Дед решала. Афера. Глава 18 Служба по уставу

Евгений Паньшин
Права на произведение заверены нотариально.

 СЛУЖБА ПО УСТАВУ

    На следующий день приехал в наряд лейтенант Узлов, того же года розлива, что и Ежов с Куватовым. Наслушавшись разговоров о местной «вольнице», он, решил поменять на «базе» порядки и для этого привез с собой своего замкомвзвода сержанта Зюзина, отслужившего год. Начал Узлов с того, что стал принимать у «Ваты» имущество по описи. Тот вызвал Смолина.
   -Смолин! Новый дежурный желает принять все по списку.
   -Так он же у вас принимает, а не у меня.
   -Отставить разговоры в строю, товарищ старший сержант! Доложите лейтенанту Узлову!
   -Товарищ лейтенант,- дурашливо козырнул Саня.- За время нашего трёх месячного дежурства на базе ничего не пропало. Из имущества:- вагонов шесть, автоматов восемь, боеприпасов, в смысле патронов четыреста восемьдесят. Рация одна. Дежурная машина «ЗИЛ 130» одна, «ГАЗон» один. Другого имущества нет.
   -Хватит паясничать, Смолин. Развели здесь партизанщину. Почему в списке автомобиль «ГАЗ 66» не указан? Ёмкость для воды?
   -Так на нём сейчас лейтенант Куватов уедет. А ёмкость для воды, мы в бою добыли и она нигде не числится.
   -Хорошо! Идите готовиться к наряду. Пусть личный состав учит уставы. Спрашивать буду всех. Чтобы от зубов отлетало. Все, кто не ответит, к службе допущен не будет. А с имуществом мы сами здесь разберёмся. На сегодняшнее дежурство моим замом назначается сержант Зюзин. Вы - разводящий.
    Саня пулей вылетел из вагончика. Дед Кузьма, сидевший на лавке под открытым окном, стал невольным свидетелем передачи смены и подумал «Весёлое будет дежурство».
   -Слушай, Куватов, что здесь за колхоз развели. Ни порядка, ни дисциплины. Рано они на дембель собрались.
   -Да ладно тебе. Нормальные пацаны,- ответил лейтенант, нарезая арбуз большими ломтями.- Угощайся.
   -Тааак…ты службу окончил. Собирай вещи и уезжай. Кстати, откуда арбузы?- спросил Узлов выбрав самый большой кусок.
   -Аааа, это солдаты свободной смены привезли.
   -Ну вот, больше не будут возить. По крайней мере, в моё дежурство.
   -Не хочешь нормальной еды, ешь кирзовую кашу. Кто запрещает. А уехать всегда успею. Не спеши накомандуешься, я тебе ещё посты не передал.
    Узлов положил на стол недоеденный кусок арбуза и вышел хлопнув дверью. Куватов выглянул в окно.
   -Петрович, не видел куда Смолин ушёл?
   -Дык, наверное, устав учить. Сам же слышал, чего этот «варяг» обещал,- ответил дед махнув головой в сторону ушедшего нового начальника караула.
   -Саня этот устав не хуже Узлова знает.
    Узлов нашел Зюзина у вагончика:
   -Сержант, построить подразделение! Всех солдат снять  с работы и в строй.
   Зюзин побежал выполнять приказ, а Узлов нетерпеливо прохаживался возде вагончиков. Наконец солдаты построились и Зюзин подал команду:
   -Взвод, смииирна! Равнение на леее…фу…- И повернулся для доклада офицеру.
    Строй дембелей заржал.
   -Взвод отставить!- вновь повернулся Зюзин к солдатам.- Взвод смиирно! Равнение на ле…
   -Фуууу… - раздалось сразу несколько голосов из строя.
   -Взвод отставить!- подал команду Зюзин, - Равнение на ле…
    И снова несколько голосов его опередило и выкрикнуло:
   -Фууу…
   -Взвод смирно,- подал команду Узлов,- прекратить балаган. Кто «фукал», выйти из строя.- Несколько человек вышли.
   -Всем объявляю по два наряда вне очереди.
   -А Зюзину тоже объявляете, или только нам? Он первый начал. - спросил Зуев.
   -Вам, товарищ солдат, ещё два наряда вне очереди. За пререкание. Всем встать в строй. Сегодня всех вас ждёт серьёзная проверка знаний.
   -А кто отдыхающая смена, тоже будут сдавать?- спросил Смолин. Они вообще-то сдают дежурство.
   -За тех кто не на посту, я отвечаю формально. А те, кто заступают, готовьтесь. И предупреждаю сразу- никаких самоволок! Никаких арбузов и винограда. Жить будем по суровым солдатским законам!
   -Есть, товарищ лейтенант,- ответил Саня.- Разрешите приступать?
   -Приступайте. Сержант Зюзин, уводите подразделение.
   -Взвод,- подал команду Зюзин,- напрааа….
   -Фууу… -раздалось из строя.
   -Вперёд шагом марш,- скомандовал Зюзин, несмотря на смех солдат и, увёл их к жилым вагончикам. Хотел на месте что-то скомандовать ещё, но был послан дембелями в известном направлении. Потоптавшись, он ушёл сам учить уставы.
    К вагончикам ушёл и дед Кузьма и пошептал Смолину:
   -Вы то, что неуставное из еды уберите, видишь лейтенант службист.
   -Точно, Петрович, прими на хранение арбузы и дыни. Не положено молодому лейтенанту их есть. Зюзину, тем более, а салаге Либерману вообще ничего есть не положено, кроме каши и компота. Из него ещё гражданские пирожки не вылетели. А ты лицо гражданское. Тебе всё можно.
   -Ну и тащите ко мне. У меня как в банке - ничего не пропадёт. И лейтенант у меня искать ничего не станет.
    Пока Куватов водил Узлова показывать «базу», солдаты собрали всё, что можно съесть и перетащили в домик деда, куда без его ведома никто не входил. Для «Ваты» в кузов автомобиля бросили несколько арбузов. Повару Саня велел в дежурство Узлова варить перловку и сухую картошку, которая в готовом виде была больше похожа и на вкус, и на цвет на обойный клей. А вместо хлеба выдавать галеты. Для мясных блюд сушёное консервированное мясо, которое варить надо несколько часов, только потом оно становится съедобным. На совете дембелей было решено потерпеть ради такого случая. Куватов, сдал смену и уехал, а Узлов по одному стал вызывать солдат для проверки знаний. Вопросы задавал таким образом:
   -О чём гласит пункт 170 устава караульной службы?
   -Дословно процитируйте пункт 174.
    Однако, как он не старался, придраться было не к чему. За два года службы уставные нормы солдатами были заучены до автоматизма и никто не попался на его педантизм.
    В семь часов вечера наступило время принятия пищи. В этот день был супер ужин из сухой картошки и консервированного сухого мяса. Узлов попробовал съесть его, но сделал недовольную гримассу и сказал повару:
   -А говорили ты здесь как в ресторане готовишь. А «ЭТО» можно только в голодный год есть.
   -Какой прадукта давали, такой еда палучали. Генерала мяса вазил, вкусный еда кушал. Прапарщика картошка на банка давал, салдат кисель-мисель ашал.
   С грехом пополам одолев ужин, лейтенант с Зюзиным ушли проверять посты, а солдаты приходя по одному - двое ели картофельное пюре из свежей картошки и свежего мяса, проготовленные в отдельном котле. По виду такое же самое, что ел Узлов, а вот вкус увы…
    Недовольный ужином, разозлённый лейтенант высказал массу упрёков Смолину по организации постов и в конце концов, разозлив самого себя, заявил:
   -Я не знаю кто тебе дал звание старшего сержанта? Ты в практической подготовке караулов еще сынок, даже по сравнению с Зюзиным, хотя тот всего год прослужил.
   -Сам ты сынок, лейтенант. Мне через два месяца на дембель идти, а тебе ещё двадцать пять лет куковать,- тоже разоздился Саня.
   -Ах ты…- не нашёлся что ответить взбешённый лейтенант,- Я тебя…вас, отстраняю от должности разводящего. Шагом марш на пост часовым. Завтра доложу о вашем поведении командованию.
   -Есть идти на пост часовым,- собрался уходить Саня.
   -Не сейчас,- остановил его лейтенант,- сейчас, ВЫ, будете отвечать мне обязанности часового с первой и до последней буквы. И попробуйте ошибиться.
   -Есть отвечать обязанности часового,- осветил старший сержант и без перехода начал давать ответ: - Пункт сто шестьдесят девятый устава: - часовой есть лицо неприкосновенное, неприкосновенность его заключается: …, - в течении пяти минут старший сержант выдал всё, что в Уставе касалось часового.
   -Ну что же, можете приступать к служебным обязанностям, - разрешил Узлов, разочарованный тем, что нельзя ни к чему придраться. 
    Обрадовавшись такому повороту, Саня, взял автомат и ушёл на дальний пост, на противоположную сторону «базы». Туда же к нему через час пришёл дед Кузьма.
   - Не знаешь, Петрович, чего это Узлов на нас взъелся?
   -Дык, это всё по молодости лет. Он сейчас после учебы думает, что все как машины должны быть. А оно ведь за каждой кепкой человек живёт. Но ты зря его задел. Он видать человек мстительный. Как бы беды не вышло.
   -Ну, что он мне может сделать? Ну, на губу посадят. Ну, отпуска лишат. Ну, разжалуют. Всё равно два месяца осталось. Как-нибудь дотяну.
   -Знаешь, худой мир - лучше самой хорошей войны. Помирился бы ты с ним.
   -Всё равно проучить его надо. Я вот придумаю как, потом расскажу тебе.
   -Смотри, парень, я предупредил.
    Примерно в час ночи с поста Смолина поступил сигнал тревоги о проникновении на территорию «базы». Узлов поднял весь личный состав, включая отдыхающую смену и этими силами оцепил участок вероятного проникновения. Между двумя рядами колючей проволоки, на контрольно следовой полосе, были явно видны следы нарушения.
   -Что думаете сержант?- спросил Узлов Саню.
   -Думаю, лезть сюда некому, да и незачем. Если только не одно но. У нас недавно конфликт с местным населением вышел. Они говорили что мы у них барана украли. Генерал деньги с нас собрал и отдал хозяину барана. А вдруг он злобу затаил и пришёл поквитаться. Я ведь его автоматом пугал. Гена Полтавец их строем гонял, тоже под дулом автомата.
   Лейтенант принял это сообщение как угрозу и расположил людей лёжа вдоль колючей проволоки с внешней стороны ограждения. Определить, были или не были нарушители очень сложно. Следы на КСП вроде есть, но какие-то непонятные. По поводу звуков - любой ночной ветерок качает листву и создаётся шуршание, которое можно принять либо за шёпот, либо за передвижение человека. Сам Узлов с Зюзиным пошли внутрь «базы». Полтора часа обходили каждый кустик вдоль ограждения. Смолин и дед Кузьма отошли от ограждения в овражек и со стороны поглядывали за баталиями. Наконец вернулись Узлов и Зюзин. Саня ушёл на пост, а дед лежал и смотрел в небо. Лейтенант довёл до всех через своего помощника, передвигающегося от солдата к солдату, что подразделение будет находиться на этих позициях до утра.
    Саня отозвал Узлова в сторонку.
   -Слышь лейтенант, ты меня конечно извини. В общем пошутил я…с проникновением. Ну задел ты мое самолюбие, вот я и забыковал.
   -Ты…Вы…ответите мне…за всё.
   -Ладно, отвечу. Давай уводи людей. Им работать завтра. Скажи что учения проводил, чтобы не позориться
   Резко повернувшись, лейтенант громко скомандовал:
   -Подразделение строиться…- и после некоторой заминки сказал,- плановые учения по обнаружению преполагаемого нарушителя окончены. Разбор полётов завтра. Сержант Зюзин провести перекличку личного состава.
    В свете фонаря Зюзин стал выкликивать фамилии по списку. Не хватало одного солдата. Рядового Либермана.
   -Где этот Лимбяу? Смолин это я вас спрашиваю?
   -На моем посту его не было. Вон разводящий. Зюзин ты его куда поставил?
   -С восточной стороны «базы». Но его должны были снять из-за учений. Я думал, что он здесь.
   -Весь личный состав переходит в восточную часть,- приказал Узлов,- и прочесываем лес. Надо будет поднять, Кузьму Петровича. Он тут всё знает.
   -Дык, я вроде как уже здесь,- отозвался дед.
   -И давно?
   -Считай с самого начала. Вы такой тарарам подняли, что и я проснулся.
   -Ну и хорошо. Смолин, сколько у нас фонарей?
   -Четыре.
   -Один мне, один Кузьме Петровичу, и по одному сержантам.
    Через десять минут все были в восточной части леса.
    Солдаты молча цепью шли меж деревьев. Уже час они ходили вдоль колючей проволоки и не имели никакого результата.
   -Ну ладно дембеля, я бы понял, могли в самоход уйти, а тут этот Либерман Куватовский,- в который раз возмутился Узлов.
   -Дык о чем и речь-то! Как бы Саня не оказался прав, и не местные ли его стырили. Да еще с оружием.
    Даже в приглушенном свете фонаря было видно как побледнел Узлов.
   -Кузьма Петрович, вы же их знаете. Давайте съездим к ним. Ну, я не знаю. Они что же, за него выкуп будут просить?
   -Вот рассветет тогда и съездим. А пока давай искать. Это маменькин сынок, ты что не видел его? Притомился и прилёг где-нибудь. Вот в куче листьев например,- дед указал на кучу листвы и веток, мимо которой проходили двадцатый раз, и палкой ковырнул ее поверзность. В свете фонаря что то блеснуло. Дед осторожно стал разгребать листья. На свет появилась пилотка и блеснувшая в луче фонаря звездочка. Под пилоткой показались сначала большие уши, потом лицо мирно спящего часового. Узлов хотел применить какие-то решительные меры. Но дед показал пальцем на губы.
   -Не дай бог спросонья палить начнет.- и подозвал шёпотом Смолина.
   Тот осторожно разгребая листву добрался до автомата. Аккуратно вытащил оружие из расслабленных пальцев, поднял и вынув затвор, передал его лейтенанту. Потом также нежно вложил теперь уже не страшное оружие в руку спящего солдата.
   -Теперь можешь командовать,- прошептал дед лейтенанту.
   -Либерман,- заорал Узлов,- нападение на пост. Отстреливайся.
    Солдат, как подброшенный пружиной, выскочил из кучи мусора и стал размахивать автоматом в разные стороны, при этом испуганно тараща глаза. Потом направил его на людей, которых плохо видел из-за направленных в лицо фонарей, и попытался выстрелить.
   -Тра-та-та-та-та-та,- раздался голос Юрки Измайлова. Солдаты облегчённо засмеялись. А Смолин дав Либерману подзатыльник, заорал ему прямо в ухо:
   -Солдат, сдать оружие.
   -Я не отдам, я на посту. Пошли вон отсюда. Я отцу пожалуюсь! Он вас всех на Северный полюс отправит дослуживать.
   -Либерман, почему вы не применили оружие когда увидели нас? Фактически это было нападение на пост,- уже по деловому после явной угрозы солдата, спросил Узлов.
   -Так вы у меня железяку забрали. Как я мог стрелять? - показывал солдат на отсутствие затвора.
   -Вот здесь, товарищ солдат семнадцать свидетелей того, что когда вас застали спящим на посту, вы вскочили из кучи дерьма с оружием в руках. Но затвор там уже отсутсвовал. Дело подсудное. Это приравнивается к утере оружия как такового. Вы отстраняетесь от несения службы. Напишите объяснение. А дальше будет видно. На нашу часть легло несмываемое пятно. И ваш папа вам вряд ли чем поможет. Сдать оружие и шагом марш в расположение.
    Отдав автомат, Либерман, поплёлся за уставшими солдатами, которых гоняли пол-ночи неизвестно по какой причине.
    В расположении Узлов приказал:
   -Зюзин проведите воспитательную работу с провинившимся солдатом.
   -За сон на посту, утерю боеспособности и оружия объявляю вам два наряда вне очереди,- сказал Зюзин и замолк.
   -Я не понял, что это всё, Зюзин? А где воспитание? Старший сержант Смолин, приказываю вам провести воспитательную работу с рядовым Либерманом! - и ушёл в штабной вагон, давая понять что его здесь не было, а Смолин по собственной инициативе воспитывал молодого и если будет с кого спрос то с него. Саня, не долго думая, отвёл Либермана в сторону и спросил:
   -Что, Либерманчик, по закону будем разбираться с бумажками и судами или по-пацански, чтобы и тебе и другим потом неповадно было оружие терять и на посту спать? Ты думаешь другим спать не хочется? Они всю ночь тебя искали. Они злые!
   -А по пацански это как? Бить будете?
   -Нее…бить это слишком просто для тебя. Ты всех подставил. Мы жили здесь как на курорте. Теперь по твоей милости нас отсюда разгонят. Из-за тебя могут посадить лейтенанта, причём без помощи твоего папашки. Он за всё здесь отвечает, а ты оружие потерял, на посту спал. Потому кара тебе будет суровая, солдатская. И то при условии, что никто об этом не узнает.
   -Ладно,- обречённо махнул рукой Либерман,- карайте….
   -Тогда так, - Саня задумался, - будешь до утра Настенькой.
   -Голубым не буду,- испугался солдат,- лучше под суд.
   -Дурак, кому ты нужен? Сказку «Морозко» помнишь?
   -Ну, помню.
   -Помнишь мачеха заставила  Настеньку сухой пенёк поливать?
   -Ну помню.
   -У нас пеньков здесь до хрена. Выбирай любой и поливай. Главное, чтобы к утру он зацвёл. А дневальный будет считать сколько ты воды вылил. Воду в яме будешь брать. Товарищ лейтенант, беседа проведена. Можно, я на пост пойду? Тяжело здесь у вас.
   -Нет, Смолин. Вы принимаете у Зюзина дежурство и контролируете своих раздолбаев.
   -Есть принять дежурство!- ответил радостно Саня, поняв что получил индульгенцию.
   -И где-то у вас  арбузы были? Тащите сюда. Есть будем. А то после вашего ужина такая изжога.
   -Вы бы сразу сказали повару что не любите сушеную картошку, он бы вам карпа изжарил, килограммов на пять.
   -Что, заговор?- шутливо возмутился лейтенант.- Утром карпов. Сейчас арбуз хочу.

Продолжение следует. Для тех кто не любит читать - можете прослушать в моем исполнении главы книги "Дед решала" в Ютубе. ОК. ВК. фейсбуке. Твитере. просто набрав "Дед решала. Евгений Паньшин".

Если понравилась публикация не забывайте ПОДПИСАТЬСЯ и поставить ЛАЙК