Чувство долга

Михаил Фейгинзон
Мне кажется, я нечто нащупал, нечто очень существенное.
Я понял, нет почувствовал, что психотерапия — это действительно не набор методик и методов для манипулирования людьми. Понимал я это всегда, но как абстракцию. Психотерапия – это образ жизни. А в образе жизни главное – мое отношение к жизни. Система отношений. Мировоззрение.
У каждого оно свое. У большинства – деструктивное. Это когда хочешь одно, а делаешь другое. Или выбираешь варианты. Или живешь прошлым. Или будущим. Или ставишь себя на место Б-га – «Я так хочу, значит так тому и быть». Или противоположное – «это мой крест…» И т.д. и т.п. Везде противопоставление себя миру.
У очень немногих – конструктивное мировоззрение. Наверное, его нужно выстрадать. По моим наблюдениям оно возникает (как осеняет инсайт) часто в экстремальных ситуациях (может после них). Я хочу вербализовать свои ощущения при этом мировоззрении, а мне не удается это сделать. Более того – и объяснить это трудно. Парадоксально. Ведь мировоззрение, казалось бы, состоит из мыслей. Так ведь нет, и из ощущений тоже.
Лучше было бы говорить о мироощущении. Так вот, конструктивное мироощущение – это тотальное переживание каждого момента текущей жизни, каждого события – приятного или неприятного. Если гнев – то гнев; любовь – так любовь. И при этом полное принятие ответственности за себя на себя. Это первое. Второе – признание за другими безотносительного права быть такими, как они есть. И они тоже несут ответственность только перед собой.
Здесь выступает на первый план замороченное слово «долг». Нас так долго долбили им, что оно въелось в каждую клеточку нашего существа, как отрава. Этому слову (понятию) придавали такое первостепенное значение, что даже не пытались разобраться что это такое.
Если я делаю что-то для кого-то по велению сердца (для ребенка, для родителей, для Родины, для любимой…), то это не долг. Я делаю это для себя. Если я делаю это же самое потому, что «должен» (по чьим -то предписаниям) – то долг – всегда тяжелая обязанность. И отсюда конфликты. Тогда любой долг – «крест», и не возвышает, а уродует, отравляет всю жизнь.
Посмотри вокруг. Мать рожает ребенка, не спрашивая его, хочет ли он появится на свет. Для себя. Воспитывает его так, как представляет это нужным – опять же, не спрашивая хочет ли этого ребенок. Изуродовав подчас судьбу ребенка, в конечном итоге требует «возвращения долга». Какого? Очень редко встречаются люди, понимающие это. И именно это понимание создает такую неразрывную связь ребенка и матери, неподвластную даже смерти.
Я признаю понятие «долг» только в прямом смысле. Я попросил – мне одолжили (на время) – я должен. Если мне дали – подарили – я никому ничего не должен. Это естественно. И если я кому-то даю – мне никто не должен. А что касается того, «что скажут люди» — это еще одно звено в цепях долга. Для меня важно мнение лишь тех, кто понимает (и принимает) меня.
Жестко? Полагаю, что нет. Лишь с этих позиций, по-моему, можно избежать лицемерия, ханжества и т.д.  И жить естественно, полно, и не скованно, принужденно.
Это – этап развития духовности. А духовность на определенном периоде дает и терпимость, и признание других.