По следам Наны. Часть восьмая

Игнат Костян
Последствия

«Месть» – это своего рода дикое правосудие.
 (Фрэнсис Бэкон)

Согласно одному из рапортов, 31 августа в горах Сан-Матео были убиты четверо мексиканских пастухов. Подозревая в совершении этого преступления  апачских рейдеров, отряд добровольцев из Фэйрвью (Уинстон) и Хлориды численностью 15 человек по следу отправился на поиски дикарей, но видимо так и не нагнал их. К тому времени Наны был давно уже в Мексике, поэтому, скорее всего эти убийства совершил кто-то другой. Возможно, это был военный отряд навахо и мескалеро, отколовшийся от Наны и следовавший каждый к своей резервации, а возможно это были и белые бандиты.  На эту землю тогда вместе с шахтерами и потоком лонгхорнов из Техаса, пришли самые грубые формы человеческих взаимоотношений – хладнокровные убийства безоружных путников, оказавшихся на пути разнузданных бандитов, пожелавших завладеть их имуществом. Такой жертвой был Эльфего Бака и иже с ним  – жители окрестных городков Фриско, Магдалена и Сокорро.
25 сентября более чем через месяц после того как Нана и его люди пересекли границу от них (пока апачи вели вооруженную перепалку с мексиканскими волонтерами во время рейда за лошадьми в Чиуауа) сбежала Пласида Гальегос и ее племянник Прокопио. Мексиканцы сопроводили беглецов до границы в Яслет (штат Техас), где добрая семья временно приютила их, пока люди из Куберо не пришли за ними, чтобы доставить домой.
Вскоре Пласида вышла замуж за Виктора Ромеро, одного из тех людей кто сопровождал ее из Техаса. На то время она была беременна от одного из воинов Наны или даже самого Наны, и родила дочь. Хотя она и утверждала, что знает имена людей навахо, которые убили ее мужа, но по ее описанию их так и не удалось установить и прилечь к ответственности. Также она больше никогда не увидела свою маленькую Тринидад, которую забрали к себе навахо. Об испытаниях, которые она перенесла во время своего плена, а также об истории «чудесного побега» она поклялась никогда не рассказывать. Эту клятву она дала в церкви Пресвятой Богородицы в 1881 году в Конончито.
В конечном итоге, чуть позднее были найдены и другие пленники похищенные рейдерами Наны.
 В августе 1883 года Хосе Мария Мадрид из Квемадо ездил в Сан-Карлос, чтобы забрать там своего сына Мартина, который был захвачен в плен Наной. Через год Мадрид и его компаньон вернулись в эту резервацию, чтобы забрать у индейцев второго сына Мадрида и еще одного мальчика похищенного в период войны с Викторио. 
Полковник Эдвард Хэтч так и не получил генеральскую звезду.
В докладе генералу Джону Поупу, Хэтч указывал на многочисленные трудности: суровую местность, погоду и прочие причины, которые  благоволили рейдерам, с легкостью ускользавших от кавалеристов за пределы досягаемости. «Действительно можно сказать, что войска сделали все возможное, и теснили индейцев настойчиво со всех сторон, лишив их отряд возможности переправиться через мексиканскую границу целиком», – писал он.
Наряду с указными объяснениями, Хэтч не отрицал грандиозности операции проделанной одним стариком и его небольшой группой, учинивших бесчинства по всему Нью-Мексико и безнаказанно сбежавших за границу. Многие тогда задавались вопросами, возможно ли возвращение рейдеров, и в каком количестве они вернуться.
 Передавая доклад Хэтча генералу Шерману в Вашингтоне, Поуп похвалил полковника за «проделанную работу и отвагу» проявленную в боях с индейцами. Поуп указывал, что Хэтч в погоне за Наной, сделал все, что мог сделать человек на его месте, поэтому полковник имеет право на  высокое признание его заслуг. Также Поуп подчеркивал, что 9-й кавалерийский полк потерял большое количество людей и лошадей, поэтому нуждается в отдыхе, который генерал готов предоставить кавалеристам этой зимой. Хэтч и его полк были переведены в форт Райли (штат Канзас), а концу года на смену 9-му кавалерийскому в Нью-Мексико пришел 4-й кавалерийский во главе с полковником Рональдом Маккензи.
Полковник Хэтч скончался в возрасте 57 лет в 1889 году, от травм, полученных в результате ДТП, когда ехал в запряженном экипаже в форт Робинсон (штат Небраска). Полковник сидел на козлах рядом с возницей. Одна из лошадей видимо испугалась гремучей змеи и вздыбилась, полковник попытался помочь вознице удержать лошадей, но лошадь так рванула, что сбросила его на землю, и запутавшегося в поводьях полковника, протащила некоторое расстояние.
Нана вернулся в оплот апачей в горах Сьерра-Мадре, где его ждали женщины и дети из племенной группы чихине, а также возможно и Лозен – сестра Викторио, которая к тому времени закончила свою «сольную Одиссею» в резервации Мескалеро. Когда воины Наны рассказывали о своих подвигах у вечернего костра,  то апачи навсегда для себя решили, что старик заслуживает почетного места среди их величайших соплеменников.
«Я считаю, что Нана ответственен за гораздо большее количество смертей, чем Джеронимо или Викторио, – говорил Кавайкла много лет спустя. – Но мы не считаем убитых подобно белым людям, у нас нет мании к подсчетам. Усен не повелел нам, чтобы мы любили наших врагов, как то повелевает Бог белых людей. Нана не любил Бога белых людей, и его не удовлетворяло такое повеление как «око за око», или «зуб за зуб». За каждого убитого апача он забирал столько жизней, сколько мог забрать».
Никто не знает точной статистики жертв рейда Наны. Вот список жертв:

Дата                Место         Убитые     Раненые Плененные
7/17/81            Каньон Аламо          1 гражданский
7\19           Арена-Бланка 3 гражданских            1 гражданский
7\24 Горы Сан-Андрес             1
7\26-7\31 Рио-Гранде и Сан-Матео             8            2
8\1 Красный Каньон             3           6
8\3 Моника-Спрингс             0          0
8\6 Аламотика-Крик\Рита-Квимадо            13           5
8\8 Ранчо Сиболла             2           2
8\9 Ранчо Гарсиа             6           1
8\12 Каньон Карризо 2 солдата 4 солдата
8\13-8\14 Магдалена-Сокорро 6 гражданских           1 гражданский
8\16 Каньяда-Аламоса 6 гражданских
2 солдата 3 солдата
8\18 Кучильо-Озерная Долина 2 гражданских
8\19 Каньон Гавилан 2 гражданских
4 солдата        7 гражданских
2 солдата
8\19 Мул-Спринг 4 гражданских          2 гражданских
8\20 Лас-Крузес 6 гражданских 1гражданский
8\20 Эурика 2 гражданских
Итого 8 солдат
64 гражданских
          72 10 солдат
        15 гражданских
        25

        14 гражданских

Я исключил из этого списка некоторые наиболее сомнительные данные. Безусловно, случались смерти, факты о которых никогда не попадали в газетные строки или официальные отчеты. Это касается старателей-одиночек, пастухов, странников бродивших в горах и пустынях,  которые возможно, просто исчезли без следа, а их разбросанные кости были обнаружены только спустя годы.
Разумно было бы предположить, что за пять недель рейда с 17 июля по 20 августа эта цифра составила более 100 человек погибших, раненых и захваченных в плен. Рейд Наны многие исследователи сочли более кровавым, чем восстание Панчо Вильи в Мексике тридцать пять лет спустя
(8 солдат и 10 гражданских лиц были убиты повстанцами Вильи в приграничном городке Колумбус в 1916 году – авт.).
Какие потери понесли за этот период рейдеры, мы точно не знаем, хотя в рапортах офицеров указывается на «лужи крови», которую пролили индейцы в сражениях с солдатами, на «тела, спрятанные среди скал», которых никто не видел. Что касается апачей, то они никогда не афишировали потери в рейдерских отрядах.
Когда Нана и его группа рейдеров прибыли в горы Сьерра-Мадре, то к их Танцу Победы, по сути,  некому было и присоединиться. Хозяева гор недни-апачи (мексиканцы считали недни самыми дикими и свирепыми среди Южных чирикауа-апачей) во главе с их лидером Хухом, а также племенем Кочиза чоконен под предводительством его сына Найче, находились тогда в резервации Сан-Карлос в Аризоне. Там же проживали остатки племенных групп чихине и бедонкоэ вождями которых были бэндовые лидеры Локо, Чатто, Мангас, Чиуауа и Джеронимо. Вокруг последнего формировалась последняя, непримиримая, и воинственная фракция враждебных.
Разумеется, слухи о подвигах Наны быстро долетели до резервации Сан-Карлос. Это произошло еще до того, как туда прибыли уволенные со службы в армии скауты из группы сержанта Чиуауа.
 11 августа, через два дня после налета Наны на ранчо Гарсия, командующий департаментом Аризона генерал Орландо Уиллкокс (Уиллкокс окончил Вест-Поинт в 1843 году, дослужился до генерал-майора добровольцев во время Гражданской войны. После войны проходил службу в регулярных частях. В 1881 году был повышен в звании до бригадного генерала. В 1887 году ушел в отставку и умер в 1905 году в возрасте 84 лет – авт.), телеграфировал полковнику Юджину Карру (Карр после окончания Вест-Поинта был направлен в Аризону, где сражался с апачами. В годы Гражданской войны воевал на стороне северян, был награжден Медалью Почета Конгресса и повышен в звании до генерал-майора. После войны ему был возвращен довоенный чин – первый лейтенант. В 1869 году отличился в битве против шайеннов. В 1876 году ему было присвоено звание полковника, а 1892 бригадного генерала. Он умер в 1910 году в возрасте 70 лет – авт.),
который находился тогда в форту Апач, где дислоцировались две роты 6-го кавалерийского полка: «Держите свои силы в боевой готовности. Хэтч сообщает, что враждебные движутся к вам из Нью-Мексико».
Но беда надвигалась не с той стороны, с которой ожидали военные Аризоны. Проблема возникала среди групп Западных апачи. Эти индейцы считались родственными племенами по отношению к чирикауа, но они не были их близкими друзьями, и в деле усмирения  чирикауа-апачей приняли сторону белых людей. Все это произошло после того, как в ходе кампаний 1872 – 1873 годов в Аризоне, генералу Круку удалось подавить сопротивление таких племен западных апачей как апачи Бедой Горы, койотеро и тонто. С тех пор западные апачи не доставляли особых проблем военным. Но сосредоточение в резервациях Сан-Карлос и Форт-Апачи в 1870-х годах тысяч разношерстных по своему составу апачских племен, привело к разногласиям между ними, которые  вылились в неповиновение властям.
Летом 1881 года в местечке Сибекью (к северо-западу от резервации Форт-Апачи), где проживали апачи Белой Горы зародилось мессианское движение, лидером которого стал харизматичный шаман белогорских апачей по имени Накайдоклини (Nakaidoklini, Nakadoklini, Nock-ay-det-klinne), которого белые люди называли «Мечтателем», «Сновидцем» или «врачом». Накайдоклини начала проповедовать свое учение, основанное на мистических видениях, как раз в то время, когда Нана готовил свой рейд в Нью-Мексико. Накайдоклини обещал спасение деморализованному народу апачи, если они станут танцевать «Танец Призраков». Пророчества этого апачского мессии были идентичны тем, которые изрекал десять лет назад в Неваде пророк из племени пайюта по имени Водзивоб (Wodziwob). Последний, как и Накайдоклини утверждал, что люди для того, чтобы получить силу должны танцевать мистический танец и молиться. Тогда, мол,  восстанут из мертвых их предки, и помогут прогнать «белых волосатых людей» с их земли. Мечтатель апачей утверждал, что это произойдет в период созревания кукурузы.
Культ пророка Водзивоба в среде паютов к 1881 году практически исчез, но у апачей Аризоны к этому времени возродился. Данное мессианское учение у паютов получит очередной толчок к 1889 году и будет проповедоваться новым пророкам по имени Вовока. Учение  Вовоки   в начале 90-х годов с трагическими последствиями подхватят и индейцы лакота. 
Исследователь Питер Алишер мистический танец апачей называет «Танцем Призраков», а Эдвин Суини «Лицом Призрака». «Я не знаю, называли ли апачи церемонии Мечтателя «Танцем Призраков», но сходство с подобными религиозными воззрениями  паютов очевидно. Сама же идея воскрешения мертвых противоречила традиционным верованиям апачей», – отмечал Суини.
Перед тем, как начать свой рейд в июле, Нана из Мексики тайно отправился в землю Сибекью, чтобы понаблюдать за церемониями Накайдоклини и сформировать о нем собственное мнение. По словам Эйсы Даклюджи, Накайдоклини, чтобы доказать  скептически настроенным соплеменникам свою силу, вызывал духи умерших вождей  апачи: Кочиза, Мангаса Колорадаса и Викторио. «Нана говорил, что видел это собственными глазами, а его слово не подвергалось сомнению», – рассказывал позднее Даклюджи.
Немногие из чирикауа присоединились к культу Накайдоклини. Также и Нана, несмотря на одобрение этого учения, вернулся в Мексику, где подготовил свой собственный план по истреблению белых людей.
Агент в резервации и армейские офицеры вряд ли верили предсказаниям  Мечтателя о том, что белые люди «вымрут словно мамонты», или исчезнут куда-нибудь или просто уйдут с земли апачей. Им было ясно одно – учение Накайдоклини есть вызов их власти. Особенно на этот счет беспокоился полковник Карр. Его волновало то, что большинство скаутов апачи, состоявших на службе в армии, были последователями учения Мечтателя, хотя с уважением относились и к власти белых. 13 августа Карр приказал командиру скаутов Томасу Крузу «отобрать у скаутов все оружие из-за их склонности к предательству».
В тот же день Карр получил телеграмму от Уилкокса, в которой  командующий приказал арестовать шамана, если, конечно же, «агент Джозеф Тиффани не против». Когда Карр поинтересовался у Тиффани его мнением, тот ответил: «Я хочу, чтобы его арестовали или убили, или и то, и другое». Ответ агента поставил полковника в затруднительное положение. Для осуществления этой мисси Карру были нужны разведчики апачи, но он им не доверял. Повременив две недели, Карр все же решил вернуть скаутам оружие, поскольку полагал, что сразу они восстание не поднимут, и не дезертируют, а, по крайней мере, подождут до конца дня.
 В поход в Сибекью Карр отправился 30 августа, взяв с собой 23 разведчика апачи, 5 офицеров и 79 солдат. Как известно в последующем противостоянии скауты апачи повернули оружие против солдата, а пророк Накайдоклини был убит конвоиром. Со стороны военных погибли шесть солдат и один офицер.
Разъяренные апачи преследовали отступавший отряд Карра до самого форта Апач, предприняв несколько попыток атаковать этот пост. Ко времени отступления индейцев потери Карра составили 10 человек погибших и раненых. Кроме того в районе, где произошел мятеж, погибло еще 6 мирных жителей.
По словам Даклюджи в восстании в Сибекью принимали участие группы вождей Хуха и Джеронимо, а также воины под предводительством сестры Викторио Лозен.  Был ли среди них Нана неизвестно, ибо упоминаний об этом не сохранилось. Я думаю маловероятно, но не невозможно. Нана мог быть среди мятежников, поскольку пересек границу Мексики за 10 дней до начала событий. Поэтому возможно, что он, узнав о мятеже, немедленно развернулся и пошел в Аризону.
На момент восстания генерал Уиллкокс находился в Прескотте. Первое сообщение, которое он получил, указывало, что «Карр атакован, его команда уничтожена, а форт Апач захвачен индейцами». Причина отсутствия объективной информации о случившемся  заключалась в том, что  телеграфная линия обеспечивающая связь форта Апач с иным миром была повреждена проливными дождями, вызвавшими половодье в реке Гила.  В этой связи дороги, ведущие в форт, оказались размытыми, от чего связаться с фортом было весьма непросто.
Генерал Шерман – главком армии США, весьма возмущался публикациями в прессе, то и дело, появлявшимися в довесок к обращениям граждан о зверствах апачей в Нью-Мексико. «Я хочу, чтобы эта порка апачей закончилась прямо сейчас и для достижения этой цели, считаю  правильным направить на Юго-запад любого желающего солдата из нашей армии», – телеграфировал он в Сан-Франциско 16 сентября генералу Ирвину Макдауэлу – командующему Департаментом Калифорния.
Несмотря на существовавшие бюрократические проволочки,  которые регулировали процедуру пересечения тем или иным армейским соединением границ штатов Аризона и Нью-Мексико, генерал Поуп немедленно приказал командиру форта Унгейт двинуть свой гарнизон на запад в сторону Аризоны. Полковник Маккензи, который только что осуществил заселение племени ютов в их новую резервацию в Колорадо, также был вынужден  доставить шесть рот своего 4-го кавалерийского полка в Нью-Мексико по железной дороге и далее на запад, чтобы соединиться с силами, выступившими из форта Унгейт. В это же время Уиллкокс по распоряжению Шермана под личное командование получил дополнительные войска, которые следовали к месту происшествия с юга. Все это делалось для того, как казалось военным, чтобы освободить «захваченный» индейцами форт Апач.
Движение войск весьма встревожило чирикауа, которых взбудоражили двое из вождей апачей Белой Горы. Эти два мятежных лидера сообщили, что солдаты идут для того, чтобы провести зачистку в лагере чирикауа, находившегося тогда на территории резервации Форт-Апач.  Лидеры чирикауа Джеронимо, Найче, Чатто, Чиуауа, подняли свои группы и бежали из резервации 30 сентября. Всего резервацию покинули 74 человека из числа чирикауа. Они направились в Мексику, в горы Сьерра-Мадре, чтобы присоединиться к Нане и его людям. Однако тогда не все из чирикауа покинули Форт-Апач. Буквально через месяц Джеронимо пересек границу и проскользнул в резервацию обратно, чтобы вывести оттуда группу вождя Локо и сопроводить ее в Мексику. С исходом группы Локо, в горах Сьерра-Мадре завершилось воссоединение остатков племени чихине, родина которых была потеряна безвозвратно.
Когда к западу от Сан-Антонио осенью 1881 года Тихоокеанская и Южно-Тихоокеанская железнодорожные компании закончили прокладывать ветку железной дороги соединившей юго-запад с западной оконечностью США, тогда американцы окончательно обеспечили свои претензии на Апачерию. Бум на добычу полезных ископаемых в Черных Горах и горах Могольон стал набирать обороты по причине снижение добычи руды  на территории Невады в Комстоке, откуда старатели нанимаемые инвесторами переезжали на Юго-запад в поисках новых возможностей. Железная дорога предлагала быстрый и относительно недорогой путь к этим возможностям, а экономический упадок прежних территорий, начавшийся с 1873 года, гнал в Нью-Мексико и Аризону десятки тысяч голодных и безработных мужчин. «Сообщение о новых месторождениях, поступающие из наших горнодобывающих районов настолько убедительны, что ежемесячно приводят в горы тысячи старателей с севера, юга, востока и запада», – писал журнал Альбукерке.
«На юго-западе Нью-Мексико старатели копошились на каждой горе или холме в предвкушении найти серебряную жилу. Подстегиваемые сообщениями об успешной добыче в Хлориде и Джорджтауне, они прочесали каждый дюйм доступной земли, открывая новые «перспективные» месторождения, – писала историк горного дела Пейдж Кристиансен. –  Картина была нарисована. «Золотые» и «серебряные» рудники стали реальностью. Старатели обнаружили то, что в заказной прессе описывалось как сказочные копи царя Соломона. Спекулянты рекламировали Нью-Мексико как самый богатый район добычи в Соединенных Штатах, а иностранные и местные инвесторы, отливая золотые и серебряные слитки, всячески пытались показать их нью-мексиканское происхождение. Таким образом, с конца 1870-х годов в Нью-Мексико было положено начало самым романтичным, самым захватывающим и самым беззаконным делам в истории горнорудной промышленности штата».
В течение следующего десятилетия в западном направлении  вышеуказанные железнодорожные компании проложили ряд  веток дороги, которые тянулись в горы с юга и востока, соединяя Озерную Долину с Санта-Фе и Магдаленой (1883 и 1884 гг.). В период с 1870 по 1880 годы население тех мест выросло почти на треть, а с 1880 по 1890 годы еще на одну треть.
«Когда я впервые увидел поезд, то решил, что это магия белого человека, – писал много лет спустя один старый кайова. – Я понял, что мир движется быстрее людей и движется он только для белых».
В Мексике Нана примкнул к повстанцам Джеронимо – самому упрямому и воинственному из выживших лидеров чирикауа. В марте 1883 года апачи совершил еще один кровавый рейд на границе, руководил которым Чатто. Рейдеры своим деяниями привлекли внимание всей американской общественности. Они убили промоутера из Сильвер-Сити, судью Гамильтона Маккомаса и его жену Джуниату, а их шестилетнего сына Чарли захватили в плен. Ангельский портрет мальчика, исполненный в викторианском стиле и растиражированный в прессе, играл на чувствах людей и оказывал давление на генерала Крука. Генерал обязался найти мальчика и покончить с апачской угрозой навсегда. 
Крук разработал хороший план, который  был успешно реализован. Основная роль в этом плане отводилась разведчикам апачи, во главе которых были поставлены бесстрашные молодые офицеры. Эти силы, поддерживаемые вьючным обозом из мулов, которые перевозили боеприпасы, должны были проникнуть туда, куда не мог проникнуть никто другой. Все что стояло на пути у Крука так это государственная граница и его личная симпатия к враждебным оппонентам апачи.
Первое препятствие было преодолено благодаря помощи, которую оказал американским войскам мексиканский диктатор Парфирио Диас.
Он был готов забыть старые  обиды ради того, чтобы американцы помогали ему осуществлять контроль за проблемными участками северной границы. Он согласился использовать кавалерию США для борьбы с апачами на территории Мексики, и кроме того, для этих же целей приступил к формированию отрядов руралес (добровольцы – И.К.) из числа бандитов.
В июле 1882 года мексиканское правительство заключило соглашение с американским правительством, согласно которому  американским войскам разрешалось «беспрепятственно пересекать мексиканскую границу, для того чтобы вести преследование рейдеров по горячим следам». Крук ухватился за такую возможность, использовав в качестве предлога трагедию семьи Маккомаса, в связи с чем, направил к северной границе Мексики своих разведчиков апачи.
 1 мая 1883 года генерал лично пересек границу с отрядом из почти двух сотен разведчиков апачи, командирами которых являлись белые офицеры. Поддержку колоны скаутов осуществляла одна рота кавалерии и вьючной обоз.
Через две недели в предгорьях Сьерра-Мадре разведчики обнаружили ранчерию племенной группы вождя Чиуауа. Без всяких там переговоров о сдаче в плен, они налетели на ранчерию, убив  от 4 до 9 человек мужчин, а пятерых захватили в плен. Тем самым Крук продемонстрировал враждебным, что настроен весьма серьезно.

Крук отпустил двух захваченных женщин, чтобы донести свои требования  враждебным: «Генерал пришел в горы, чтобы сражаться, и он принес с собой много пуль, поэтому они должны, либо воевать с ним, либо сдаться».
Тогда Крук не нашел ни маленького Чарли, ни его тела. Ходили слухи, что мальчик все еще жив, и годы спустя некоторые утверждали, что он возглавлял группу ренегатов апачей, но, похоже, что он был убит разъяренным воином в течение нескольких недель после, того как его захватили в плен.
Круку удалось убедить сдаться Нану и Локо, которые со своими  последователями 22 июня 1883 года были сопровождены в резервацию Сан-Карлос. Нана пришел туда первым, прежде чем пришли остальные, вероятно потому, что хотел убедиться в силе слова генерала Крука, который пообещал, что никто из рейдеров не будет наказан за прошлые преступления. Джеронимо и другие  сомневающиеся из числа враждебных явились через несколько месяцев.
Таким образом, Нана оказался в том месте, которого избегал последние десять лет. Некоторые из бывших враждебных пытались адаптироваться, приняв решение записаться на службу в кавалерию в качестве скаутов. Чатто и Чиуауа, чтобы не сидеть в праздности записались в скауты, хотя большинство бывших враждебных относились к службе в рядах врага весьма настороженно.
Лейтенант Бриттон Дэвис – куратор чирикауа из числа военных, которого они насмешливо прозвали «Толстячком» постоянно ворчал на них, и призывал заниматься сельским хозяйством. Но ковыряться в грязи это не дело для воинов. Женщины апачи стали угрюмыми и сутками работали на солнце. Мужья, видя такое состояние своих жен, срывали общую злость на них и частенько их побивали. «Толстячок» же решил пожаловаться на мужчин.
Дело в том, что среди апачей была женщина, весьма искусная в приготовлении тисвина. Она часто разбавляла этот кукурузный алкогольный напиток с виски, который контрабандой поступал в резервацию. Стоит отметить, что недостатка алкоголя на территории Аризоны в 1880-х годах не было. Часто дружеские «тисвиновые посиделки» у апачей оборачивались поножовщиной, поэтому генерал Крук приказал Дэвису положить конец этому, в связи, с чем в резервации был введен запрет на производство и потребление тисвина. Вопреки этому запрету Джеронимо продолжал в своем лагере производить тисвин и получать алкоголь от контрабандистов.
 14 мая 1885 года принимая у себя гостей, среди которых был и Нана, Джеронимо и еже с ним, в изрядном подпитии изливая возле вечернего костра обиды, нанесенные белоглазыми, решили прийти в палатку Дэвиса утром, и разобраться с ним.
Толстячок не был человеком крупного телосложения, и, конечно же, не смог бы справиться с ними, но он был смелым и волевым. Столкнувшись с десятком полупьяных и дерзких апачей, несколько из которых были вооружены, Бритт Дэвис проявил завидное хладнокровие, и выслушал всех их претензии. Он пообещал индейцам, что их жалобы направит Круку на рассмотрение, после чего генерал решит, что делать дальше. Между тем Дэвис предложил индейцам вернуться в свои викиюпы (вигвамы апачей – И.К.) и проспаться.
Крук, вероятно мог бы разрядить ситуацию, если бы нанес визит в Сан-Карлос и, играя свою знаменитую партию «хорошего полицейского», поочередно и сочувственно выслушивал бы каждого недовольного, между делом ругая их как непослушных детей, с пристрастием сердитого дедушки.
Когда индейцы протрезвели, то, по крайней мере, половина из протестовавших уже сожалела о содеянном, но все они задавались вопросом, что же должен сказать Крук. Но генерал так и не дал своего ответа. Причина тому, запой главного командира апачских разведчиков Арчи Макинтоша, который был доверенным Крука и его советником по вопросам взаимоотношений с апачи. В тот день, когда Дэвис передал сообщение для Крука  Макитнтошу, последний, прочитав телеграмму, не придал ей значение, так как был сильно пьян. Вместо того чтобы отправить ее Круку, он перевернулся на бок и снова уснул, а когда проснулся и протрезвел, то вообще позабыл о ней. Таким образом, весьма важное сообщение так и не было отправлено генералу.
Джеронимо, Нана и остальные тревожно сидели в течение следующих двух дней, как школьники, ожидающие в кабинете директора. Они были слишком  хорошо осведомлены о  настроениях  большинства поселенцев и солдат, которые желали, чтобы чирикауа вообще ушли из Аризоны, предпочтительно в ад, или, по крайней мере, на Индийскую Территорию. Наконец, вожди решили, мол, если Крук молчит так долго, то должно быть планирует какое-то серьезное наказание для них.  Поэтому Джеронимо, Нана, Мангас, Чиуауа и Найче сорвались с места и вновь сбежали из резервации в горы Сьерра-Мадре.
Дальнейшая часть истории слишком мрачна, чтобы пересказывать ее, поэтому скажу кратко. Крук завербовал в ряды скаутов еще больше апачей, включая Чатто с некоторыми из его племенной группы, а также и людей из группы Локо, отправив их в погоню за беглецами. В течение многих лет генерал Поуп и другие армейские офицеры утверждали, что единственный способ принести мир на границу – это собрать всех апачей и отправить их далеко от этих мест. Чирикауа опасались больше всех, если Джеронимо и его последователи не будут уничтожены, то власти пойдут на указанные радикальные меры.
Скауты чирикауа знали каждую тропу и каждое убежище в горах Сьерра-Мадре, поэтому уже в июне, спустя месяц после побега враждебных из резервации, они вышли к ранчерии группы Чиуауа и его брата Ульзаны, захватив в заложники семьи вождей. В августе, в глубине гор Сьерра-Мадре скауты обнаружили ранчерию Джеронимо, где взяли в плен трех его жен и пятерых его детей, а также жену Наны. Для лидеров враждебных, остававшихся на свободе это был тяжелый удар.
В ноябре 1885 года враждебные совершили ответный ход. Чиуауа провел рейд на юго-западе Нью-Мексико, в то время как его брат Ульзана попытался увести из резервации их семьи в Аризоне. Чиуауа дошел до северной оконечности Озерной Долины и гор Мимбрес, прежде чем перешел границу и вернулся обратно в Мексику. Ульзана в рейде оставался гораздо дольше и нанес гораздо больший ущерб. В итоге он отказался от попыток вывести семьи из резервации и осуществил налет на лагерь белогорских апачей в резервации Белой Горы, убив двадцать одного человека из числа мужчин и женщин в отместку за сотрудничество апачей Белой Горы с армией. Затем рейдеры устроили засаду на колону кавалеристов, которая осуществляла их преследование. В результате они убили пятерых солдат. После, рейдеры бежали обратно в Мексику. На пути они убивали ковбоев, случайных путников, нападали на ранчо фермеров. Число погибших от рейда Ульзаны вероятно равняется сорока человекам.   
В этом время Нана находился в горах Могольон. Но там он пробыл недолго, поскольку горы были полны белых людей. Губернатор Лайонел Шелдон разрешил местным жителям для охоты на индейцев создавать отряды самообороны. Чтобы поймать Нану войска были вновь направлены в Ойо-Калиенте, чтобы преградить ему путь к Священному источнику.
27 марта 1886 года Джеронимо, Чиуауа и Нана в каньоне Лос-Эмбудос провели переговоры о капитуляции с генералом Круком. На известной фотографии запечатлевшей это историческое событие  показано, что Нана на переговорах сидит рядом с Джеронимо (годы спустя Джеронимо скажет, что если бы он послушал тогда своего старого приятеля, то никогда бы не сдался). Нана сдержал слово данное Круку, пришел и сдался, в то время как Джеронимо после данного обещания напился и последнюю минуту снова сбежал, что обернулось трагедией для всего племени.
Крук ушел в отставку и был заменен генералом Нельсоном Майлзом, человеком из аппарата генерала Шеридана, который был готов реализовать решение Конгресса о выселении из Аризоны всех чирикауа, как враждебных, так и дружественных.
8 апреля Нана покинул форт Боуи вместе с семидесятью четырьмя   чирикауа, которые были причислены к военнопленным. В последующие двадцать семь лет чирикауа сначала находились во Флориде, затем их переселили в Алабаму и, наконец, в форт Силл, в штате Оклахома.
Нана больше никогда не увидел его любимые горы и Священный источник в Ойо-Калиенте. Он умер в Оклахоме в 1896 году.