НиВуву

Владимир Липатов
Будем знакомы, меня зовут Ни-Вуву!! Нет, я не вождь экзотического африканского племени, я просто дед вот этого маленького смышлёного мальчика, и мы с ним неплохо ладим.
Зимний морозный вечер, мы осторожно катим детскую коляску по заснеженным дорожкам. Там, внутри её, притаился маленький Илюшка.               
– Спи, спи маленький…               

Но маленький спать не желает. Он появился на свет не для того чтобы спать, его внимательные глазки рассматривают Мир, пока кусочек мира, где ему предстоит жить. Тёмное небо, жёлтую луну, светлячки звёзд… Отныне этот космос принадлежит ему. Под его серьёзным взглядом я неумело поправляю шапочку, подмигиваю.               
– Впереди время познания мой друг и, пожалуй, нас с тобой ждут большие дела. Пора начинать ползать!               
Он сразу принял меня в группу ползающих, и мы бежим-бежим-бежим на коленках дистанцию от стола, в нашей с ним комнате, до кухни и обратно. Никак мне не угнаться, он – ведущий, я – ведомый. За день все колени истоптал…


Для простоты общения Илюша создал свой, понятный всем язык.
- Илюша, ты кто будешь дедушке?
 - Нюк!..
- Мальчик, как тебя зовут?
- Я – Дядя…
- Ой хорошо, но как тебя зовут?
- Я – Дядя…
- Прекрасно, вот и познакомились… а как зовут дедушку?
- НиВуву…
- А маму?
- МаТютя (Это мама, но еще и тетя) …


Знакомство с компьютером произошло, когда маленькое дарование еще ползало, - Илюша все время таскал по полу клавиатуру на кабеле, выстукивал на ней свои первые программы, пробовал на зубок, пока еще единственный, пластмассу… С телевидением тоже знаком с раннего возраста, но его не устраивала плоская картинка на экране, он постоянно заглядывал за телевизор в поисках 3Д изображения и недоумевал – где прячутся эти тети и дяди? Первая научная дискуссия у Илюши с Аллой случилась в полуторагодовалом возрасте. На плите, в кастрюльке, кипела вода.
- Гым! – Авторитетно заявил Илюша, показав пальчиком.
- Пар! – Авторитетно сказала Алла.
- Гым! – Безапелляционно провозгласил Илюша, подняв пальчик вверх.
У Аллы не нашлось контраргументов…


В субботу маме нужно по своим делам и Илюша остается у нас. А быть без мамы у него сегодня нет никакого желания и потому ревет: - Маатюютя…
- Илюша! Маме нужно на работу, денежки зарабатывать! – Врём мы.
Но он уже в курсе рабочих и выходных дней и его не проведешь: -Тяна матютя теньги ей! Что на Илюшином языке означает: «Сегодня мама денежки не зарабатывает!» В его крик души вложено три языка: собственный, русский и эстонский…


В наших отношениях с Илюшей уже сложились свои обычаи. Вот он подбегает ко мне, давит на животик и покряхтывает. Ясно, но мы еще успеваем тщательно выбрать книги, ибо сам процесс должен быть максимально полезным. Наконец с вязанкой литературы отправляемся в туалет. Штанишки, памперсы…Легко! Нюк удобно усаживается на детскую подставочку, а я, с трудом примостившись на полу, приступаю к чтению… Время и сказки текут рекой, сам процесс, ради чего мы здесь собрались, уже забыт, а у меня уже ломит спину и крутит ноги.
– Муха-муха цокотуха, позолоченное брюхо… - бормочу в двадцатый раз, рычу, и входя в образ тараканища, хватаю Илюшу за бочок.
– Илюша, ну хватит! Меня эта хлебосольная муха уже достала! Давай что-нибудь посерьезнее.
- Лесево! – Лукаво смотрит на меня.
- И Леший уже достал! Я упираю два пальца в свое горло -  Вилы! Ты его наизусть знаешь.
- Лесево! – Ох как ему нравится мое отчаяние! Это капкан, а книг еще столько, что хорошо бы к ночи управиться…   Тяжело вздыхаю.
 - Давай лесево… но, вот эту, пятую книжку дочитаю и все. У НиВуву спинка и ножки бо-бо… - Делаю скорбное лицо и хватаюсь за «спинку». Илюша жалостливо гладит меня по голове.
 - И все…
За дверью туалета, встревоженные мама и бабушка задают всякие вопросы, но юный книгочей, не слезая с сосуда, молча закрывает защелку… 


Илюшкино утро, - мы такого радостного пробуждения не видели никогда. Самолетиком летим в туалет, ванну, на завтрак и закружился день: прятки, рисование, чтение, поход в ближайший лес… дел много и везде нужно успеть.
- А пойдем гулять! – Мы выходим из подъезда и знакомая ворона, завидев нас, стремительно слетает с дерева и, начиная свой хитрый танец, боком подпрыгивает почти вплотную. Илюша-то ее сразу за хвост норовит, да не тут-то было. Серая плутовка свое дело знает, косит глазом и скок-поскок в сторону.
– НиВуву окрусай!
 Да что НиВуву ворон не знает? Окружаю…
Так прыжками и добрались до пышных зарослей карликовой сосенки. Ворона в их лабиринтах спряталась, выглядывает, зовет азартного Илюшу и опять исчезает. Тут некстати телефон зазвонил, я отвлекся от охоты, поговорил, обернулся, а нюка нет…
- Илюша!.. – Оглядываюсь в тревоге.
- НиВуву! – Ломится пушистый сосновый кустарник, только ветки трещат, а вот и милое испуганное личико, да мне в колени, да обнимать! А следом уже четыре взъерошенных вороны…
Целую его в серебряные слезинки.
- Кыш, негодницы! В засаду моего нюка заманили, кыш пернатые!
- Кыс-кыс натые!
- А пойдем на детскую площадку! Там твоя машинка уже соскучилась.
- Моя сынка, идем!
Вот незадача! В машинке две девочки постарше играют в куклы, детский зонтик лежит рядом…
- Илюшка, видишь занято, давай покачаемся…
Но Илюша настроен решительно, подбежал к ограждению, крутнулся пару раз на трубе и приступил к захвату машинки. Вид воинственный, футболка задралась, пуп голый… Налетел вихрем, схватил зонтик и отскочил как та ворона. Стоит в пяти шагах от девочек и всем своим видом показывает, что, покоя им не даст, пока не добьется капитуляции. Я зритель, я в сторонке… Девочки хорошие попались: догнали обидчика, немножко бока намяли, горсточку песка за шиворот сыпанули для профилактики и с зонтиком вернулись к своим играм. Илюша бегом к трубе, - покрутился, восстановил настрой и опять за зонтик… Таким настырным я его еще не видел. Пуп воинственно блестит на солнце, девчонки гоняются – поймать не могут… так и освободили машинку…


Пришла пора вопросов.
- Тё етя?
- Это лампа.
- А тё етя?
- Это утюг.
А тё етя?.. – И так целый день, неделю, месяц…, на улице и дома…


 Ах, какой помощник растет! Вот и сейчас Илюша помогает бабушке расставлять посуду к обеду, - серьезен, собран, гордится миссией, но наше умиление ведет к потере бдительности - вдруг хвать банку с перцем и бегом в дальнюю комнату, на ходу откручивая крышку… Эх старый НиВуву, не успел... Вместе чихаем, плачем и, кажется, эксперимент пошел на пользу обоим. А перед сном Илюша вдруг забаррикадировался в ванной и, после долгих уговоров, нехотя открывает дверь. Пустые бутылочки и баночки рядком выстроились под раковиной, ванна пузырится пеной, которой на полу уже по щиколотку, а она все лезет и лезет. Пахнет шампунем, лосьоном, одеколоном, духами, кремами…
- Хоспади!..
– Я, - говорит, потупив взор, – люблю физику, математику, химию и канализацию...


Водит пальчиком по своей руке – У меня здесь волосики подрастают, как у папы. Шубка вырастет и мне в школе не холодно будет…


На корточках, заправляю Илюше штанишки в ботинки. Он крутит пальчиком по моему затылку, - НиВуву, а у тебя здесь гнездышко…
- Твое гнездышко... Ты будешь расти и оно тоже.

Сегодня у нас урок гуманизма. Тема сложная, по сюжету Илюша волк с клыками и добрым сердцем, а я розовый поросенок, - любимое блюдо человечества и хищного мира, но мне хочется тепла. Урок навеян прочтением «Трех поросят», но за отсутствием в квартире этих животных, я играю роль самого умного – Нуф-Нуфа. Волк подыскал мне маленькое, но уютное жилье, оно расположено под компьютерным столиком, а дверью служит кресло на роликах.
– Паласенок, иди спать!
- С удовольствием! – я на карачках вползаю под стол и складываюсь вдвое. Волк принес мне подушку, заботливо подоткнул с боков одеяло и сам пытается разместиться рядом.
– Если ты волк, так и броди вокруг дома, дверь для хищников закрыта.
- НиВуву, я добрый волк, буду тебя защищать!
- Ну что с тобой делать, полезай.
Беседа под столом идет серьезная, но меня клонит в сон, закрываются глаза.
- Илюша, то есть Волк, твой поросюшка спать хочет.
- Ну спи, спи… молчу.
Через минуту.
- Паласенок, пойдем гулять. – стаскивает с меня одеяло.
- Пойдем…
Волк вложил свою маленькую теплую ладошку в мое поросячье копыто, и мы побрели, изображая гулянье. Пришли на кухню, Волк вытащил из шкафчика две баранки, одну сунул мне в зубы, другую себе. С интересом оглядываясь по сторонам, обошли вокруг стола…
- Паласенок, пойдем домой.
- Пойдем…
- Паласенок, давай спать… Но перед дверью «дома» я схватился за поясницу.
- Илюша, я если сейчас согнусь, то уже навсегда. Давай я на диванчик прилягу, а через пол часа ты меня разбудишь. Как эта стрелочка на часах подойдет вот сюда, так и буди. Мне надо вес нагуливать.
Волк немного подумал.
- Давай, а я тебя буду охранять.
- Охраняй, чтоб на ветчину не пустили.
Я с комфортом прилег, закрыл глаза. Волк под боком шебуршит, зубищами щелкает…
Минута прошла…
- Паласенок, пойдем гулять!
Вздыхаю… радостно.
- Пойдем…