О садисте

Татьяна Харькова
 
    В толковом словаре даны два определения садизма. Первое: садизм- вид полового извращения- причинение физической боли или убийство другого лица для удовлетворения своего полового чувства. Второе- ненормальная страсть к  жестокостям, мучительству. Я говорю здесь о втором определении садизма - о том, с которым сталкивалась в жизни. В основном, я видела садистов моральных. Но, думаю, корень любого садизма один.
        Один раз, в электричке, я видела двух мужчин. Один из них, усмехаясь, рассказывал очень личные вещи из жизни другого. Второй, не зная, куда деться, красный, взмокший и ссутулившийся от страха, робко просил первого замолчать. Но его спутник был неумолим: “ Ты знаешь, дружок, нет ничего тайного, что не стало бы явным” - говорил он и его рот судорожно подёргивался. При этом он наклонял голову  к своей жертве, чтобы лучше уловить её настроение. Hо   усмешка мучителя была кривой, а лицо - недовольным, мрачнее тучи.
      Так вот, если второй из них был жертвой, то первый - садистом. Глядя на первого, я чувствовала злость, негодование и думала о том, что на месте второго обязательно ответила бы ему, да так, чтобы неповадно было издеваться. “Во всяком случае”- думала я- “такой вот дрожащей жертвой я ни за что бы не стала”. Этот эпизод заставил меня задуматься. Что же представляет собой садист? Зачем он мучает другого? Я начала перебирать в голове всех знакомых людей с садистскими наклонностями. В их числе были: девочка, в школе  прятавшая моё пальто, один наш знакомый,  приводивший своей жене под окна любовниц,  а также моя бабушка. Возникший затем у меня в голове собирательный образ садиста был неожиданным. Садист- это властный и неудовлетворённый жизнью человек. Садист- тот же вампир. Он действительно любит мучить, издеваться и питается чужой болью и страданиями. Но сами ваши страдания, знание о них ничего не дадут садисту. Ему нужно обязательно участвовать в них, и, чувствуя себя хозяином вас и вашей боли, питаться вашим страхом, вымещая на вас свою неудовлетворённость. Садиста вечно мучает жажда; питаясь чужой болью, он никак не может утолить её.  Садист несчастен. Это происходит потому, что тот, кто питается чужим страданием, отнимает спокойствие и благополучие у другого. А тот, кто отнимает, не может быть счастлив. Счастлив тот, кто даёт.
       Если садист скажет вам, что знает о какой-то неприятной или даже постыдной вещи, произошедшей с вами, ведите себя с достоинством и отвечайте, сохраняя внутреннее спокойствие: Ну и что? Такое ваше состояние и поведение разочаруют садиста. Он не получит удовольствия. Всё, что ему нужно - ранить вас, вывести из себя, а затем установить свою власть над вами. Спокойствие и чувство собственного достоинства - лучшие противоядия при столкновениях с садистом. Во всяком случае, с садистом моральным. Ни он и никто другой не причинит вам вреда, если вы не навредите себе сами. Надо помнить о том, что человек- первый враг себе самому.
      Наконец, при общении с садистом помните, что сам он очень уязвим. Как и у всех вампиров, его личность не имеет твёрдого стержня. Здесь можно привести слова из “Пира во время чумы” Пушкина: “ Слабее нежного жестокий”.