12. Помпеи

Анатолий Дудник
(Продолжение. Начало - http://www.proza.ru/2018/09/03/888)

Утро 7 августа началось с тревожной вести: в Болонье 6-го днём на шоссе рядом с аэропортом бензовоз врезался в автовоз, в результате чего произошел взрыв, приведший к человеческим жертвам и повреждению эстакады.


 Судя по видеозаписи, взрыв был весьма мощным.  Я  попытался увязать нашу вчерашнюю пробку на подъезде к Неаполю с вчерашней  аварией в Болонье.


- Разброс времени  большой: возможно, что движение специально остановили – я вспомнил искры сварки в ночи над дорогой в районе пункта оплаты проезда.


По нашим туристам, однако,  было видно, что  аппетит с утра хороший.

- Выходит, что сегодня  новости по телевизору или Интернету утром только я и супруга смотрели?!

Позавтракав,  группа дружно собралась в фойе отеля. Активные туристы вышли на улицу – автобус вот-вот должен был подойти, чтобы отвезти нас в Помпеи. Самая возрастная пара из нас, вдруг, сообщила, что забыла лекарство в номере. Когда, наконец, настало время "Ч", отъехали от отеля, перекрыв секунд на двадцать всю проезжую часть прилегающей улицы. Какая-то доля нашего пути пролегала по дороге, напоминающей Московскую кольцевую. На бетонных массивах тут и там встречались надписи мелом.

- Наша МКАД чище!

Между тем, ехали довольно быстро – ничто не мешало экскурсии. Гид просвещала нас в части субординации между гидами и представителями туркомпаний. Я не очень внимательно слушал,но понял, что в турбизнесе не всё просто. Что можно одному гиду в плане информирования туристов, то совершенно нельзя другому.

 
- Гид гиду – рознь! Каждый ест свой хлеб! Но шило в мешке не утаишь! – решил я, так и не разобравшись в туристической табели о рангах, - Придётся ещё раз куда-нибудь выбраться в нежаркий сезон или посидеть у компа.


Море всякий раз было видно, когда автобус шел "с набором высоты". Над ним скромно маячила в лёгкой дымке с «плавным обводом корпуса» вершина Везувия. Вулкан делал вид, что за давностью лет и сам не помнит, что натворил в 79 году н.э. Классная дама сказала, что когда-то у вершины Везувия было бутылочное горлышко, но со временем оно разрушилось.


- Про горлышко точно не забуду!

 Автобус в ярком солнечном свете, обещавшем небывалую для нас жарищу - всего каких-то 33, доехал до ближних подступов  Помпеи и, "потыркавшись"  в тесноте парковочной площадки, наконец, "пришвартовался" рядом с другими автобусами. Команда сошла на берег, суетливо пряча куда придётся бутылки с водой.

- А так хотелось "забиться" между сидениями, как в каюте после дежурства, и заслуженно дремать в прохладных флюидах кондиционера, пока  дисциплинированные туристы на экскурсии культурно "парятся".

 Перейдя улицу и совершив небольшой межбазовый переход, мы оказались, у входа в древний город Помпеи, заживо погребённый под пеплом в результате извержения вулкана Везувия. Пока ничего зловещего  не было видно, но я по привычке озирался, стараясь запомнить обратную дорогу к парковке. Она уже была отрезана: на площади маячил римский воин в соответствующих доспехах с коротким мечом и копьём. Выражение его загорелого лица не обещало ничего хорошего.

- Придётся идти на экскурсию! - обречённо решил я, когда к нам подошла местная гид. Это была женщина лет сорока  с тремя бутылками воды в слегка оттопыренной сумке.

- у человека серьёзные намерения, а у нас только две на двоих! - подсказал ещё не разомлевший на жаре мозг. Необходимо заметить, что задача поиска водопоя и туалета была для нас  актуальна весь тур. Купить бутылку воды не было проблемой. С другим было посложнее. Сначала нам гид подсказывала куда и зачем идти, а немного погодя,бросила это дело, выдав, как удочку,  главное правило: "Иди в кафе...". Назначая группе место и время рандеву для посадки в автобус, она всякий раз предупреждала, что мы перед этим должны, мягко говоря, справить все дела...

Накануне поездки в Италию, следуя правилу: "Мужик сказал - мужик сделал", я купил русско-итальянский разговорник. Честно пытался разобраться с ним и даже сделать в наиболее сильных местах закладки. Однако из этого полезного учебного пособия я почерпнул и усвоил лишь то, что в 85-ти процентах слов на итальянском ударение ставится на предпоследний слог. Я просто приходил в восторг, всякий раз расслышав в том или ином произнесённом слове собеседника "правильное" ударение. Это, хотя и не способствовало моему пониманию собеседника, зато сильно сближало меня с ним при установлении контакта.

- АрриведЕрчи. ГаббИче мАре, кантАре ...- негромко, но нараспев, говорил я супруге, следя при этом за артикуляцией, насколько это было возможно.

- Дикция у меня ещё та!

Раз у меня нет возможности в полной мере передать всю услышанную информацию о таком удивительном месте, как Помпеи, я честно предупреждаю читателей, что в последующих строках Вы не найдёте ничего путного по этой теме кроме моих впечатлений, обугленных жарким неаполитанским солнцем.

Так тронемся, друзья, вслед за примкнувшим к нам гидом. Она под сочно-зелёным зонтом из очень-очень добротной ткани, наверное, сукна, как у оконных шторок поезда "Николаевский экспресс".

Помпеи был заживо погребён под слоем пепла. По разным оценкам погибло до 2500 человек от газа. Примерно 20000 спаслись. В период с 79 года н.э. по настоящее время было несколько попыток откопать город. Проделаны большие реставрационные работы. Найденные при этом ценности нещадно разворовывались. Ещё предстоит раскопать значительную часть этого несчастного города, взятого под охрану ЮНЕСКО.

Шагая, как и другие туристы группы, за гидом по каменным дорогам среди битых стихией домов я не сразу понял, что, по сути, у нас экскурсия по кладбищу. В своё время при раскопке один из ученых догадался, что пустоты, обнаруженные в пепле - то, что осталось от погибших жителей. Он предложил заполнить эти пустоты раствором. По получившимся "скульптурам" стало ясно, что смерть застала людей в самых разных позах и ситуациях.
               
Солнце делало свою работу, заставляя туристов всё чаще прикладываться к бутылкам с водой. Её предлагали местные торговцы. Подкрашенная, она не вызывала доверия. Признаться, я всегда страдал от жары, но сегодня - особенно. Якобы соломенная шляпа не спасала от тепла, а между лопаток предательски струился пот. Мечталось о прохладном салоне нашего автобуса.

-В следующий раз надо записаться в круиз по норвежским фьордам! - решил я про себя.

Когда мы немного разобрались с удивительным устройством местных дорог, прошли изрядно по чистеньким, но явно опалённым улицам с невысокими домами, и прибились  к месту, где можно было набрать воды из крана, я посчитал, что скоро - скоро финал экскурсии. И просчитался: гид приложилась к бутылке с живительной влагой и    снова заговорила бодрым голосом.

- У ней снова три бутылки! - заметил я, протирая мокрой ладонью распалённое жаром лицо.

- Дома, мне казалось, в основном были примерно одного размера и на одно "лицо", но наша мужественная пышной комплекции гид всякий раз, переходя от дома к дому, встретившееся сооружение характеризовала по-новому.

Одно- и двухэтажные дома преобладали в древнем городе.

- Могли бы быть и побольше! - размышлял вслух я. Однако послушав гида о том, как отапливались здесь дома, понял, что, и в самом деле оптимально строить небольшие дома.

- Как у нас в средней полосе! - наконец, заключил я.

Между тем мы стали улавливать детали в постройках. Вот в глубине дворика стоит у стены что-то явно сломанное, но каменное   или из бетонного раствора какое-то тяжеленное устройство. Оказалось, что мельница.

- Вот сюда засыпали зерно, а отсюда высыпалась мука - пояснила гид.

- Но кто это сможет ворочать?! - возбудился кто-то из туристов.

- А рабы и животные на что?! - парировала гид и приложилась к бутылке.

Супруга всё чаще стала рекомендовать мне стать в тенёк. Он был даже от этих закопчённых стен, из которых выгорели все деревянные детали. Мне же было лень спрыгивать на "проезжую часть", так как "пешеходная дорожка", что прилегала вплотную  к стенам домов, была очень узкой и располагалась довольно высоко.

- Вот так напрыгаешься... - начал, было, формулировать я тягучую от перегрева мысль, как наша гид повлекла нас в местные бани или термы, как называют их итальянцы.

Как-то хитро помещения терм назывались. Я не пошёл дальше "предбанника". Кто-то из чужих гидов, судя по всему, нарушил "конвенцию" - в бани набилось сразу несколько групп туристов, лопотавших на своём. Между нашим гидом и чужим - высоким иностранным парнем лет тридцати вспыхнула и тут же быстро погасла словесная перепалка. Чужеземец, наверное родом из Индостана был бит.

- Знай наших! - я с ещё большим уважением стал относиться к нашему гиду, стойко переносящему тяготы в ходе экскурсии.

Запили это дело и плавно тронулись вдоль оставшихся домов.

- Хорошо, что не всё ещё откопали!  - я давным-давно был готов капитулировать.

Стены домов, я не утверждаю, были , в основном, то ли из кирпича, обмазанного глиной, то ли из известняка, как, например, Дом хирурга на Консульской улице. Город  прекрасно распланирован. Канализация была только у богатых граждан Помпеи. У остальных отходы вывозились.

 Так как дома не были "заточены" для приготовления пищи, жители её покупали у производителей: всем хватало! Проезжая часть улицы была как-то умнО утыкана большими правильной формы и угольного цвета валунами так, что проехать  по ним могли только местные телеги.

- Если ты чужак - арендуй местную телегу! - упреждающе пояснила гид.

Чуть не забыл написать, что бордели этого портового города были, как правило, на вторых этажах домов, чтобы не беспокоить добропорядочных граждан: сделал дело - гуляй себе. В луппонарии где-то в верхней части стены были фрески, показывающие различные позы плотских утех.

- Парень, не морочь голову - покажи, что тебе надо или уходи! - изобразила в красках наша гид.

 Хозяева домов, рядом с которыми жили ветреные женщины,чтобы их не беспокоили "промахивающиеся" клиенты, какими-то фигурками помечали свои входы - дескать, тебе не сюда, а чуть дальше. Вообще, какими только символами жители Помпеи свои дома не помечали...

Видно мы незаметно приблизились к центру города, где и надо было бы потратить большую часть сил на фотосъёмку, но их уже не было. Без любования на не до конца разрушенные колонны и интересные скульптуры, ориентируясь на Везувий, по-прежнему прячущийся в дымке, мы, наконец, вслед за другими группами устремились к лестнице, ведущей на площадь, откуда экспозиция и начиналась. Римского воина с коротким мечом не было видно.

- Караул ушёл на обед!

Теперь уже наша классная дама, озабоченная тем, что самый старший по возрасту турист плохо себя чувствует и ему необходима медпомощь, быстро и четко нас проинструктировав, где и во сколько мы должны собраться, повела самых голодных в ресторан на обед. Большинство же из нашего брата осталось на площади, где были развёрнуты торговые ряды с магнитиками, бижутерией, полотенцами, фигурками, футболками, передниками, игральными картами и прочими сувенирами и удивительными вещицами самых разных размеров, которые нельзя показывать детям.

Несколько раз пробегала мимо нас озадаченная классная дама - скорая приехав, осмотрела деда, но тот от от больницы отказался. Пока поджидали всех, я и супруга угостились каким-то замечательным фруктовым десертом.

- Жаль, что так быстро "улетел" - я не запомнил и половины ингредиентов. Помню, что в большом стаканчике были кусочки киви, дыни и ещё чего-то вкусного, залитые соком.

Наконец, мы двинулись вдоль живописной и забитой транспортом улицы к парковке. Переходом дороги руководила ещё местная гид. Её зелёный "николаевский" зонт, белая блузка и красные брюки были весьма кстати: целёхонькие, мы с радостью плюхнулись на свои места в салоне. Отдохнувший  "кондюк" довольно урчал, обещая всех осчастливить прохладой.

Автобус аккуратно выбрался из тесных предместьев древнего города и  лег курсом на Неаполь.

За кормой то ли в дымке, то ли в тумане маячила вершина Везувия.

- Не дождёшься!
 
(Продолжение http://www.proza.ru/2018/09/11/256)