Гелон и Гиерон

Инна Едрец 2
Греки и финикийцы колонизировали Сицилию. Первоначально взаимоотношения между этими народами не были враждебными, хотя очень скоро они испортились.

Коринфяне основали Сиракузы в 733 г до н.э. Правящий класс аристократии, называемый GAMOROI, "разделяющие власть", сформировали Ассамблею шестисот сильных. Олигархическое правительство контролировало окружающие территории. Однако в Сиракузах GAMOROI начали ощущать напряженность из-за последующих волн греческих поселенцев и иных непривилегированных статутов - исключительно KILLYRIOI, подобные рабам гелоты.

В 492 г. Гиппократ, богатейший и могущественный диктатор на голову разгромил сиракузцев и отменил Сиракузы как суверенное государство в регионе сицилийских поселений.

Но сицилийцы убили его в ходе сражения 491\490. Тогда командующий его конницей Гелон, выходец из наследственной семьи священников, пренебрегая обязанностью наставника его сына, захватил диктаторскую власть. В 485 г. Гелон осуществил мечту Гиппократа, добившись контроля над Сиракузами.

Чтобы обезопасить себя от неизбежного социального недовольства, он пригласил контингент греческих наемников из горных районов Пелопоннеса, которые сформировали его личную гвардию. Затем он завез переселенцев из других городов, привлекая обещаниями даровать земли. При Гелоне Сиракузы превратились в крупнейший, богатейший, мощный и наиболее культурный центр того времени.

В начале своего правления Гелон оказался втянутым в войну с Карфагеном, финикийской колонией на севере Африки. Карфаген в то время был мощной торговой державой  и захватил власть над поселениями финикийцев на западе Сицилии. Гелон готовился захватить север Африки, но ожидаемой поддержки спартанцев не дождался, поэтому план пришлось отложить.

Когда персы под предводительством царя Ксеркса I вновь нацелились на Грецию, Гелленический Альянс обратился к Гелону за помощью, но отказался платить запрашиваемую им цену. Правда, к тому времени Гелону стало ясно, что самой Сицилии угрожает мощное карфагенское вторжение.

Как бы то ни было, но как только к Карфагену обратился один из материковых диктаторов, он послал флот из 200 кораблей и многочисленные транспортные средства Гамилькару. Таким образом сформировал мощнейшую военную экспедицию, которая когда-либо вторгалась в Сицилию. И чтобы противостоять вторжению карфагенской армии под командованием Гамилькара, объединились Гелон и Ферон.

Гамилькар и его армия выдвинулись из Панорма, чтобы осадить Гимеру, древнегреческий город на северо-восточном побережье Сицилии. Гелон атаковал его с 50.000 пехоты и 5.000 кавалерии. Кавалерийский эскадрон прорвал заграждения Гамилькара, маскируясь под видом одного из местных союзников, и поджег вражеские корабли. Гамилькар был убит, и пехота Гелона погнала воинство карфагенян к крепости, где недостаток  воды все же вынудил их сдаться.

Целая армия была взята в плен и уничтожена. И помимо потери несметной добычи, чтобы прекратить дальнейшее разорение, Карфаген уплатил существенную компенсацию. Супруге Гелона карфагеняне преподнесли золотую корону за приложенные усилия для восстановления мира.

Хотя финикийско-карфагенские поселения в западной Сицилии не пострадали, семь десятилетий прошло, прежде чем Карфаген снова вознамерился захватить Сицилию.

Решающая победа при Гимере прославила Гелона,  и он посвятил золотой треножник и статую Победы богу Апполону в Дельфах. В Олимпии установил статую Зевса, в Сиракузах в честь триумфа строил храмы. Теперь Гелон действительно превратился в самого влиятельного правителя Греческого мира и, вероятно, всей Европы.

Но в 478 г. он умер. Несмотря на всю анти-тираническую пропаганду последующих лет, период правление Гелона вошло в историю как период процветания и могущества, период подъема и культуры.

После его смерти из Гелы выдвинулся Гиерон, чтобы стать новым диктатором Сиракуз. Гиерон отстаивал интересы Греции на итальянском материке. Там, после нескольких интервенций, он вступил в открытый конфликт с этруссками, которые наряду с карфагенцами угрожали грекам с запада.

Объединение этрусских городов-государств и Карфагена против греков было не ново. Гиерон I из Сиракуз, осознавал, что разгром греков станет катастрофой для него самого, и снарядил флот, который пришел и разгромил этрусков в Кумском заливе.

К тому времени могущество этрусских полисов уже было подорвано, и Гиерон приложил все усилия, чтобы оно никогда не возродилось. В Олимпии он посвятил  бронзовый шлем,а Пиндар из Беотии и другие выдающиеся греческие поэты того времени прославляли триумф Гиерона в великолепных и возвышенных произведениях.

Несмотря на свое сомнительное конституционное положение, правители идентифицировали  себя с подвластными  городами-государствами, называясь не царями, а сицилийскими диктаторами. Они создавали альянсы, вступали в коалиции, которые никогда не могли быть созданы ни одним олигархическим или демократическим городом-государством.

В разгар блистательного культурного подъема поэты Пиндар, Бакхилид и Симонид успешно мобилизовали востребованный способ восхваления тирана - очарование грандиозных побед, пышное великолепие дворцов владык - так они исполняли заказ тирана, разнося звонкие хвалебные речи во все уголки Греческого мира.

После победы над двумя мощнейшими внешними врагами тираны приступили к укреплению мира и повышения благосостояния колоний. Хотя меры были жесткие и контр-продуктивные. Гелон утверждал, что "простой народ - самый неблагодарный сожитель". Гелон и Гиерон принадлежали к аристократическому классу и, соответственно, предпочитали опираться на "благородные слои", нежели на DEMOS.

Все же следует отметить, что политика обоих диктаторов развивала демократию, ибо массовые  пересадки мужчин и женщин, предоставление избирательных прав иностранным военным-наемникам, в которых так нуждались диктаторы, способствовали урезанию местных консервативных традиций, приковавших народ к аристократам.

Тем не менее, тираны никому не могли доверять. Гиерон, например, создал изощренную систему шпионажа, когда его агенты шпионили за каждым гражданином. И  как только он умер в 476\6 г., сиракузцы восстали против его брата и положили конец местной тирании.

Установившаяся затем демократия привела к хронической нестабильности, ставшей чумой для демократических правительств острова. Благодаря новому "демократическому" правлению Сиракузы очень скоро оказались втянуты в болезненную вражду между  старыми  и новыми гражданами, которые тщетно пытались сосуществовать в этом первом космополитическом центре Греческого мира.


Подпись
Нора Аткинс