Ренессанс православия

Дмитрий Юрьевич Медведев
«Все верят в Бога. Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет»
Фраза из известного советского фильма «Берегись автомобиля».

Есть Бог или нет – вопрос сложный, но вера в Бога, кроме отвлеченно метафизического, имеет и конкретно психологический аспект. Попробуйте вспомнить качества Бога:

- Бог создатель и владыка вселенной (все сущее от него).
- Бог любит человека (Бог есть любовь).
- Бог это высшая справедливость.
- Бог наставляет человека на путь истинный, наказывая его за плохое и вознаграждая за хорошее.
- Бог всезнающий и всеведущий.

Когда человек рождается, он о Боге не знает, зато он видит мир вокруг себя и, в первую очередь, семью и отношения в ней. Сравните качества Бога с ролью отца в патриархальной крестьянской семье. Крестьянская семья держится на труде мужчины, который своими руками обеспечивает семью всем необходимым. Поэтому в деревне отец это глава и хозяин того мира, который наблюдает из своей колыбельки ребенок. Отец (нормальный отец) всегда любит своего ребенка. Отец строг, но справедлив. Отец наставляет ребенка на путь истинный, наказывая за плохое и вознаграждая за хорошее. Наконец, с точки зрения ребенка, отец все знает и обо всем ведает. Самое главное, этот формат отношений закладывается в сознание ребенка до трех лет, когда разум еще не сформирован и образ отца ложится на подсознание. Когда в пять – шесть лет ребенку начинают объяснять основы религии, образ любящего, справедливого, всезнающего отца уже имеется в подсознании, и из ребенка получается истинно и глубоко верующий человек. Не случайно Бог-отец у нас именно Отец, хотя предполагать наличие пола у творца вселенной как-то странно.

Общеизвестно, что Религия начинает быстро терять свои позиции с наступлением в Западной Европе эпохи Просвещения. В советской школе учили, что Вера в Бога вытесняется прогрессом Науки. На самом деле, Вера с Наукой уживаются совсем не плохо, ибо Бог дал человеку разум для познания этого мира. Вера не уживается с другим процессом. Просвещение в Европе совпадает с крахом традиционного патриархально-крестьянского уклада, на смену которому приходят капиталистические отношения. Люди массово переселяются в города, и набирает обороты урбанизация. Роль отца в городской семье существенно меняется. Отец уже не глава дома, а уходящий из дома утром и приходящий вечером уставший человек, весь контакт которого с ребенком иногда сводится лишь к тому, что он целует уже спящего малыша. У ребенка в самом раннем возрасте не закладывается тот образ Отца, на который потом ложится религиозное воспитание. У нас в стране этот переворот совершился только в 20-30 годах XX века, когда индустриализация и коллективизация привела к массовому оттоку людей из деревни в город. Ну и на это уже легла умелая пропаганда атеизма на государственном уровне. Впрочем, в Западной Европе и Америке, где такой пропаганды никогда не было, по указанным выше объективным причинам, результат в плане Религии схожий. Религия пока сохраняет свои позиции в большинстве мусульманских стран с аграрной экономикой, но переселите мусульманскую семью в современный мегаполис и через одно-два поколения Вера слабнет и молодежь также пьет пиво и бегает на дискотеки. Естественно, и в городе живут и работают отдельные истинно верующие люди, но Вера, как феномен массового сознания, и мегаполис вместе не уживаются.

Сейчас в наших городах строятся церкви, лидеры государства и чиновники ставят свечки под иконами, а церковные иерархи заседают в думе и других государственных учреждениях Одним словом, на государственном уровне происходит что-то вроде попытки ренессанса православия. Этот процесс может быть успешным только в одном случае – если большую часть населения России массово переселить в деревню и заставить заниматься крестьянским трудом. Вот тогда через несколько поколений мы, может быть, и получим снова истинно верующую православную Россию.