Противоречие истины

Зуев Андрей Яковлевич
       В том утверждении, что истина противоречива, читатель не обнаружит для себя ничего нового. Она такова по природе своей. Без противоречия не существует истины, Истинное суждение всегда содержит в себе объективное противоречие. В СТАНОВЛЕНИИ – первой истинной категории диалектической логики Г. Гегеля – уже содержатся два противоречивых момента: ВОЗНИКНОВЕНИЕ и ПРЕХОЖДЕНИЕ.
 
      В марксистско-ленинской философии истина определяется как соответствие понятия объекту и объекта понятию. Казалось бы, что соответствие понятия объекту уже логически предполагает и соответствие объекта понятию, однако это не так. У каждого человека (субъекта) есть своё понятие о реальной действительности (объекте), которое более или менее объективно отражает материальный мир. Объективное – это хорошо осознанное всеобщее. Отражение может быть научным или ненаучным (религиозно-мистическим), формально-логическим или диалектическим.
 
       Багаж знаний и понятийный аппарат человека (субъекта) непрерывно пополняется и развивается. Следовательно его понятие всё более стремится к объективному отражению объекта не достигая при этом абсолютного знания. Таким образом познание объекта всегда относительно, но не настолько относительно, чтобы быть абсолютно относительным (релятивистским), то есть вообще невозможным. Есть такие научные категории, законы, знания, которые познаются навсегда. Они являются определениями, содержащими в себе качества не изменяющиеся в изменениях.

       Варианты соответствия (несоответствия) понятия объекту.

1.Понятие может в большей мере не соответствовать объекту. В этом случае оно не является моментом истины. Это неправильное понятие.
2.Понятие может в большей мере соответствовать объекту. В этом случае оно является моментом истины и отражает действительность правильно.
3.Понятие может отражать действительность правильно, такой, какова она здесь и сейчас, как бы фотографируя её, но одновременно, с научным предвидением предвосхищать результат развития объекта. Таким образом научное понятие правильно отражает тот объект, который есть, и тот объект, которого нет в действительности, но уже есть в должествовании его развивающегося бытия. В этом случае объективное понятие и соответствует и не соответствует данному объекту. В обоих случаях оно правильное.

    Вывод: объективное понятие всегда должно соответствовать объекту никогда не соответствуя ему. Соответствие-несоответствие в понятии отражает внутренний механизм движения развития, то есть форму внутреннего самодвижения объекта, который в своём развитии всегда есть объект А и НЕ А одновременно.

       С другой стороны сам объект может соответствовать понятию и не соответствовать ему. Однако активное и творческое начало присуще субъекту, а не объекту. Именно в субъекте возникает объективное противоречие между теорией и практикой. Все философы ранее пытались объяснить мир, но дело, оказывается, заключается в том, чтобы изменить его, то есть привести объект в соответствие с понятием – высшей теорией общественного развития. Это объективное противоречие (несоответствие объекта понятию) одновременно является внешним по отношению к объекту (обществу) и внутренним противоречием его.

        Целеустремлённая воля человека выступает как внешняя сила, преобразующая общество и как внутренняя сила, зародившаяся в самом обществе. Идея, как организующее общественное начало, будучи формой социального бытия, является развивающим моментом его содержания. Содержание (общество) развивается за счёт своей формы (идеи), которая относительно независима по отношению к нему, хотя и является моментом его. Общество может развиваться только тогда, когда форма соответствует содержанию никогда не соответствуя ему. Таковы внутренние противоречия понятия ИСТИНЫ.