Студентка, экзамен и Ренессанс

Константин Матаков
                ***

И снова экзамен по философии. Серьезная девушка отвечает на вопрос «философия эпохи Возрождения». Ее ответ, если исключить междометия и бессмысленные обрывки фраз, заключался в трех предложениях: 1. Была такая эпоха. 2. Эта эпоха была везде, чуть ли не на среднерусской равнине (тут я насторожился). 3. В эту эпоху были философы. Собственно, все.
Я, как учили на занятиях по педагогике, пытаюсь подсказать, - из произошедшего я делаю вывод, что подсказывать я не умею.. Ведь ни один философ не был назван девушкой по имени.. Подсказываю: вот был философ, который находился в конфликте с католической церковью из-за пропаганды оккультных идей, а потом католики его сожгли; сегодня же они говорят – погорячились мы (это католический юмор такой, можно смеяться до упаду!). А она мне: тогда многих жгли, я же не могу всех помнить! Тут я почувствовал, что мы нащупали дно. До этого мне казалось, что в эту бездну можно падать безостановочно, но нет! – дно Марианской впадины существует! Более того, в ее ответе была безупречная и неотвратимая логика: многих жгли, всех упомнить нельзя – разве вам есть что возразить?!
Хорошо, думаю. Что же она точно может знать из этой эпохи? Или кого.. Говорю: ладно, Вы не знаете философов эпохи Возрождения, но художников-то Возрождения Вы помните? Девушка скромно отвечает: я не интересуюсь искусством. А я интересуюсь.. Нет, дама оказалась тактичной, - это я бестактен.. Тогда я сказал так: есть такой выдающийся художник Возрождения, гений из гениев, его знают все.. Ну как все – тогда я был молод и наивен, теперь я бы сказал «почти все».. И вот, более пятисот лет назад он написал портрет загадочно улыбающейся женщины; она улыбается 5 веков, и никто не может понять - почему?  Может, никакой улыбки и нет? Искусствоведы всего мира исписали миллионы страниц, чтобы объяснить таинственный феномен, - и все попусту.. В ответ на это дама молчала.. Я начал было выходить из себя, и подсказал уже прямо: картина называется «Мона Лиза». Но дама продолжала молчать. Тогда я уже почти вышел из себя, и сказал: картина находится в Лувре. Это было явно не к месту. Дама спросила: а где это? Говорю ей: в Париже. А она раздраженно: но я никогда не была в Париже, откуда я могу это знать?! О логика! О неприятная тяжесть бытия! И тогда я закончил этот замечательный диалог, будучи на пути к тому, чтобы повторить вместе с Данте: «и я упал, как падает мертвец»..