Авиационный механик Михайлов Филипп Михайлович

Нина Дещеревская
(См. информацию на странице http://proza.ru/avtor/deshchere).

В заголовке приведена фотография из сводной групповой фотографии «163-й Гвардейский истребительный Авиационный Феодосийский Краснознаменный орд. Суворова Полк» (ГИАФКСП); подпись: гв. мл. л-т Михайлов. 
Источник:
Сайт ГУО Шерешевская средняя школа (Республика Беларусь)
http://shereshevo-school.pruzhany.by/?cat=143
 
ПРИМЕЧАНИЯ ИЗ ПОВЕСТИ "ВОСПОМИНАНИЯ. ДМИТРИЙ СИДОРЕНКО. 1924 - 1955"
(http://www.proza.ru/avtor/deshchere ):
[Прим. 50 (глава 22 - http://www.proza.ru/2018/09/06/1525).
В 163-м  ГИАФКСП служил  авиационный механик Михайлов Филипп Михайлович 1919 г.р.,  гв. ст. сержант. Место рождения: Воронежская обл., Воронцовский р-н, с. Пузево. Воевал на Юго-Западном, Южном, Закавказском, Северо-Кавказском фронтах, в Отдельной Приморской Армии, на 4-м Украинском и на 2-м Белорусском фронтах. Награды: медаль «За отвагу», орден «Красная Звезда»].

[Прим. 56 (в той же главе). Михайлов Филипп Михайлович (1919 г.р.), орден «Красная Звезда». Из наградного листа: «Произвёл 5 крупных и и 123 мелких ремонтов самолётов ЛАГГ-3 и Ла-5. Сменил 2 мотора.  На обслуживаемом им самолёте лётчиком сбито 5 самолётов противника. …28.8.44 г. на его самолёте выработался моторесурс, где требовалась замена мотора и только благодаря кропотливому труду вместе с экипажем заменил мотор ранее срока на 14 часов». Источник информации: Приказ подразделения №: 17/н от: 08.10.1944. Издан: 229 ИАД 2 Белорусского фронта. Архив: ЦАМО. Фонд: 33. Опись: 690155. Ед.хранения: 3447. № записи: 32244327]. 

ЦИТАТЫ ИЗ ПОВЕСТИ "ВОСПОМИНАНИЯ. ДМИТРИЙ СИДОРЕНКО. 1924 - 1955"
(http://www.proza.ru/avtor/deshchere ):
Глава 22 - http://www.proza.ru/2018/09/06/1525
«Второй Белорусский фронт, прорвав сильно укрепленную линию немцев и успешно развивая наступление, быстро продвигался на Запад.

Авиация активно поддерживала наступление наземных частей. В воздухе непрерывно слышался гул моторов, и эскадрилья за эскадрильей шли машины к переднему краю.

В нескольких километрах от передовой, за густым сосновым лесом, на длинной, узкой площадке располагался действующий аэродром 163-го гвардейского истребительного полка 
Прим. 48. 163-й ГИАП (Гвардейский истребительный авиационный полк) - Феодосийский Краснознамённый, ордена Суворова полк  (ранее - 249-й ИАП) – получил звание Гвардейского в апреле 1944 года «за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм». К концу войны полк имел более 20 Благодарностей от Верховного Главнокомандующего; в полку было 12 Героев Советского Союза. Ныне это  81-й Гвардейский Феодосийский Краснознамённый ордена Суворова ракетный полк].

По-над самым лесом, а кое-где прямо в лесу, замаскированные ветками елей, стояли боевые машины. Сегодня стояла лётная погода, и на аэродроме шла оживленная, кипучая жизнь.

С оглушительным шумом, подскакивая на ухабах, рулили самолёты со старта и на старт.

По аэродрому бежали пилоты с картами и шлемофонами в руках, суетились замасленные техники, слышались сирены бензо- и маслозаправщиков. Везде чувствовалось деловое напряжение, вызванное большим наступлением.

Возле самого леса, у маленького тупорылого истребителя Ла-7, спустив ноги с плоскости и глубоко запустив руки в мотор, ковырялся техник самолёта. Машина только вернулась с полёта, и он проверял мотор.

 – Что, к нам на помощь ребята? – радостно спросил техник, и, не отрываясь от работы, закричал:
 – Давайте, давайте, а то у нас недохват, задыхаемся!!

В землянке нас встретил инженер эскадрильи. Он бегло просмотрел наши документы.
 – Механики, значит, хорошо, хорошо! Ну, вы пойдете на машину № 29 к механику Михайлову. Он там регулирует газораспределение – будете проходить у него фронтовую стажировку – резко говорил инженер, указывая на меня пальцем.

Мы попали в 163-й гвардейский, авиационный разведывательно-истребительный, Феодосийский, Краснознаменный, ордена Суворова 3-й степени полк. Полк гремел своей боевой славой по всей воздушной армии.
…. Размещался полк недалеко от гор. Остров Мазовецкий (Польша).
… Я проходил фронтовую стажировку у техника Михайлова. Это был тот самый техник, который кричал нам: «…Давайте, давайте! А то мы не успеваем, задыхаемся».

Это был ещё молодой человек, спокойный, вдумчивый. Он на своих плечах выдержал все горечи и неудачи отступления, и теперь, в наступлении, всегда был в хорошем настроении, работал быстро, был на хорошем счету у командования".

Глава 38 (http://www.proza.ru/2018/09/05/340).
"… Свой трофейный «парабеллум» подарил Михайлову – своему первому наставнику в части.

Дорога шла в густом сосновом лесу. Тихо перебирая палочкой, я шел в госпиталь. По дороге то и дело бежали «студебеккеры», «форды», «зисы», «Газ М 1», «Опель», «Мерседес» и другие автомобили. Здесь были сосредоточены марки автомобилей всего мира. Сзади тарахтел мотоцикл, и я, не оглядываясь, уступил ему дорогу, но мотоцикл остановился рядом со мной
 – Садись, Дмитрий!

Я оглянулся. За рулем сидел Михайлов.
 – Мишка! – я забросил палочку и побежал к нему. – Ты где ж это… сообразил?
 – Старая фронтовая привычка…Один майор… оставил «непривязанным».
 – Знаешь, Миша, дай, последний раз за руль сяду. Люблю же я его.

Он пересел на заднее сидение. Я сель за руль, от предвкушения удовольствия быстрой скорости протёр глаза, включил скорость, добавил газку, отпустил конус, мы слегка дёрнулись и легко понеслись по ровному асфальту шоссе.
 – Держись, Миша, выжмем до железки!

Мы неслись по гладкому асфальту шоссе, сами не зная, куда. Давно минул город. Встречный поток воздуха трепал волосы, закрывал ресницы. А я всё добавлял обороты мотору, выжимая последнее: хотелось нестись бог знает куда, хоть на край света, или разбиться на полпути, но только не идти в госпиталь.
 – Ты не сильно разлетайся, а то мы вместо госпиталя сразу на тот свет попадем, – попросил Михайлов, когда мы лихо развернулись на повороте.

Мы долго гоняли по дорогам Германии и только к вечеру подъехали к госпиталю.
Мы тепло простились, и он уехал».

Глава 39 (http://www.proza.ru/2018/09/05/337).
"…Этот госпиталь располагался на даче в пяти километрах от города Гюстров (Западная Германия). Утопая в зелени, стоял здесь наш госпиталь, располагаясь в большом двухэтажном доме.

… Между госпиталем и городом располагался большой стадион. Несколько километров западнее гор. Гюстров располагалась армия союзников. В один прекрасный день состоялся футбольный матч – дружеская встреча футбольных команд Советского Союза и такой же командой из оккупационных войск Англии.

…Я встретил здесь Михайлова и Серафима. … Полк всё ещё стоял в Гюстрове.
…С тех пор ко мне часто заезжали наши ребята из полка".

[Примечание: как оказалось, в этой маленькой заметке была допущена большая ошибка.
К сожалению, не нашлось ни одного внимательного читателя, который обратил бы внимание на несовпадение званий – старший сержант - у служившего в полку авиационного механика Ф.М.Михайлова - и младший лейтенант -  у Михайлова со сводной фотографии 163-го Гвардейского истребительного Авиаполка. Как выяснилось некоторое время спустя после публикации заметки, на фотографии, приведённой в начале заметки, изображён не авиационный механик Ф.М.Михайлов, а лётчик В.И.Михайлов (см. о нём прим. 93 к главе 33 повести).
[Глава 33 - http://www.proza.ru/2018/09/05/359].

История этой ошибки обсуждается в моей заметке «Изучение старых фотографий. История одной ошибки» на моей страничке портала Проза.ру. Автор приносит свои извинения читателям.
["Изучение старых фотографий. История одной ошибки"
 - http://www.proza.ru/2018/09/19/1799].

[Послесловие. О Филиппе Михайловиче Михайлове, авиационном механике, служившем в 163-м  ГИАФКСП, см. Примечание 50 в гл. 22  (http://proza.ru/2018/09/06/1525)  - мы благодарны внучке Филиппа  Михайловича, Марине Михайловне Михайловой, за предоставленную информацию и плодотворную переписку в феврале 2023 г.].