Веня

Наталья Чернавская
   Начну издаля. По молодости я ничего не боялась, и теперь точно знаю, что это плохо. Помимо разных примеров из своей продолжающейся и потому прикровенной жизни приведу только один: мой единственный брат, лётчик, погиб не в авиакатастрофе, а сел за руль чужого мотоцикла, да и не справился с управлением.

   Как воспитывать благоразумный страх в детях? Понятно, что с молитвой и помощью Божией, а конкретно? Вовремя рассказывать обо всех возможных рисках?

   Было у меня несколько случаев, когда тошно мне было, вот о них и расскажу.

   Педагоги подписки о неразглашении не дают, просто устно их инструктируют насчёт того, что информация о вич и тубинфицированных детях в социально-опасном положении - конфиденциальна. На практике же часто получается так, что соседи всё равно в курсе.

   Когда мы сменили место жительства, то поначалу я удивлялась количеству и возрасту самостоятельно гуляющих в белорусских дворах детей (примерно с пяти лет). В сад мы ходили редко, за два года 77 полудней (приводила после завтрака на прогулку, забирала, когда спать их клали), а потом и вовсе забрала оттуда сына, и он норовил на прогулке вцепиться в первого попавшегося сверстника:

 - Пойдём ко мне в гости!

   Так у нас перебывали все дворовые дети, некоторые задержались:  у нас можно было не только поиграть, но и подкормиться.

   Одного такого мальчика мы взяли с собой в зоопарк, а зоопарк рядом с тубдиспансером, а в тубдиспансере моя родная тётка - детский фтизиатр. Увидела нас и с места в карьер:

 - Где ты его нашла?

   Я ей объяснила, что в нашем дворе, а она мне - что у него туберкулёз в семье и  скорей всего и вич, потому что туберкулёз не лечится только у вич-инфицированных, так что если в справке от смерти написано "умер от туберкулёза" - читай от спида.

   Я растерялась, но потом этот мальчик так себя повёл, что я его выставила.

   Зато появился вместо Пети Веня. Сын соседки, маленький-тощий-голодный ангелоподобный блондинчик.

   Мамаша уходила на день на работу, оставляя его во дворе без ключей, ни попить, ни пописать, выживай как хошь. Он как раз выпустился из детсада и должен был осенью в школу пойти, в саду их группу уже распустили, так что деваться ему было некуда.

   Лето я его поила-кормила, дала на зиму одежды-обуви, всё шло своим чередом, вот только зимой этому мальцу дали безплатную путёвку в санаторий, и там его изнасиловал сосед по комнате, подросток. Выяснилось это не сразу, а следствие и суд ещё дольше тянулись, всё второе лето, пришлось мне помотаться в область на суды.

    А потому что дура, когда он сказал мне, что не может есть с нами макароны на ужин, у него попа болит, я после безсонной ночи помчалась в милицию, и оказалось, что там уже всё знают и следствие идёт, так что меня теперь привлекут как свидетеля.

    На суде я сказала, что мамаша у него сука, рано или поздно всё равно чем-то подобным закончилось бы, его уже и били раньше во дворе, и деньги отнимали. Сказала и вышла, как велели, так что тогда эта мамаша ничего мне не ответила.

    Ответила она мне, когда прошло полгода после суда (и наблюдения над семьёй, я работала соцпедагогом и знаю все эти сроки), и Веня снова появился у нас, как ни в чём не бывало. Когда он выпросил у меня велосипед, из которого вырос сын, я спохватилась. Бывало, и раньше на этом велосипеде Веня с нами ездил на дальнее озеро и в прочие места, но потом я его ставила к себе, а тут - отдала.

   И вдруг встречаю его на этом велике у дальнего супермаркета, через весь город переться, то ли милостыню просит, то ли что, но в любом случае - несколько дорог пересёк, пока доехал. Как-то нехорошо мне стало, вот попади он, думаю, под машину, кто будет виноват?

   Отбирать у него велосипед не стала, а пошла в школу и написала заявление, что сознаю свою вину и третье лето кормить его не буду, ставьте его снова в СОП и контролируйте мамашу.

   Вот тут мне она и сказала, чтоб не совалась бы я лучше в их дела. Впервые что-то сказала, то ни бе ни ме, ни "спасибо", ни "привет". Раньше я ей при случайных встречах советовала заниматься с сыном, а то год проучился, а букв не знает, оставят на второй год в первом классе, и подлечить его, она работала уборщицей в поликлинике, а он месяц кашлял, так вот нетрудно же договориться в физиокабинете, если дома нет прогревателя с ингалятором.

   Оба раза она как-то странно на меня посмотрела и ничего не сказала, а тут прорвало. "Наблюдение" закончилось тем, что Веню забрали в приют, но через полгода  вернули. Таков порядок: полгода наблюдают, если мамаша не исправляется - на полгода отбирают ребёнка, дают мамаше шанс утрясти свои дела без него: устраивают на работу, помогают погасить долги по коммуналке, - пока не заберут  в приёмную семью до 18 лет, закрепив за ребёнком родительское жильё.

   Вернувшийся Веня научился в приюте курить и теперь вместо конфет выпрашивал у бабушек на скамейках деньги на сигареты, а не давали - ругался матом и швырялся песком. Я не перестала пускать его к себе домой и на день рождения сделала ему подарок. Не велосипед, за великом же нужен уход: смазать, накачать и прочая противная дребедень, с которой ни он, ни его мамаша возиться не хотели. Воздушного змея.

   Но сын подрос и за время отстутствия Вени нашёл себе новых друзей, играть с ним больше не хотел, не вписывался Веня в их компанию. Тот это понял и перестал к нам ходить.

    Здоровался, денег на сигареты не просил, знал, что не дам, и песком в глаза не швырял, и на том спасибо. Каково же было моё изумление, когда соседка-пенсионерка поведала мне, что Веню снова забрали, да что с такой мамаши взять, и у неё и у него вич.

    Посмотрела на мой остолбенелый вид и только головой покачала:

 - А ты и не знала?

   Я не знала и не сказала ей, почему потеряла дар речи, поскольку ни с кем не болтала про суд. Значит, пострадавшим был не только Веня, а и тот дебильного вида подросток (видела на суде), который его поимел? То-то я злилась, что на него навесили срок, а из взрослых (персонала санатория) никого не осудили...

   В общем, Веню увезли, зато Петя нарисовался. Объяснила сыну, как смогла, без подробностей, что такое спид и почему ни Вени ни Пети у нас в доме больше не будет.

   И так погано на душе. Сколько я в соцпедагогах навидалась детей от вич-инфицированных мамаш. У одной было пятеро, шестого утопила в унитазе (по словам всей школы), чем-то не ко двору он ей пришёлся, так-то жила на детские пособия, льготы и все дела. 

   По-моему, что-то нужно делать, может, стерилизовать таких мамаш? Кажется, что дети им нужны ровно настолько, насколько за них платит государство, я вот недоумевала, почему нельзя за месяц кашель вылечить, а ларчик просто открывается, на б/л не надо на работу ходить.

   Вроде не моё дело, мой дом - моя крепость, а за его стенами, в чужих домах, точней, притонах, что и как происходит - дело тех, кто там живёт.

   Но Веню жалко. Вот жалко и всё. Он-то с какого возраста всё понял?

   Когда я о нём думаю, всплывает в памяти такая сцена: лето, жара, вечер, смеркается. Я устала за день и хочу спать, а наш Тишка, которого мы несколько лет назад взяли с улицы (бродяжничал после смерти хозяина) не хочет идти домой в душную квартиру. Я бы оставила его на ночь во дворе, но знаю, что когда стемнеет, он, сейчас такой вялый, воспрянет и начнёт "сторожить", обрёхивать каждого прохожего-проезжего, не даст спать ни мне, ни соседям.

    Поэтому я без дальнейших уговоров беру его на руки и волоку по лестнице на четвёртый этаж. Следом за нами плетётся Веня (поужинать) и задумчиво говорит:

 - Когда-то моя мама тоже носила меня на руках.

   Я оставляю без комментариев это его замечание. Его в тот момент не проблема была поднять, не намного больше Тишки весил. Но сердобольные соседки, как и я, порой подкармливавшие его, на мой вопрос, почему я раньше никогда не видела его маму во дворе с ним в коляске, ведь мы здесь уже жили, сказали, что тоже не видели, не гуляла с маленьким.

    Как стала в сад тут же во дворе водить - видели, а с коляской - не видели, слышали только плач из окна. У них второй этаж, у меня - четвёртый в пятиэтажке без лифта, и когда ребёнок засыпал в коляске, а я уже околевала, то, сама себе удивляясь, подымала его наверх в коляске, чтобы не будить.

   Потом, как водится, больная спина и поздно себя ругать, никто не заставлял. Это я к тому, что материнство - это физиология, и соцпедагоги хорошо это знают, поэтому и забирают в приют "временно".

   Если у женщины жив материнский инстинкт, она попытается завязать и пойти на любую работу, чтобы получить ребёнка обратно. А есть и такие, что, напротив, сразу после изъятия пускаются во все тяжкие, не то что не пытаясь исправиться, а даже не навещая ребёнка в приюте.

   Как влияет спид на поведение такой матери и как примут вич и туб инфицированного ребёнка в приёмной семье, я не знаю, не видела никаких исследований на эту тему. Табу. Приходится на собственных шишках учиться, спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

    Думаю, милосердный Господь дал человеческим детёнышам такой долгий срок на взросление, чтобы за это время их родители стали людьми, не так-то просто стать человеком. Вон у кошек быстро всё, и кошка-мама просто не успевает сообразить, что можно на котятах спекулировать, они у неё или вырастают, или погибают.

   Порой смотришь на дворовую кормящую кошку - скелет скелетом, всё что можно и нельзя уже высосали из неё голодные котята. Но она их не бросает и продолжает кормить, чтобы хоть кто-то да выжил.

   У людей не так. Вчера гуляли на ночь с Тишкой, заодно кормили дворовых кошек, и сын фонариком светил то под ноги, то на кошек, а потом задумчиво произнёс: 

 - Посмотри, какие у них красивые лица!

   Точно. Гораздо красивей, чем у некоторых людей.