Самарские заметки

Мила Светлая
Дачный дневник

  22 июля. Пять дней на даче. Не знаю, сколько будет еще. Как говорится, как пойдёт. Сын привёз 17, когда уже смеркалось. Понятное дело, не до протокола, даже дачного. Вошла по сделанным из дощечек скрипучим ступенькам в автобус, усердно притворявшийся дачным домом. И чем усерднее, тем сильнее захотелось
поехать в нем куда-нибудь. Дача не моя, город не мой. Сын настоящий. Друзья, хозяева дачи тоже настоящие. Моя задача похудеть и наконец-то побыть одной, на свободе, похоже, начала, решаться положительно. Себе, любимой, по-садистски пообещала : никаких сладостей, вкусняшек выпечки, колбасы, то есть поэтических радостей жизни. Только суровая проза. 8 часов утра - завтрак лёгкий, ну там варёное яйцо, кашка. Дальше, труд с 9 до 11, после как бонус приготовление обеда, скорее всего, супчик или каша, собственно обед в 12 и, совсем уже расслабуха, до 16, до конца жары делай, что хочешь. Читай, заходи на сайт, пиши стихи, спи, наконец. Развлекайся, словом. А вечером можно и ещё поработать. А дальше, на что фантазии хватит
  Так я прожила до сегодня, 22 июля. Дача мне досталась, о какой мечтала. Дикая, с сорняками, сухостоем. Работы непочатый край, что мне и нужно. Специально оговорила условия с хозяевами, точнее с хозяйками, чтоб мои сорняки и сухие ветки не трогали!
 

Сегодня 28 июля, 20 дней, как я в Самаре. Из них 10 на даче. Перед дачными днями побывала у самарских друзей, не у всех, конечно. У кого-то буду во второй раз. У некоторых никогда. Или я не хочу, или кто-то не захотел встретиться. Вольному воля, спасенному рай.

Два стихотворения получились. И вот этот дневник пишется. Хотя это название неверно. Не получается по дням рассказывать, что произошло. Хочется возвращаться или забегать вперёд. Так что будет это маятник, маятник событий, который кто-то однажды толкнул, сообщив первоначальную амплитуду.

На даче все идёт своим чередом. Сорняки и сухие ветки стонут от моей агрессии, срубленные мотыгой, лопатой или спиленные ножовкой. Бонусом за работу попадают прямо в рот вишенки и малинки. Груши и сливы пока зреют. Яблок уже не дождусь хозяйских. Они осенние и зимние. А я в середине августа, может, чуть позже уеду домой в Питер, увозя внука от его самарских родственников к мамочке, моей дочке. Но зато есть брошенные участки и даже без забора. Годами не знающие хозяйской заботы. Грустную думу наводят они. Деревья чувствуют и понимают, когда их бросили. Там можно собирать ранние фрукты.

Выработался алгоритм жизни в дачном мире. Конкретно для меня, конкретно в данных условиях. Мне удаётся вставать в 6 утра. Обливаться холодной водой из вёдер. Душа нет. Готовить завтрак. Принимать вовремя лекарства. Работать в саду до 11. Готовить обед и обедать в 12 или в 13. Дальше мне нельзя появляться на солнце до 16 часов. Поэтому в это время идёт жизнь в автобусе. Помните, который счастлив притворяться дачным домом?!

Хозяйки показали, где лежат книги, и я выбрала для чтения французские повести, что-то про анаконду, детективы Дашковой и сборник статей Ф. Энгельса и К. Маркса. Сборников поэзии не нашлось. Но интернет в телефоне от души предлагает мои любимые сайты, где есть и мои страницы. Стихи. Ру., Фэйсбук, В.К. Там уж можно вволю оттянуться в стихотворном море классики и современной поэзии. Итак, что там дальше в алгоритме? В 16 часов что-то ем. Огурец или помидорину... Или чашку вишни, малины. И продолжаю охоту на сорняки и другие непорядки. Где-то вскапываю землю. Птички любят именно это моё занятие. В рыхлой земле, сразу после моего ухода начинается их упорный труд, выкапывание червяков, жуков, да мало ли ещё кого, зазевавшегося и не успевшего спрятаться. Дальше по алгоритму,

Ужин. Лёгкий, иначе трудно спится и просыпается. И сон приходит, спокойный, тихий. Под редкое всхлипывание ночной птицы, в тишине дачных запахов вишни, малины и сладкой ванильной прелой прохлады. Самарская дикая дача, мне будет не хватать тебя в питерском многозвучии, городском уюте и людском множестве!
Однако, пора дальше творить дачные дела.
Кстати, творчество, любое не включается в алгоритм. Когда? А когда захочет!


 
30 июля. 2018г. Адрес самарской дачи: ул. 5, уч.22? Вместо вопроса стертая цифра. Нужно будет узнать у кого-нибудь - какая. Растительный и животный мир дачного участка понемногу стал привыкать ко мне. Яблони, их четыре, две груши похорошели, приободрились. Поливают, освобождают от сухих веток, убрали сорняки у корней. Что же плохого, можно начинать красоваться. Вишня и малина стали видны. И кусты и ягоды. Причём заметила, что после сбора ягод малины, если посмотришь со стороны, немного отойдя, есть ещё спрятавшиеся ягодки, и нужно запомнить место и сразу подойти, а то проказники опять скроются в листьях.

Фауна ведёт себя со мной по-разному.
Птицы, видя, что не разоряю их гнезда, не гоняюсь за ними, размахивая руками и крича,
делают вид, что не замечают меня. Занимаются своими делами. Я своими. Но я уже поведала об их внимании к рыхлению земли. Тут же, как уйду, налетают, и начинается охота за мельчайшей живностью.
На днях сделала передых небольшой, после одной прополки. Села на любимую скамью, приготовленную хозяйками перед моим приездом и ем малину из чашки на столе. Частички ягод падают иногда на землю около меня. Прошло какое-то время, минут пять, как вдруг откуда ни возьмись появилась птичка, с оранжевым хвостиком и пестрой головкой.

Она деловито покружила около меня и стала аккуратно клювом подхватывать остатки алых ягод и лакомиться. Голуби и воробьи в городе , как пьяницы в дешёвом кафе, не едят, просто жрут, быстро проглатывая что попадётся. А эта птичка интеллигентно так, артистично поглощала малиновую сладость. Как же её зовут? Нужно будет посмотреть в каталог птиц. Вдруг узнаю незнакомку!

Ящерки, здесь они серые, улепетывают от меня, как только могут. А могут они очень быстро. Юркнет серая молния в зелёную траву. Только её и видели! Миру насекомых я представляюсь, видимо, какой-то огромной, рыхлой горой, кроме по понятной причине комаров, точнее комарих, жаждущих накормить потомство моей кровушкой.
Два дня назад, сидя на известной скамье, увидела вдруг большую стрекозу. Она опустилась на ветку вишни, около меня, и замерла на неопределённое время. Своими прекрасными стереоскопными очами она исследовала все вокруг. Гора, дерево, да какая разница что, то есть я, не произвела на неё никакого впечатления. Я тоже замерла, гадая, что же она будет делать дальше. И когда собралась уже встать, стрекоза рванула с бешеной скоростью через головки цветов к дальнему кусту шиповника. Там она подхватила на лету какого-то жука-неудачника и была такова. Заметила добычу за 50 метров сзади себя!

Сегодня неожиданно увидела на своей даче кошачьих. Вдоль участка прокрался чёрный кот, затем через полчаса, ступая мягкими лапами на траву, прошлась мохнатая серая с рыжиной кошка. На моё кис-кис у обоих была одна реакция. Быстро скрылись. Так, что-то я засиделась. 12.50, время обедать, а обед ещё готовить надо.

 
31 июля. Вторник.
Я ошиблась, что мохнатый с рыжиной зверь кошка. Это был тоже кот. И сегодня с 6 утра Черный и Рыжий выясняли, кто хозяин близлежащих участков и всего того, что на них находится. Кошек, мышей и прочих благ котов. Выясняли это коты дикими завываниями в нескольких метрах от моего участка. Но день задался. Солнечный, тёплый, не то, что вчера. Целый день было пасмурно. Всего лишь плюс 17 градусов, и даже моросил дождь. Правда мелкий, застенчивый какой-то. Словно извинялся за то, что имел наглость пойти, когда дали воду на полив.
 Большой плюс нежаркой погоды — больше удалось сделать. Прополоть, срубить и срезать сухостой, ну и, конечно, святое дело, полив! Больше сил было, чтобы все растения напились вволю.

Вчера произошло одно событие: я нашла и съела первую почти спелую грушу. Ей ещё не хватало сочности и мягкости, но она уже была сладкой. Думаю, через неделю пойдут спелые и сочные плоды. Слива по-прежнему незрелая. Но может быть успею попробовать до отъезда.
 Два года назад лето в Самаре началось раньше, жарких дней было больше. И я лакомилась сладкими фруктами на две недели раньше, чем в этом году. А прошлым летом меня не было в Самаре. Не было меня и дома, в Питере. И лета для меня тогда вообще не было. А были медцентр, обследования, больница, операции и далее -продолжение лечения до конца августа. Это был непростой период моей жизни, но по-своему уникальный и интересный. Написала о нем рассказ Белочка. Он на моей странице в Стихи. ру. С ним нужно ещё работать, но пока не могу. Видимо, чтобы продолжить работу над рассказом, нужно войти в ту атмосферу, в которой я тогда была. А я не хочу туда входить. Не хочу возвращаться туда, куда просто втолкнули меня обстоятельства.

Наверное, шаблон, расхожий и надоевший приём говорить, что беда, случившаяся с тобой, заставляет переосмыслить многое и ценить каждый день, каждое мгновение, отпущенное тебе на земле. Но это действительно так. Мы живём среди несметных богатств и не замечаем, не ценим их. Кто-то придумал, и теперь люди не устают повторять, что долго можно смотреть только на огонь, льющуюся воду и небо над головой. Чушь! На все вокруг можно смотреть, до слез и тишины в душе. Великий Басе, японский поэт 17 века знал это. Может, поэтому и был великим?
Не требуют комментария его строки:

Вечерним вьюнком
Я в плен захвачен. Недвижно
Стою в забытьи.

Или вот эти строчки:

Первый снег под утро.
Он едва-едва
Пригнул
Листики нарцисса.

Из выбранной ранее где-то на нижних полках, за кроватью, в известном уже автобусе литературы для чтения в ход пошли пока Дашкова, три французские повести разных авторов и Фридрих Энгельс с его известным всем со школьной скамьи произведением
" Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", в эту же книжечку включены тезисы Карла Маркса о вышеупомянутом Фейербахе. Для кратости я буду называть книги - Дашкова, французские повести и Энгельс.

Итак, Дашкова вызвала у меня сначала симпатию. Ну, потому что тоже, как и я, училась в Литературном институте и имеет у читателей детективов достойный рейтинг. На уровне Данцовой и Устиновой, Александровой. Вообще, мужики, где вы? Российскую нишу детективов прочно заняли дамы. Это я ещё не всех перечислила, сидящих в этой нише так тесно, что не протиснуться, видимо, сильному полу.
Не в обиду будет сказано для уважаемой Дашковой, победил Энгельс. Серебро у французской повести "Шито белыми нитками" некой Клер Галлуа. Энгельс покорил, возмутил и восхитил честностью, широким кругозором, умом, люблю умных мужчин, и совершенной лишенностью дара предвидения. Последнего, ох как ему не помешало бы. Если бы он только знал, к чему приведут его с Марксом изыскания, поиски противоречий у других, подготовка, по сути, к перекройке всего земного общества почти 140 лет назад. Может быть Фридрих оставил бы в покое Фейербаха, Гегеля и других и не включил в пристежку к своей статье тезисы уже покойного тогда Карла? Как знать... 
Брошюра Энгельса заняла первое место по значимости для меня на даче из-за дополнительного функционала. Но об этом после. Повесть "Шито белыми нитками" меня очень заинтересовала. Автор писала её в тридцатилетнем возрасте и по праву вошла в лидеры современной французской литературы... 70-х годов прошлого века. Да, книга вышла в семидесятые годы. То есть сейчас автору за восемьдесят. А я, к своему стыду, только сейчас, у подруги на даче прочла эту повесть.


6 августа 2018г.

Моей тайной для остальных и явной еще одной целью для себя было отойти на время ото всех, кто и что было рядом долгое время. Свое неприятие накопленной усталости и раздражения я приписывала общению с людьми, даже близкими и обстоятельствам, событиям и всему тому, чье количество не переходит в позитив, а наоборот, навевает то, о чем Пушкин говорил, куда деваться от эдакой хандры. Он же предлагал рецепт. Откупорить шампанского бутылку и перечесть "Женитьбу Фигаро". У меня нет на даче алкоголя совсем и "Женитьбы" нет и не предвидется.
Поэтому я живу и делаю то, что нужно деревьям и всем растениям и жду, когда придёт умиротворение. Жду уже 18 дней. Что-то не приходит.

Ловлю себя на том, что недовольна теперь уже всякой мелочью. Ветками, которые плохо отпиливаются, яблоней, которая цепляется мёртвыми сухими ветвями и не даёт их отнести к куче сухостоя, наглой по моему мнению, сорокой, которая устроила трескотню, когда я что-то интересное читала. Так дело значит не в людях и обстоятельствах. Во мне, видимо, дело-то...

Стоит поведать о чудесах, условно назову так разные забавные и странные мелочи. Понадобились мне два гвоздика для одного дела. Где взять, не знаю, ну и успокоилась. Через два дня вижу на столике в автобусе два маленькие гвоздика. Случайность? Скорее всего, да. Далее... Как - то воскликнула в сердцах, что для полного покоя мне нужно, чтобы не было этих частых телефонных звонков, они мне уже надоели. И на тебе... На следующий день симка Мегафона перестала работать. Нет сети. Эта информация высвечивалась в телефоне весь день и до обеда следующего. Не помогали никакие манипуляции с настройками. Причём, Мегафон у соседей по даче работал! Я написала смс сыну с питерской симки с жалобой на симку самарскую. И... Мегафон у меня заработал. Совпадение? Возможно. Были и ещё совпадения и случайности. Но об этом потом.

Сегодня я видела ещё одного кота. В разных оттенках серого цвета, большой, мохнатый, с ошейником на шее. Словом, породистый  красавец. Он внимательно посмотрел на меня. Я тихонько сказала свое приветствие кис-кис. Он, уже спокойный, подошёл очень близко и коснулся меня кончиком хвоста. Я с грустью подумала, что ничем не могу его угостить. Кроме замороженной курицы в морозильнике, вся еда была явно не кошачья. Овощи, фрукты, ягоды, крупы не вдохновили бы моего гостя. Кот плавно с достоинством удалился.

 

С кошачьими до конца дачного срока, до 13 августа, покончено. Больше ни один из представителей этого мяукающего вида не пересёк границ моего участка. Но зато птицы активизировались. Появились птенцы, уже подросшие до того, чтобы клянчить еду у родителей где ни попадя. Особенно наглые, воробьята, прыгали по всему участку с открытыми клювами, преследуя папашу или мамашу, и не унимались, даже получив в клюв желаемое. Продолжали терроризировать предков, а те безропотно кидались искать очередного червяка или букашку. Ну, все как у людей!
А уж насекомые словно с цепи сорвались. Осы атаковали меня с каждой надкушенной грушей, пчелы искали в любых цветах нектар. А ночью, на свет в мой дачный дом-автобус в какие-то щели прорывались разнообразные летучие мошки, мотыльки, даже мухи. А комарихи... Были какие-то неправильные. Их не брало ни одно противокомариное средство. И здесь меня таки спас Энгельс. Шлепок скрученной брошюры пресекал любые комариные домогательства.

Отъезд с дачи напоминал начало пожара, землетрясения или, на худой конец, всемирного потопа. Сын приехал неожиданно раньше времени, ругать его за это было бы неприлично. Поэтому я делала одновременно несколько дел, чтобы быстрее уехать. И лучше не вспоминать, что именно. Оставляю это полёту фантазии читателя. А сейчас я вспоминаю все происходящее со мной на даче уже в поезде Самара--Санкт-Петербург, везя внука от самарских к питерским родственникам. Но это уже другая история.