Новогодний сюрприз

Иосиф Хейфец
Рош ѓа-шана, еврейский Новый год, является годовщиной вполне определенного исторического события. Но настолько отдаленного, что даже многие из тех, кто отмечают этот праздник, вовсе забывают о нем. Рош ѓа-шана – годовщина сотворения человека, Адама. Важно уточнить – не мира, а именно человека! Если хотите – день рождения человечества. В этой точке еврейского календаря встречаются два основополагающих мотива: общечеловеческой памяти и личного самоанализа. В идеале Рош ѓа-шана должен являться днем самоотчета всего человечества, оставаясь таковым и для каждого индивидуума.
                Раввин Адин Штейнзальд «День памяти»
                http://www.gazeta.rjews.net/shtainzal3.shtml

  Этот отрывок из статьи мудрого еврейского раввина выбил автора из нормального предновогоднего ритма.
Уже в течении нескольких месяцев на страницах ЭНС идет дискуссия о заочном  противостоянии позиции Шломо Занда, определившем Тору, как сборник еврейских сказок, и противопоставлении ему математической модели  Книги-Книг, базирующейся на каноническом тексте Торы, и вдруг подобный казус.
     Как же так? Согласно Торе Адам был создан в шестой день Творения, то есть до начала исторического периода, определяемого начальной точкой  последнего дня Творения Мира, об этом же утверждает весьма авторитетный раввин Авраам Шмулевич в полученном мной поздравлении, с другой стороны авторитет Штейнзальта.
    В поисках авторитетного третейского судьи автор обратился за помощью к своему помощнику по хозяйству, молодому религиозному еврею-художнику. Прежде чем кого-то рекомендовать, он решил сам посмотреть, о чем идет речь. Разобравшись, он с улыбкой начал объяснять, что оба определения совпадают. Просто мы общаемся на разных языках и, естественно,  неспособны понять друг друга.
    Для меня, по сути дела отпетого материалиста (кем бы я лично не считал себя), Адам, - это такой же человек, как каждый из нас.  Моя логика видела в нем шахматную фигурку, которую свободно перемещают с места на место, согласно понятых мной границах. Для религиозного мудреца, Адам – это процесс, несущий в себе всю сущность человечество, включая его женскую половину, и пошло-поехало... Что-то из этой серии я слыхал, но совершенно этого не понимал. Нужно было время, терпение и стремление растолковать непутевому слушателю, считающему, что в совершенстве владеет секретами русского языка.
    В этот момент я вспомнил два потрясших меня интервью Познера с мудрой ученым Т.В. Черниговской, о глубинах мозговой деятельности. После двух часов совершенно удивительной беседы, ведущий решил поставить жирную точку, как он привык делать, и задал прямой вопрос, верит ли она в Бога. Положительный ответ Татьяны Владимировны разразился для ведущего как гром с ясного неба. Автор несколько раз возвращался к этому моменту, чтоб разглядеть выражение лица ошарашенного интервьюера. Думаю, что мое лицо выражало такое же недоумение после беседы с  моим помощником по хозяйству (метаплот).
   
  Почему автор решил поделиться этим частным случаем? Да, потому, что этот случай далеко не частный. Мы, homo sovieticus, регулярно поучаем, как наша религиозная половина должна вести себя. Как и что изучать в школах, как себя вести и служить в армии, совершенно неприспособленной под их образ жизни, как быть похожими на нас. А оказывается, что мы общаемся  на совершенно разных языках.
  Есть над чем задуматься.