МОЯ БАБА ЯГА

Ольга Львова 3
   У каждого из нас - своя Баба Яга.
   Это всесильная и одновременно немощная, дряхлая и в то же время сноровистая, глуповатая и вместе с тем искушённая в ведовстве, злая и оказывающая помощь, неслезающая с печи и покоряющая воздушные высоты в своей ступе, одинокая и имеющая многочисленные родственные связи, древняя и всё чаще являющаяся нам в своём юном возрасте загадочная героиня сказочного русского эпоса.
   Самые яркие воспоминания о ней, конечно же, относятся к детству, к тому самому периоду, когда в нашу жизнь приходит СКАЗКА.

   Первой встречей с Бабой Ягой я обязана походу в летний погожий день моей детсадовской группы в новенький, отштукатуренный, с рядами деревянных стульев с откидывающимися сиденьями, кинотеатр-барак на краю целинного посёлка. Показывали фильм-сказку Александра Роу «Кащей Бессмертный».
   Надолго запомнились его «чёрно-белые» герои и героини, через всю жизнь пронесла их образы в своей памяти.
   Помню свои детский ужас в момент появления Кащея, потрясение от наличия трёх, изрыгающих огонь, голов у огромного Змея Горыныча, страх при виде Бабы Яги и восхищение и радость от подвигов Никиты Кожемяки и Булата Балагура. Как прекрасна, чиста и нежна была Марья Моревна!
   Спустя годы этот фильм смотрится с таким же интересом, как и прежде.
 
   Первым запомнившимся сном из детства оказался сон о Бабе Яге с такой же внешностью, как у одноимённой героини фильма «Кащей Бессмертный».
   Древняя старуха вошла в наш просторный и светлый целинный дом. Направилась прямо к моему другу, соседскому мальчишке, сидящему на корточках в углу коридора. Направила свою страшную клюку в распахнутый от страха рот, достав до самого дна желудка мальчика. Потом направилась ко мне...
   Я проснулась от немого крика, когда клюка оказалась занесённой надо мной.

   Следующая запоминающаяся встреча состоялась в 6-летнем возрасте. Коллега моей мамы, узнав, что я научилась читать, принесла тоненькую, малого формата книжицу, на её взгляд, детскую, с фигурой женщины на чёрно-белой обложке под названием «Баба Яга». Я прочла…
   Содержание касалось судьбы женщины послевоенного времени, живущей на отшибе, в отдалении от села. Девочки-подростки, от лица которых велось повествование, боялись её благодаря слухам и пересудам.  «Отшельницу»  все  звали Бабой Ягой.
   Однажды случился снег, буран, во время которого девочки заблудились, но затем вышли «на огонёк». Каков был ужас, когда они поняли, куда и к кому они попали.
   Между тем «Баба Яга» впустила их, обогрела, накормила, напоила, спать уложила, а героини узнали из её рассказа о нелёгкой судьбе простой русской женщины, потерявшей семью во время войны и уединившейся от людей.

   Кот Кузьма появился у меня в лето перед поступлением в школу.
   Однажды родители принесли котёнка чёрной масти. Лапки у него были в белых «перчаточках», а на груди красовалась белая «бабочка».
   Кот Кузя был неизменным моим спутником. Спал, свернувшись калачиком, у меня в ногах. Мурлыкал, рассказывая о чём-то о своём мне на ухо. Встречал меня после долгого отсутствия, ласково-настойчиво просясь на руки.
   Он дружил с домовым, встречаясь  с ним частенько на чердаке крыши, и усмирял мышиное племя, спускаясь в подполье.
   Чёрный кот, как известно, является верным помощником Бабы Яги во всех русских народных сказках. Подобно его сказочной хозяйке, является существом, стоящим на границе миров Яви и Нави: живёт в реальном мире и является жителем потустороннего мира.
      
   Прошло время. Мой маленький сын однажды, проснувшись, рассказал мне теперь уже его первый сон. «Мама, я видел во сне тебя. Ты была Бабой Ягой!..» Немой вопрос: «И что из этого?» Последовал восторженный ответ: «Я тебя поцеловал, и ты превратилась… в мамочку!»

   К слову сказать, в настоящее время я проживаю в крае,
   богатом реками, в названии которых звучит гидроним «ЯГун»,
   где посреди тайги можно встретить «избушку на курьих ножках» , лабаз*,
   в крае, в который летом возвращаются с тёплого юга стаи диких гусей-лебедей,-
   - Югре.
   Живу на границе между людским поселением и лесом, Вещим Лесом,
   между Явью и Навью.

   Уважаемый читатель, а ты помнишь свои встречи с Бабой Ягой, героиней русских волшебных сказок?

   23.05.2018


   Ольга Львова

* лабаз (хант.) - охотничий домик для хранения добычи, припасов; "избушка на курьих ножках"