Часть 3. Исчезнувшие черновики писательницы...

Владимир Конюков
Часть 3. Исчезнувшие черновики писательницы …

    

   Известный литературный шум, фурор произвёл фильм «Тихий Дон» в 3-х сериях конца 50-х.
Обсуждение, как всегда сравнения. По стране вместе с очередной серией молва, книгу Шолохову помогали активно писать учителя станицы казачьего края, вместе с учителями окрестных  хуторов. Из учителей первая, бывшая учительница, его жена Мария.
Эффект воздействия на народ. В 1960 году в Москве проходил  Всероссийский съезд учителей, моя мать была делегатом съезда. В кулуарах живо шёл разговор о роли учителя, в том числе, как подготовленного грамотного специалиста правописания…  Пример, как Мария Петровна Шолохова, жена, бывшая учительница, помогала писателю править тексты.
Народные воспоминания, сравнения… На слуху жёны великих, кто и кому помогал писать, жена Льва Толстого, другие …
И  с того времени появляется фамилия Марии Столыпиной, которая писала за мужа Павла Вяземского!?

     Невероятно!
Тогда что она писала? Неужели женщина от имени женщины о женщине и тогда получается сенсация! «Письма и записки Оммер де Гель» написала она, но никак не её муж Павел Вяземский, мужчинского духу о женской возвышенной душе известной писательницы и путешественницы Адель... Возможно ли такое? Вполне.
Авторство передать, свои люди для, например, продвижения мужа на более высокую ступень по должности, литературную значимость придать. Переписать, почерк свой поставить не составляло труда, закрепить автографом.

     Главное и непостижимое для восприятия, Лермонтов был противен клану Вяземских, он враг для них, его отец, Пётр Андреевич, этому научил, ненавидеть соперника в поэзии, а Павел-сын вдруг пишет о нём…
Этот пассаж выпирает наружу явным несоответствием, а вот жена князя Мария, про родственника Лермонтова могла писать. Не терпела его «невыносимого мальчишку», и именно по родовой нетерпимости, и именно она, и только она могла написать женский труд о женщине Оммер де Гель, вставив для оживления сюжета встречи Адель Оммер с Лермонтовым.

     Павлу Петровичу Вяземскому зря приписали не его? По характеру его литературного творчества, он мистификатор в отдельных эпизодах известных биографий знаменитостей своего века, намного ниже по уровню придумок, например, издателя Бартенева.
Сомнения написания им «Письма и записки Оммер де Гель», как раз с 1933 года. Что мистификация, доказали учёные, а вот его ли личное достижение…
Отголоски в 70-х, прошлого века, не раз обсуждались в литературной молве, бродили слухами. Старшее поколение помнит байку о нескольких русских Дюмы, а этот труд значился занятной вещицей «дамского» чтива, который доставали с трудом. Наравне со знаменитыми, похабными «Тени Баркова», якобы Пушкина. Автором «Письма и записки…» значился  Павел Вяземский, а в народной молве – ну точь в точь, как у Шолохова жена, тоже звать Мария…, женская линия поведения женщин в эпопее «Письма…», её работа. Обе помогали писать мужьям. Степень участия разная, чисто женское чтиво от женского лица «Письма и записки Оммер де Гель» написала одна, выпирало очевидностью,… Мария Аркадьевна Столыпина.

     С того же времени откровенное быстрое затухание слухов?
Никаких следов её творчества, обязательное в светском дамском обществе -  личные записи 19 века, дневники. Должны быть, а их нет. Стихов не значится, прозы тем более. Писем, как не бывало, а должны быть, письменные воспоминания, хотя бы в заметках на листочках, отсутствуют. Ни одной записки… Личного архива нет, подчищено до мелочей!
Кто постарался? Муж мистификатор… Он! Его соратники? Они!
В своём веке расстарался мистифицировать семейные литературные достижения сын, так его учил отец – Пётр Андреевич.
Другим это не надо было.

     … Мария Аркадьевна что – то писала, её труды искали наши неугомонные…
50 лет прошло, середина 60-х прошлого века, середина 70-х.
Бум, разгадать Пушкина и его странную дуэль, подозрительную дуэль Лермонтова. Расследовать молву о белом-белом лицом Есенине после смерти…
Блистает Андроников рассказами по ТВ, ошарашил всех граждан своими исследованиями по Лермонтову, выпустил печатный труд в 1967 году.
Журналисты публикуют свои версии, писатели вдохновенно пишут повести и рассказы.
«Самиздат» наполнен выписками, вырезками, короткими сообщениями о результатах экспертиз, реконструкциями гибели писателей.

     На этом фоне скромно, информационными вкидами, в основном среди фанатов Лермонтова, (тогда такого слова не было), обсуждается, в то время, известный писатель,
Андреев-Кривич Сергей Алексеевич (1906-1973)
«Литературовед, писатель, переводчик. Настоящая фвмилия - Андреев. С 1946 г. работал в ИМЛИ им. М. Горького АН СССР. Изучал творчество М.Ю. Лермонтова. Автор многочисленных публикаций о поэте; его жизни и творчеству посвящены и две книги - "Тарханская пора" (1963) и "Всеведенье поэта" (издана в 1977 г.). В 1963 г. С.А. Андреев-Кривич принял участие в научной конференции в Пензе, посвященной 150-летию со дня рождения Лермонтова. Известно также, что С.А. Кривич переводил на русский язык произведения французских писателей, участвовал в подготовке 30-томного Собрания сочинений А.И. Герцена.
      Скончался С.А. Андреев-Кривич 22 июля 1973 года, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище».

Его известные работы.
«Андреев-Кривич С. А. Кабардино-черкесский фольклор в творчестве Лермонтова, «Уч. зап. Кабард. науч.-исследоват. ин-та», Нальчик, 1946, т. 1;
Андреев-Кривич С. А. Кабардино-черкесский фольклор в творчестве Лермонтова,  1949;
Андреев-Кривич С. А. Два распоряжения Николая I, ЛН, т. 58, с. 411—30;
Андреев-Кривич С. А. Лермонтов. Вопросы творчества и биографии, М., 1954;
Андреев-Кривич, Сергей Алексеевич. Может собственных Платонов… / С. А. Андреев-Кривич. Повесть о великом поморе : [Повести о М. В. Ломоносове : Для ст. шк. возраста] /… — Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1986. — 334, [1] с., [5] л. ил.: ил. ; 21 см. 100000 экз.
Андреев-Кривич, Сергей Алексеевич. Тарханская пора : [О М. Ю. Лермонтове] / [Вступ. статья Л. Озерова]. — Саратов ; Пенза : Приволж. кн. изд-во. Пенз. отд-ние, 1981. — 264 с. : ил. ; 21 см. Библиогр. в примеч.: с. 255—263. — 25000 экз.
Андреев-Кривич, С. А. Тарханская пора : [Жизнь и деятельность М. Ю. Лермонтова в Тарханах]… — Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1976. — 254 с. : ил., портр. ; 21 см. 100000 экз.
Андреев-Кривич С. А. Всеведенье поэта, М., 1973;
Андреев-Кривич, Сергей Алексеевич. Всеведенье поэта : [М. Ю. Лермонтов : Для детей ст. шк. возраста]. — 2-е изд. — Москва : Сов. Россия, 1978. — 272 с., 25 л. ил. ; 21 см. 100000 экз.
Андреев-Кривич, Сергей Алексеевич. М. Ю. Лермонтов и Кабардино-Балкария / [Послесл. Л. Озерова]. — Нальчик : Эльбрус, 1979. — 202 с., 2 л. ил. : портр. ; 20 см. В надзаг.: Кабард.-Балкар. ин-т истории, филологии и экономики. — 10000 экз».

     Труды Андреева выходили огромными тиражами, а о нём говорили намного меньше, чем об Андроникове. Эффект воздействия на народ ТВ, где у второго была своя специальная программа о жизни Лермонтова.
Об этом не печатали, шум в литературной молве, что находил нового Андроников, сразу было известно по ТВ или печати. Много миллионов народа страны буквально прилипали к экранам телевизоров, писатель, исследователь, но и великолепный артист рассказывал о поэте очередную сенсацию.

     От одного к другому сенсация о Лермонтове. Но теперь уже «лермонтовед» Андреев – Кривич нашёл ранее неизвестное о поэте…, собственноручные записи жены Павла Вяземского. То есть, то, что искали профессионалы и самодеятельные «лермонтоведы», личные записи Марии Аркадьевны Столыпиной. Подозрения, что она писатель, оправдались!
Надо сказать о тех годах, 60-70е, прошлого века, что не совсем уместно было озвучивать официально, в народ запускался слух, в том числе, через «самиздат». Называлось, решение вопроса не государственным способом.
Или известные исследователи, как Андроников или Андреев, «баловались»…, лично организовывали нужную молву методом «от одного к другому».
Например, масса литературных экспертиз и реконструкций событий Андроникова, значительная часть «гуляла» молвой в «самиздате».
 
     Андреев нашёл сенсационное о Лермонтове… Что?
Обязательства секретности и ответственность за нераспространение непроверенных сведений, обязывали молчать до поры, до времени. Сразу нельзя объявлять, проверка, экспертиза, требования к достоверности занимают месяцы и годы, а он уверен… Рано умер, болел, торопился жить, поскорее объявить о находке, а ему не дадут этого сделать. Верный способ, молва через «самиздат».
Частично удовлетворён, он это сделал… Его труд будут знать. Нет и сомнения в его мыслях, Андроникову ТВ популярность, себе её через параллельную литературу – отечественный «самиздат».
Он нашёл достоверное, черновики жены Вяземского, Марии Столыпиной. Она писала. Что? Стихи или прозу?
Другой вопрос, нужно ли это кому – то знать, автором «Письма и записки Оммер де Гель», значится её муж, переиграть обратно, поставить под сомнение литературные способности известного литератора Вяземского, пусть и скандальные.
Не дадут никак собратья – писатели и сторонники клана князей Вяземских.


Конец 3 части.
Продолжение следует.