Кто выбирает

Елена Спиглазова
На лекции по зависимостям руководитель системщиков Ирина Михайловна Кошечкина с перерывом затянула. Курильщики подпрыгивали на местах, многозначительно шурша сигаретными пачками. Кошечкина поглядывала на них, явно улавливая намек, но ритм ее речи никак не менялся. Наконец она соизволила задать вопрос: вот вы ощущаете, что в зале душно? – Да! – Радостно откликнулись курильщики, намекая, что пора бы освежиться. Ирина Михайловна покивала, давая понять, что восприняла отклик, и задала следующий вопрос: то есть, вы признаете, что испытываете гипоксию? – Конечно, - вразнобой удивились наивные обучаемые, хотя бы и по третьему году. – И что вы собираетесь делать? – Коварно продолжила она уточнять намерения аудитории. Зал безнадежно замолчал, наконец, поняв, что перерыв не объявлялся не просто так, а со смыслом. Кошечкина снова покивала, поглядывая на слушателей с такой нейтральностью, что было совершенно понятно: их пороки очевидны, осуждению не подлежат, а в исправление она не верит, так как в начале лекции довела до их сведения понятие дефицитарности. И дефицитарность так ярко проявила себя в их недогадливости! Зал совсем пригорюнился, но тут Ирина Михайловна смилостивилась и пояснила:
- Вы испытываете гипоксию. Адекватный зрелый человек постарается использовать любой ресурс, в данном случае перерыв, для купирования гипоксии прогулкой на улице и вдыханием свежего воздуха. Что делают зависимые? Гипоксию усугубляют. Так работает патологическая система, давая извращенную обратную связь и нефизиологичное подкрепление. Потому что патологическая система работает на себя, а не на организм, примерно, как раковая опухоль.
Слушатели в ужасе замерли, осознав свою патологичность и извращенность, и не сразу вышли из оцепенения после бодрого возгласа Кошечкиной: перерыв 15 минут!
Тамара, пролетая к двери с уже зажатой в руке сигаретой и зажигалкой, резко затормозила у стола Кошечкиной.
- Ирина Михайловна! Я, конечно, все равно курить собиралась, но вы так рассказали, что прямо увидела! Щелчок зажигался… Запах дыма… Первая затяжка… Почему так?
- Избирательность, - несколько отрешенно ответила Кошечкина, - вы, вернее, ваша зависимость выбрала то, что актуально для нее… зависимости.
- А я? – Несколько опешив, обиженно воскликнула Тамара, - я-то где?
- Вы меня спрашиваете? – удивилась Кошечкина, - я не знаю, где вы себя ощущаете. Я вижу, что вы стоите здесь, сейчас, с сигаретой в руке. А где вы?... Спросите себя: где вы? С кем, или с чем? Что делаете? Зачем? И что хотите получить в результате… И чего хочет ваша зависимость...
Курить я хочу, - мрачно бормотала Тамара, спускаясь по лестнице и ощущая в голове какой-то нездешний звон, - мороз… снег… щелчок зажигалки… запах дыма… первая затяжка… - Это я хочу? - бормотала Тамара, прикуривая, - Я, или не я? А я... чего хочу я?
О! Чего хочу я... Чего я хочу, когда прикуриваю? Щелчок зажигался... первая затяжка... Последняя…
И что будет тогда?
И страх при мысли, что тогда надо будет... жить?