Дошкольный Каналиум. Шахматная Шкатулка

Алексей Ратушный
Конечно нужно было бы заняться патентованием.
Подавать заявки, фиксировать этапы и умереть с патентом в ящичке прикроватной тумбочки или немного раньше.
Красивая версия.
Я умер, и вот тут то и пришел праздничный скромный конвертик.
Таких «из обретений» за жизнь я мог иметь тысячи.
Но не хотел.
И сорок секунд на заполнение «заявки» тратить жалко.
Жизнь – безумно короткая штука.
На Земле живут миллиарды людей.
Они выдумывают, придумывают, открывают невероятно много самых разных вещиц и штуковин.
Однажды я задумался о процессе патентования сильнодействаующего яда.
Как красиво!
Получает «эксперт» вещество в пробирке и …
Нет, нет, я не о таком веществе, которое сквозь вещество пробирки во внешнюю среду не проникает.
Я о таком сверхтекучем и всепроникающем, что прямо таки тут же и продирается в ноздри эксперта!
Высший пилотаж!
И вот заседает патентное бюро.
В центре на столе колбочка.
А в ней!
Вы скажете: пустые фантазии!
Бред сивой кобылки.
Вот Эдисон изобрёл кучу реально наиполезнейших вещей.
И?
Я привык смотреть на мир через призму десяти тысяч лет.
Немного!
Согласен.
Срок просто наикратчайший…
Но.
Но кто и где сегодня помнит Эдисона?

Вот созидатель алгебр (не одной, а целого семейства!) – житель города Осло – норвежец Ли.
Я спрашивал тысячи школьников.
Из разных стран и континентов.
На улицах Киева.
Между прочим.
Не вспомнил никто!

Но вернёмся к «нашим баранам», то бишь «каналам».
Сама по себе идея узких каналов, в которых лодку не развернуть, придумал не я.
И реализовал не я.
Идея прекрасно реализована на Соловках, монахами Соловецкого монастыря.
Много лет назад.
Как минимум больше ста!

Случилось так, что Александра Александровна, родная бабушка Владимира Алексеевича в конце восьмидесятых полностью погрузилась в идею помощи восстановлению Соловецкой обители и поменяла свою квартиру в Соломбале на Сульфате на квартиру на Соловках. И стала как бы послушницей, печатающей бесконечные документы восстанавливаемой святыни – а она была секретарём –машинисткой от Бога!
Потому в то лето, когда я с Володей путешествовал от Находки и Южно-Сахалинска до Санкт-Петербурга и Архангельска, мы решили посетить и Соловки и «привернули» туда «на недельку» в гости к Александре Александровне.
Бог есть!
Именно тогда на Соловки впервые за пятьсот лет прибыл с личным визитом и Патриарх Всея Руси Алексий Второй!
И довелось мне прямо на Пристани пообщаться лично с Патриархом.
Я изложил ему свое видение проблем Православия на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале, а также своё видение вопросов реформы Системы образования.
Там же я задал мучивший меня вопрос о своём предложении, опубликованном в «Учительской газете» в 1988-ом году, передать Православию половину наших общеобразовательных школ.
Вопрос был очень не простой и содержал в себе множество неявных, но прозрачно выложенных идей.
Но Алексий Второй ответил неожиданно прямо и кратко:
- Ах! Если б вы знали нашу православную бюрократию! Она не готова!
Получив благословение Патриарха на продолжение своих исследований я был в глубоких раздумьях.
И вот тогда я впервые увидел каналы!
Каналы Соловецкой обители.
Полсотни озёр соединенных узкими мелкими длинными прямыми каналами!
Это фантастическое явление!
Это просто невероятная благодать.
Истинное наслаждение души, отрыв от всех континентальных проблем и переживаний.
Ни Белое Море, ни тюлени в полыньях Северной Двины, ни Мало-Кареловские терема не сравнятся с этим чудом света.

Так что патентовать Каналиум я не стану.
Пусть кто захочет, тот и патентует.
Мне важно другое – поможет это трехлеткам усвоить «ход Ладьи» без слов «ход» и «Ладья»?
Вызовет у них неподдельный интерес и желание «разобраться»?
Сколько микроигр смогу я им предложить на таком «устройстве»?
Как много позитивных эмоций получат они в процессе общения с этим «произведением современного искусства»?
Какие модели корабликов, какие расцветки парусов, какие механизмы перемещения судов в створах каналов и на поворотных пунктах могут превратить это занятие в волшебную Игру в нашей Шахматной шкатулке?

Вот сижу, рисую, размышляю, мечтаю…
Не успеть?
А вдруг?

Хоть одним глазком?
Хоть разок в жизни.

Каналы!

Россия – это держава Рек.
И соединять реки не только «волоком» но и каналами – давнее увлечение россиян. И не только реки, но и озёра, и моря.
Вот ярчайший пример – Кеть-Касский канал соединивший Обь с Енисеем!
Задолго до…
А уж в эпоху Сталинской империи  каналы строили все и повсеместно.