Легенды острова Капри

Ира Удалова
     Июльский зной, марево. Скалы, белые лодки, ослепительно-синее море с гранями волн, милые домики на склоне горы - все дрожит в дымке. Остров призрак, остров мираж?
     Но нет, весёлые гламурные такси а-ля кабриолет, с естественным продувом и разноцветными сиденьями, возвращают в реальность. Только здесь такие - каприйские, сотканные на заказ в Турине в количестве 77 штук на весь остров. Местный специалитет. Манящий и волнующий остров Капри. Какие он хранит истории, и почему такое название-Капри?
     Однажды, две с лишним тысячи лет назад, судно императора Августа сбилось с курса и наткнулось на затерянный в море остров. Увидел Август, что по склону горы, презрев опасность, скачут резвые козы и радостно щиплют травку. Удивился Светлейший, с восторгом воскликнул "capra", что означает коза, и повелел гребцам причалить к острову.
      Здесь все дышало естеством, умиротворением. В лучах солнца природа, что живописец, играла палитрой ярких красок. Еще больше изумился Август, указал пальцем на остров и сказал: "Хочу. Отныне все мое. И «capre» тоже мои!"
Так остров приобрёл имя, хозяина и развитие.
      Август, а за ним и Тиберий объявили этот уголок раем на земле. Тиберий имел на острове 12 вилл. Особенно выделялась Вилла Иовиш, где он любил жить осенью и зимой. Роскошная; триста помещений, сады, террасы, фонтаны, богатый мрамор со всей империи, искусная мозаика, фрески - вилла поражала. Впоследствии ее разграбили Бурбоны, а мрамор и мозаика украшают теперь церкви.
      Мрачный Тиберий слыл подозрительным и очень боялся заговора. Так и кочевал от виллы к вилле, чтобы заговорщики не знали точно, где искать тирана. Жил он на Капри безвылазно последние 11 лет жизни, выращивал капусту, да сбрасывал неугодных со скалы высотой в триста метров, где располагалась Вилла Иовиш. Это ужасное действо прозвали «прыжок Тиберия». Упс, проследил траекторию свободного падения несчастного, чтоб наверняка, и снова к капусте, или письма писать в сенат: «Пусть ненавидят, главное, чтобы поддерживали». 
Власть дело нешуточное, тяжело империей управлять, можно и умом тронуться.
      Как и много лет назад, каприйцы считают себя истинными обитателями рая на земле, независимо от количества их грехов. Они ничего не боятся. Несутся в своих автомобилях с ветерком по серпантину в сантиметре от обрыва. Наверное, у них 9 жизней и каждой они хотят насладиться здесь и сейчас, не откладывая на потом.   
      На Капри царит атмосфера расслабленности, вечного праздника. Сама природа способствует этому. Причудливая геометрия строгих скал, с разноцветными чарующими гротами и пеной волн, синяя бездна моря, переходящая в бескрайнюю голубизну неба, будто с картин Рафаэля, избыточно-яркая зелень, раскинувшаяся ковром по горе – все наполнено радостью. Под южным солнцем жизнь прекрасна и удивительна. Именно здесь раскрывается в полной мере смысл фразы «dolce far niente» - сладкое ничегонеделание.
      На острове все чудесно. Но есть одно удивительное место, как мне кажется, заслуживающее особого внимания. Место, где переплелась история жизни замечательного человека с историей самого острова. 
      На верхушке скалы, что в Анакапри, поселилась белоснежная вилла. «Мой дом должен быть открыт для ветра и солнца и для голоса моря, как греческий храм. И свет, свет, свет повсюду!» Так в своей книге "Легенда о Сан-Микеле" писал о вилле ее владелец Аксель Мунте.
      В конце 19 века юный студент-медик из Швеции Аксель Мунте приехал на Капри поправить здоровье. Он решил осмотреть весь остров и подняться по финикийской лестнице на скалу, в верхнюю часть острова, что называется Анакапри. Местные жители Капри, что в нижней части, его отговаривали, рассказывали страшные байки про злобных и мрачных обитателей Анакапри. Тем самым, они еще больше разожгли любопытство студента. 
      Аксель преодолел 777 ступеней античной лестницы. По дороге он встретил юную девушку, что несла кувшин с водой. Красивая смуглая южанка была боса, бедно одета, но увидев молодого человека, приветливо улыбнулась, и спросила, что привело такого важного господина в этот, забытый богом, уголок. Ее звали Мария. Она познакомила его с крестьянином Винченцо, проживающим неподалеку. Эти простые люди сердечно приняли его, угостили, чем бог послал, напоили домашним вином. Жили они скромно, трудно, но совсем не выглядели мрачными и озлобленными. Да и как можно быть мрачными. Солнца вдоволь, птицы поют свои лучшие песни, смолистый сосновый запах, приправленный цветочным ароматом, наполняет воздух. Глянешь со скалы, а там небо зацепилось о скалы. И море - то лазурное, блестит и переливается серебром, то синее, шумит и грозит волнами. Все это принадлежит им. Впечатлительный юноша был очарован этим местом, да и улыбку Марии забыть не мог.
       Аксель поправился, выучился, блестяще защитил диссертацию по гинекологии. Со временем переключился на неврологию. Стал известным и востребованным невропатологом. Жил то в Париже, то в Риме. Богатые и знаменитые ехали к нему лечить депрессии, психозы, неврозы от хорошей жизни. Но сердцем и мыслями  доктор всегда рвался на Капри. Каждое лето он проводил на острове. Помогал Винченцо и местным крестьянам. Не чурался лечить бедных и убогих. Даже поехал в Неаполь во время эпидемии брюшного тифа и холеры спасать и помогать.  Широкой души человек, хоть и не без самолюбования. Дважды был женат, но на Капри всегда была рядом Мария. Он обучил девушку грамоте. Она стала его помощницей по дому, экономкой. Любил он ее. А вот жениться на ней Аксель не мог, положение не позволяло. Ведь его услугами пользовалась сама королева Швеции.
      Однажды Аксель увидел, как старик Винченцо выбрасывает за территорию своего участка какие-то массивные камни. Доктор всегда интересовался историей и искусством. Он распознал в булыжниках остатки колонн, капителей и другие античные артефакты. Оказывается, дом крестьянина стоял на месте одной из вилл Тиберия. То была Вилла Дамекута – летняя резиденция императора. А земля под ногами хранила клад, сулила сокровища.
      Доктор стал собирать камни. Старик Винченцо удивлялся, зачем эти булыжники, ерунда, такого добра вокруг, только копни. Аксель и копал, и стал обладателем бесценной коллекции произведений искусства древнего Рима, древней Греции и не только. Так, в стороне от дома Винченцо, под руинами виллы другого императора им был найден прекрасный египетский сфинкс. Настоящее сокровище.
      Когда сильно постаревший Винченцо решил продать свой дом, чтобы уехать к сыну, Аксель возликовал. Он всегда мечтал иметь собственный дом именно здесь. Дом-храм, открытый ветру и солнцу, со всей своей коллекцией, что коридор через века.   
      Он купил дом Винченцо. Поблизости ещё ютилась полуразрушенная часовня Сан-Микеле. «Кому принадлежит эта часовня?»- спросил он у Винченцо. «Никому»- ответил старик. «Тогда почему не мне?»-подумал Аксель.  Он осуществил свою мечту.
      На вершине горы, паря над суетой, появилась белоснежная вилла. В обрамлении цветущего сада, жилые помещения плавно перетекают в сводчатую открытую галерею арок и лоджий. Галерея наполнена светом и мраморными колоннами с головами богов. Обдуваемые южным ветром, они нашли здесь свой последний приют. Пол покрыт разноцветными кусками мрамора, обломками ушедших времен. Нашлось место и для мраморных лавочек, где подлокотниками служат львы возрастом в две с лишним тысячи лет. Эти грозные львы, немые хранители тайн прошлого, украшали виллу Тиберия. Старик Винченцо хотел выбросить их тоже. Арки и лоджии продолжаются в галерею белоснежных колонн, увитых виноградными лозами. А в конце коридора маленькая белая часовня Сан-Микеле - оазис тишины и покоя. Кажется, здесь поселились ангелы. 
      Только гордый сфинкс, как олицетворение острова, смотрит сверху в жемчужно-голубую бесконечность. 
      В конце своей долгой жизни Аксель Мунте почти ослеп. Неумолимое солнце не пощадило его глаза. Зато мы можем видеть и наслаждаться прекрасным храмом света, оставленного им, нам в наследство.
     Остров Капри - рай на земле.

«Если бы я был Богом, то сделал бы себе кольцо, в которое вставил бы Капри»- писал Максим Горький.