил вместе с молодожёнами в свадебном кортеже. Клавдия не сводила глаз со своей внучки, всё не могла наглядеться и нарадоваться, хоть и щемило сердечко, потому что Машка выходила замуж не по её воле. А что поделать, кто из молодых нынче слушается родителей? Вот и сегодня, вроде всё хорошо, торжественно и на зависть другим, незабываемо, а всё равно в душе обеспокоенной женщины постоянно присутствовала какая-то тревога.

"Это я уже по привычке переживаю."  - отмахнулась Клавдия от дурных мыслей. Она всё выполнила, что от неё требовалось: и благословила, и поздравила внучку с супругом, даже "Горько!" им крикнула. Все довольны, Маша ей улыбалась и Сашка кидал в её сторону благодарные взгляды, но Клавдия понимала, что у неё такое настроение, скажем так, не ворчливое, потому что всё ради Машки, ради неё ненаглядной. А на самом деле, никому она ничего не простила, Сашка для Клавдии - так и остался убийцей Валерика и невестки Кати. Ванька не при чём, но и она не виновата, что Сашка является его отцом.

Клавдия посидела ещё немного после даров и тут же засобиралась до своей хаты. Она подгадала минутку, когда невеста с женихом вышли танцевать со своими друзьями, вот тогда и отозвала Машку на пару слов.

-   Машуня, ты не обижайся, но я, наверное, уже пойду, ладно?

-   А чего так рано, бабушка?

-   Устала я, лапушка моя, а ну-ка, сколько дней на ногах. Уже мне и прилечь охота.

-   А может, тебе плохо? Так давай крёстную попросим, она тебе давление измерит?

-   Да нормально у меня всё с давлением, просто требуется отдых.

-   Бабушка, а куда же ты одна пойдёшь? Уже темнеет. Подожди немножко, я хлопцам накажу, они тебя и проводят.

-   Не надо, ласточка моя, я сама дойду потихоньку. Кого мне тут бояться в своей деревне? Да и добираться всего ничего, несколько сот метров. Не колотись, я справлюсь.

-   Бабушка, а ты завтра придёшь?  -  Клавдия видела, в глазах внучки столько мольбы и тревоги, что поспешила её обрадовать.

-   А то как же! Конечно, я приду. Обязательно, Машенька!

Сашка, который зорко следил за всем, что происходило на свадьбе, сразу заметил, как Клавдия удалилась. Он поискал взглядом сына со снохой и тут же направился к ним. Ванька с Машей, прижавшись к друг другу, танцевали медленный танец.

-   Дети, я прошу меня извинить, что мешаюсь, но у меня к вам есть разговор. Пойдёмте на задворки, а там и побеседуем.

-   Пап, что-либо случилось?  -  поинтересовался Ванька.

-   Да вроде нет. Но могу я с вами поговорить, Вань, или права не имею?

-   Что вы, дядя Саша, разумеется, имеете право. Вань, не огрызайся с отцом, давай, пошли!  -  распорядилась Маша.

-   А я и не огрызаюсь. Надо, значит надо.  - согласился Ванька.

Сашка немного расстроился, что Маша не назвала его отцом, но он всё понимал и очень надеялся, что придёт ещё это время.
А Маша боролась с собой, но пока не получалось себя переломить. Если бы не эти слухи и бабушкина уверенность, будто Муравьёв-старший убил её родителей, то она, даже ни разу не задумываясь, назвала бы его, как положено. Но пока она не готова. Ей казалось, что этим она предаст своего родного отца, а вдруг и правда...

"Нет-нет, этого не может быть."

Они втроём выбрались на задворки, где не было столько шума и не так громко звучала музыка. Маша и Ванька ждали, чего от них хотят и что же такое произошло, если их вызвали, вдруг сюда, для каких-то непонятных секретов. Но Сашка вновь повторил, что ничего не стряслось, слава Богу, а ему заблагорассудилось откровенно пообщаться со своими самыми близкими людьми.

-   Машенька, а чего бабушка застолье покинула? Ей что-то не понравилось?  -  обеспокоенно спросил Сашка.

-   Наоборот, дядя Саша, ей всё очень понравилось. Она лично мне это подтвердила. Она устала, вот в этом всё и дело. Возраст-то уже какой у неё.

-   Понятно. А у меня сразу настроение испортилось, думал, что чем-то не угодили.

-   Ещё как угодили! С этим полный порядок, дядя Саша! Она и завтра обязательно придёт.  -  радостно сообщила Маша.

-   Фух! Прямо гора с плеч.  -  засмеялся Сашка.  -  Машуня, я вот ещё что хочу сказать... У нас тут продуктов навалом останется, нам и за пол-года не одолеть всю эту стряпню. Хорошо, что на свинарнике я в том году выкупил несколько старых морозильных камер, когда туда новые привезли. Оно и эти ещё долго послужат и чего было не брать по дешёвке? Так теперь хоть есть куда харчи определить. Ты бы предупредила бабушку, чтобы она не тратилась на еду, мы её снабдим всем необходимым на целый год. Ну а чего, тут всё свежее, всё вкусное, жалко ведь, если добро пропадёт.

-   Ой, дядя Саша, вам спасибо за заботу, но она ничего не возьмёт. У неё же диета, из-за почек. Бабушка сама собиралась заколоть поросёнка после свадьбы, наделать тушёнки и нам отдать все до единой баночки, потому что ей уже ничего не надо.

-   Ни в коем случае, Маша! Так и скажи завтра бабушке. Нам бы своё поесть, и не только то, что сбережётся после свадьбы. Я же всё хозяйство распродал, а пасеку, так ещё как Ванька в Армию уехал. Тут бегало у меня несколько кур, уток и гусей, это я на торжество припасал, а так, все сараюшки подчистую освободил. Что в морозильнике лежит, а что и на рынок отвёз. Митяня научил меня тушёнку заготавливать и я почти два поросёнка на неё потратил. Вы загляните в погреб, там и консервы, и колбасы домашние, и сало с корейкой копчёной, поэтому и говорю, чтобы бабушка не вздумала ничего стряпать специально для нас, нам бы со своим справиться. Вот, сохранился один бычок на весь двор и того покормлю ещё зиму, а потом сбагрю на мясокомбинат живым весом да и делу конец. Как раз, к тому времени, может уже и пополнение будем ожидать, так все деньги с бугая подарю для будущего наследника или наследницы. Так сказать, на игрушки-погремушки.

-   Спасибо! Обязательно обрадуем вас внуком или внученькой!  -  Маша была так счастлива в этот момент, что не задумываясь и десятерых родила бы для Ваньки.

-   Вот и славно. А бабушка пусть заколет своего кабанчика и мясом его продаст, всё ж копейка ей пригодится. Если помощь какая нужна, так пусть не стесняется, только намекнёт, а мы никогда в беде её не бросим.

-   Даже не верится, дядя Саша...  -  тихо произнесла Машка.

-   Чего не верится, Машунь?  - растерялся свёкор.

-   У вас всегда был забитый хоз-двор всякой живностью, а теперь только бычок и прохаживается в загородке. Когда такое случалось у Маравьёвых? - Маша нарочно увела разговор в другую сторону, она прекрасно осознавала, что Клавдия лучше к чужим обратится, если ей срочно что-то потребуется, но к Сашке с Ванькой - Боже упаси.

-   Ты права, Маша. Сколько помню, так и дед с бабулей всегда всякой худобы великое множество держали, и отец с матерью. Я тоже не отставал от них, сам вертелся почти двадцать лет, чтобы и мясо своё было, и мёд, и яйцо. Ванька крепко помогал мне, а как забрали сына служить, так и тяжеловато мне стало. Я же раньше был задействован только сторожем, а нынче мне Ларионович ещё одну профессию подкинул.  -  Сашка вновь засмеялся.  -  Теперь я ещё и забойщик на свинарнике. И времени совсем не хватает для того, чтобы следить за хозяйством, а за живностью ходить надо. К тому же, после каждого забоя, мне дают бесплатно кусок мяса, так чего колотиться с этими поросятами, корма доставать да навоз чистить, если я и так принесу уже готовый продукт. Вы тоже дома не сидите, все работаем, ну и кто за животиной будет ухаживать? Вот то-то и оно.
Да вы не волнуйтесь, дети, с голоду не помрём. Я не позволю. Всё у нас будет замечательно, вы только любите друг друга да внуков мне побольше рожайте. А то я рос совсем одинёшенек: ни брата, ни сестры. А это печально.

-   Ну я ведь тоже одинёшенек рос. И ничего.  -  не зло проговорил Ванька.

-   Твоей маме нельзя было снова беременеть, спасибо ей и за тебя. А потом... Потом не случилось личной жизни. Вообще, для меня эта тема закрыта, поэтому, лучше пойдёмте, дети, к нашим гостям да повеселимся от всей души.

Свадьба у Муравьёвых длилась три дня, ещё и понедельник прихватили. Но это произошло случайно, просто мужики приехали на тракторе забрать столы и стулья в столовую, а Люся Кочкина и ещё несколько женщин, тоже подтянулись сюда, чтобы помочь разобрать посуду да может, что ещё помыть или двор замести. Но Маша, с парой соседок, уже со всем этим справились, а чтобы не получилось, как выразился Сашка, будто люди напрасно ноги били, торопились к нему, предложил вновь накрыть столы и продолжить гулянье. Замышляли всего часок-другой посидеть, а запозднились до самого вечера. Но на следующий день Маше и Ваньке уже надо было выходить на работу, потому спать легли пораньше, чтобы, наконец, нормально отдохнуть за все эти последние недели.

Сашка сразу перебрался жить во времянку, предоставляя дом в распоряжение молодых. Маша пыталась его отговорить, ей было неудобно, что с её приходом в эту семью, тот час начали меняться все правила и устои, которые давно плотно укоренились у всего рода Муравьёвых, что были продиктованы долгими годами и сложились здесь ни за один десяток лет, а захватывая намного больший промежуток времени. Но Сашка настоял на своём, он завёл невестку во времянку и показал, какой ремонт он там сделал, пока Ваня находился на службе. Домик тоже кирпичный, на две вместительные комнаты. Тут и камин у него, и газовая печка. Мебель приличная, везде чистенько и красиво.

-   Маша, да у меня тут такие удобства, что жить да жить и помирать не надо. Уже в моём возрасте все мечтают о тишине и покое, а к вам и гости могут наведаться, и музыку погромче надумаете включить, а мне всё это - уже не по нутру. Да и какая разница, мы ведь всё равно все крутимся в одном дворе. Не вини себя, дочка, это моё решение, для меня так лучше, пойми. Когда Ванечка появился, то ещё тогда было задумано моими родителями, что именно он станет наследником этого дома.

-   Я чувствую себя неловко, дядя Саша. Комнат в доме, как в гостинице, а вы во времянку переселились. Ваня ещё не дорос до хозяина, вы тут самый главный и мы обязаны вам подчиняться.  -  продолжала протестовать Маша.

Сашке нравились мысли невестки, но он действительно тщательно обдумывал этот свой поступок, потому назад уже пути ему не было, Сашка твёрдо намеревался отделиться от сына и невестки.

Клавдия грустила, что Машка не с нею рядом, несмотря на то, что внучка её проведывала почти каждый день. Но всё равно старушка была постоянно недовольна. Порой её капризы выводили Машку из себя и они вновь начинали ссориться.

-   Бабушка, ну что изменилось, если я теперь у Муравьёвых? Мы по-прежнему с тобой ругаемся, хоть и забегу всего на какой-то часок. Но ты всегда умудряешься испортить мне настроение, ну в чём проблемы-то? Ты же не маленький ребёнок.

-   А в том и дело, что ты заскакиваешь на какой-то часок, а мне этого мало. Я скучаю за тобой, понимаешь?

-   Бабушка, ну и ты меня пойми. Я уже замужняя женщина, у меня свой быт, своя судьба. Мне нужно кушать готовить, кормить двух мужиков, постирать, посуду помыть, прибраться. Ну чего я с тобой просиживать буду, если дома меня ждут нескончаемые заботы. Ну а как иначе? Вот у других людей, дети уезжают от родителей на край света и ничего. А мы находимся в одной деревне, но тебе, бабушка, опять всё не так. Переходи к нам тогда, если чувствуешь себя так плохо и одиноко.

-   Ты что, совсем рехнулась? Мало того, что домина стоит пустует, так ещё давай и хату мою бросим? Да и не преклонюсь я перед Муравьём ни за что, даже если и помирать буду. Ты хоть думай, что предлагаешь.

-   Но это единственная возможность нам с тобой подольше быть вместе. А ты что предлагаешь, чтобы я снова с тобой поселилась? Ну какому мужу это понравится?

-   Я смотрю, что для тебя Ванька с Сашкой уже стали дороже родной бабки.

-   Ну что ты такое придумываешь? Ты моя кровь, а значит, дороже тебя никого у меня нету. Ваню я люблю, он мой муж. А дядя Саша его отец и я обязана с этим считаться.

-   Ты так и называешь его дядей Сашей?  - вдруг, насторожилась Клавдия.

-   Да, а что?

-   Ничего. Ты только что сильно обрадовала меня. Иди, внученька, теперь я спокойна.

Маша в недоумении пожала плечами и побрела из комнаты.

"Ну вот, ей радость, а я вся трясусь от очередного скандала. Похоже, бабушка, ты только о себе и думаешь."  -  мелькнули мысли в её голове.