Аньоло Бронзино. Лукреция Панчиатики

Алина Алексеева-Маркезин
Аньоло Бронзино. Лукреция Панчиатики.1540. Галерея Уффици, Флоренция.

         Перед нами прелестный портрет Лукреции Панчиатики.
Картина по праву считается одним из лучших произведений известного маньериста Аньоло Бронзино. Работу заказал супруг Лукреции, Бартоломео - как часть парного семейного портрета.

       В портретах итальянского художника отчетливо сказывается и воздействие жестких требований придворной культуры, ограничившей задачу портретиста запечатлением официально-парадного облика человека, его сословного величия.

        Портрет Лукреции Панчиатики написан в 1540 году; представленная на фоне ниши Лукреция, неестественно выпрямившаяся, смотрящая прямо перед собой неподвижным, остановившимся взглядом, кажется застывшим изваянием.

       Это подчеркивается и спецификой жесткой, холодной живописной манеры Бронзино, у которого материальная осязательность заменяется иллюзорностью.

         Поверхность лица Лукреции, написанная в слитной эмалевой манере, кажется неестественно гладкой, по тону она светлее жемчужного ожерелья и имеет сходство со слоновой костью, резко и жестко промоделированные складки рубиново-красного шелкового платья кажутся изваянными из камня, волосы приобретают металлический отсвет.

          Лукреция изображена на тёмном, почти чёрном фоне. Роскошное, красное платье ещё больше акцентирует внимание её строгой стати. Письмо мастера отличается филигранностью и точностью проработки деталей. Зритель сразу заметит, как тщательно Аньоло выписал элементы костюма, украшений, передал фактуру материала наряда.

           Ещё один новаторский "ход" художника - рассказать не только о внешней стороне героине, но и намекнуть на её внутренний мир.
В руках Лукреция держит книгу - длинные пальцы на раскрытых страницах должны подчеркнуть аристократичность, просвещённость и интеллектуальность прекрасной дамы.

          Лукреция Панчиатики (Panciatichi), в девичестве Пучии (Pucci) - происходит из весьма уважаемого флорентийского семейства, из которого произошли многие известные политики, купцы, священнослужители, жена Бартоломео Панчиатики (и заказавшего портреты свой и жены у Бронзино) , также известного флорентийского политика.

        Они с супругом долго жили при французском дворе, так как Бартоломео был отправлен во Францию в качестве посла самим Козимо Медичи. Также известно, что именно здесь они попали под влияние гугенотов за что были осуждены итальянской инквизицией. Но вскоре прощены и вновь оказались в милости флорентийского герцога.

ПАВЕЛ МУРАТОВ "Образы Италии"

Портрет жены Бартоломео Панчиатики, Лукреции, надо признать лучшим из всех, какие написал Бронзино. Это, кроме того, один из самых совершенных портретов, существующих на свете. Лукреция красива, у нее золотистые волосы и темные глаза. У нее высокий лоб и очень тонко очерченная линия щек.

"Главное в портрете Лукреции — лицо, шея, руки. Волосы очень осторожно тронуты золотом; Бронзино не настаивал на этом мотиве так, как венецианцы. Мастерство живописи, бесподобное тонкое мастерство, достойно лучших вещей Корреджо.
Сдержанность портрета может даже показаться скупостью — только основные формы, только главные, неразнообразные краски. Там, где Тициан или Веронезе написали бы живописную драпировку, Бронзино поместил гладкую холодноватую стену.

И как будто от этого живописная сила ушла вглубь портрета. Ею насыщены тон кожи и тон платья. Лоб, глаза и особенно переход от света к тени, обрисовывающий щеки, написаны с поразительно тонкой, трепетной чувствительностью»