На гиперстратостате к ноосфере Вернадского-Вайно

Валерий Болотов
    Тренировочный полет ФК на гиперстратостате к ноосфере Вернадского-Вайно и
прыжок к земле на парашюте
    Сразу скажем, такого еще никто не совершал. Дело в том, что ноосфера Вернадского-Вайно находится в другом 3-мерном пространстве. Чтобы до нее добраться, надо преодолеть три 3-мерных пространства до нее и три - обратно.  Для моделирования этой ситуации, есть готовая МК 10.14, которую мы создали, используя фрактал-подпростраства Олега Кислюка из компании Google(Сан-Франциско).  Есть и расчет расстояния, которое надо преодолеть: чтобы      «Добраться до ноосферы и вернуться» построено в виде игры:
игрок, задавая мышкой свой маршрут (МК 5.20), получает (МК 5.21) денежное вознаграждение.
      В случае полета ФК к ноосфере используется гиперстратостат, наполненный специальный газом - гипергелием, который под воздействием темной энергии (божественной) может менять вектор  подъемной силы  из одного пространства в другое, а в пространстве 3D – менять вектор движения – то есть двигаться в любом направлении. Управляет движением темная энергия, которая определяется и моделируется известным нооскопом придуманным и разработанным Антоном Вайно. Наиболее существенная здесь БЭ - божественная энергия, известная в ученом мире как темная. Управляя ею с помощью нооскопа Вайно, можно результирующий вектор задавать в любом направлении, вплоть до выхода в другое измерение.
      На рис. моделирование сил, действующих на оболочку шара.
Rез – результирующая сила.
      Анимация полета ФК к ноосфере и обратно (на авторском  сайте)
      Таким образом, управляя векторами сил на оболочку можно добраться до ноосферы Вернадского Вайно и вернуться обратно. Для подстраховки есть вариант спуститься на землю с помощью парашюта. Правда, это работает только в условиях нашего пространства, кстати самого коварного. В этом случае от капсулы выстреливается парашют и ФК в скафандре спускается на нем на землю. Капсула самопроизвольно падает на землю, но уже без пилота.
      Спуск ФК к земле на парашюте как запасной вариант  -
     два варианты смоделировали студентки Вика Сорокина и Татьяна Ермилина.
      Определить день старта полета, который продлиться не один день, а возможно пару месяцев, нужно согласовать со всеми службами на Земле – будем работать.
 
   Приложение
   Топ 10 прыжков из стратосферы
 https://dekatop.com/archives/4832
   Интерес к теме парашютных прыжков из стратосферы «подогрел» Феликс Баумгартнер, прыгнув с высоты 37 километров.
   Баумгартнер совершил свой самый высокий прыжок из стратосферы во время своего полета, который продлился 4 минуты и 20 секунд, преодолев скорость звука.
     Ф.Баумгартнер рассказал, что во время прыжка начал вращаться, что могло представлять опасность для него, однако, ему удалось стабилизировать положение своего тела. «Прыжок оказался более сложной задачей, чем я полагал», — отметил он после приземления.
     Также Ф.Баумгартнер рассказал, что переход звукового барьера он никак не почувствовал, однако это зафиксировала специальная аппаратура и теперь он первый в мире человек, парашютист, преодолевший скорость звука.
Ниже список 10 человек совершивших прыжок с парашютом из стратосферы.

       1 Феликс Баумгартнер
       Совершил прыжок с высоты 29 455 метров и благополучно приземлился близ города Росуэлл в американском штате Нью-Мексико. Во время свободного падения он достиг скорости 862 км в час. Этот прыжок сделан в рамках подготовки к мировому рекорду, который намерен поставить Баумгартен, или «Неустрашимый Феликс», как его называют в Австрии. Таким образом австрийцу удалось осуществить давно задуманное: перекрыть достижение советского парашютиста Евгения Андреева, который 1 ноября 1962 года прыгнул с аэростата с высоты 25,5 километров.
      2 Евгений Андреев
      1 ноября 1962 года совершил прыжок с парашютом со стратостата «Волга» с высоты 25 500 метров. 24 500 метров он преодолел в свободном падении с максимальной скоростью 900 километров в час. Таким образом, он установил действующий мировой рекорд высоты свободного падения, засчитанный Международной авиационной федерацией
     3 Джозеф Киттинг
     В рамках проекта «Эксельсиор» совершил три прыжка с парашютом из стратосферы. Первый прыжок был совершён с высоты 23 300 метров 16 ноября 1959 года. Из-за неполадок стабилизирующий парашют не раскрылся, и Киттингер попал в штопор. Его тело вращалось со скоростью 120 оборотов в минуту, перегрузки составляли около 5g, и Джозеф потерял сознание. Парашют открылся с помощью прибора автоматического раскрытия парашюта. 11 декабря он прыгнул снова, уже с высоты 22 760 метров, за что был награждён «Парашютной медалью Лео Стивенса». 16 августа 1960 состоялся последний прыжок в рамках проекта «Эксельсиор» с высоты 31 300 метров. Раскрыв тормозной парашют для стабилизации, Джозеф Киттингер падал 4 минуты и 36 секунд, достигнув скорости 988 км/ч (или 274 м/с) до открытия основного парашюта на высоте 5500 метров. Герметичность правой перчатки была нарушена, и его рука увеличилась в размерах в два раза. Этот прыжок получил несколько рекордов: самый высокий прыжок со стратостата, самый высокий прыжок с парашютом, наиболее долгое падение с тормозным парашютом и наибольшая скорость, достигнутая при падении. Все эти рекорды зарегистрированы ВВС США, ФАИ их не признаёт, из-за использования стабилизирующего парашюта во время прыжка.
     4 Петр Долгов
     1 ноября 1962 года Долгов вместе с Евгением Андреевым совершил испытательный прыжок со стратостата «Волга» с высоты 25 600 м. По программе испытаний он прыгал в герметичном скафандре с немедленным раскрытием парашюта. Спуск с такой высоты должен был занять 38 минут. Но при выходе из кабины случилась разгерметизация скафандра, и, хотя парашютная система сработала штатно, полковник Долгов погиб ещё в воздухе.
     5 Николас Пиантанида
     В 1965—1966 американский парашютист Николас Пиантанида предпринял три попытки побить рекорды, установленные Андреевым и Киттингером, инициировав проект «StratoJump». 22 октября 1965 состоялась первая попытка, длившаяся около 30 минут. На высоте около 7 км баллон был повреждён и пилот спасся на парашюте. Во время второго полёта 2 февраля 1966 стратостат поднялся на высоту 37600 м, установив не побитый до сих пор рекорд. Но Пиантанида не смог отключиться от установленного в гондоле баллона с кислородом и перейти на автономную систему скафандра, поэтому прыжок пришлось отменить. По команде с земли гондола отделилась от стратостата и успешно опустилась на парашюте. 1 мая 1966 состоялся третий полёт, который закончился трагедией — при подъёме на высоте 17500 м произошла разгерметизация скафандра и парашютист погиб.
     6 Николай Никитин
     Первый из намеченной серии рекордных прыжков выполнил заслуженный мастер спорта Н. Никитин. Это было 20 августа 1957 года. Покинув самолет на высоте 15 383 метра, он пролетел в свободном падении 14 620 метров, установив новые всесоюзный и мировой рекорды дневного затяжного прыжка.
     7 Василий Романюк
     25 сентября 1945 года он совершил затяжной прыжок из стратосферы. Спортсмен покинул самолет на высоте 13108,5 метров, в свободном падении пробыл 167 секунд и раскрыл парашют на высоте 1000 метров. Были перекрыты все существовавшие достижения, как по высоте, так и по длительности падения с нераскрытым парашютом. В 1957 году установил новое достижение, прыгнув с высоты 13400 метров с немедленным раскрытием парашюта.
     8 К. Я. Зилле, Ю. Г. Прилуцкий, А. Б. Вериго
     26 июня 1935 стартовал стратостат «СССР-1-бис» с экипажем в составе К. Я. Зилле, Ю. Г. Прилуцкий, А. Б. Вериго. После выполнения научной программы, в начале снижения, выяснилось, что оболочка баллона повреждена. Через некоторое время после входа в тропосферу, когда появилась возможность безопасно открыть люк, Прилуцкий и Вериго выпрыгнули с парашютом. Зилле удалось благополучно посадить облегчённую гондолу.
     9 Гэри Пауэрс
     Американский летчик, выполнявший разведывательные полеты для ЦРУ. 1 мая 1960 года пилотируемый Пауэрсом U-2 на высоте 20 км под Свердловском был сбит ракетами класса «земля-воздух» из ЗРК С-75. Первая выпущенная ракета ЗРК С-75 попала в U-2, оторвала у самолёта Пауэрса крыло, повредила двигатель и хвостовую часть, однако кабина пилота осталась цела. Самолет стал беспорядочно падать с высоты свыше 20 километров. Пилот не паниковал, дождался высоты 10 тысяч метров и выбрался из машины. Затем на пяти километрах привел в действие парашют, и благополучно приземлился. Фактически Пауэрс совершил прыжок с парашютом уже в тропосфере, однако его падение происходило со стратосферы, и самолет он покинул на границе стратосферы.
      10 Мишеля Фурнье
      Провалом закончилась в Канаде попытка французского парашютиста Мишеля Фурнье совершить, впервые в мире, прыжок из стратосферы, с высоты в 40 тысяч метров. Воздушный шар, созданный российскими специалистами, созданный для прыжка Мишеля Фурнье с высоты 40-ка тысяч метров, взлетел без герметичной капсулы пассажира. Хотя прыжок Мишеля не состоялся, его можно отнести к одному из самых амбициозных в новейшей истории. По слухам Мишель не намерен сдаваться, а потому пожелаем ему удачи.
      
      Американец прыгнул без парашюта с высоты 7,6 километра ...
 www.tvc.ru/news/show/id/97572
    31 июл 2016 ... Экстремал Люк Эйкинс прыгнул без парашюта с высоты 7,6 километра. ... За его плечами - 18 тысяч прыжков с парашютом. ... В США два экстремала разбились, прыгнув с высоты 2,5 км ... Один снимает происходящее на
камеру, второй - с дымовой шашкой, чтобы зафиксировать старт, ...
     Парашютист - экстремал Люк Эйкинс: «Если вам случится падать из самолета без парашюта, ищите что-нибудь мягкое»
    Экстремал Люк Эйкинс совершил прыжок без парашюта с высоты 7,6 км
    Видео прыжка нельзя смотреть без эмоций. Человек на скорости более 200 км/час приближается к земле. Парашюта нет. Единственная возможность для спасения - сетка размером около тысячи квадратных метров (100 футов на 100 футов). Вроде бы много - примерно половина футбольного поля. Но с высоты нескольких километров она не больше песчинки.
    Комментатор телеканала Fox (американцы, естественно, сделали из прыжка целое шоу в прямом эфире) во время двухминутного свободного падения Люка Эйкинса делает лишь небольшие реплики. Все находящиеся на Земле или прильнувшие к экранам телевизора...
     Два года назад один из друзей предложил Люку прыгнуть без парашюта.
     - Как любой нормальный, здравомыслящий человек, я сказал «Спасибо, но нет». У меня жена, маленький ребенок, да я и сам еще хочу пожить, - рассказывал в одном из интервью Люк перед полетом. - Но потом прошло две недели и я стал просыпаться посреди ночи и думать: «А если бы мне пришлось это сделать, как бы я смог это осуществить? Все-таки я уже 18 тысяч раз прыгал с парашютом. Почему бы не попробовать один раз прыгнуть без него?!»
     Необычность прыжка была не в том, чтобы человек вышел из самолета без парашюта. Так делали многие экстремалы. Нюанс в том, что никто из них не приземлялся без него. В полете трюкача либо подхватывал напарник, либо передавал ему парашют.
     После того как решение было принято, началась тщательная подготовка, которая длилась полтора года. Сам прыжок был рассчитан чуть ли не до сантиметра.  Его назвали с характерным для американцев пафосом «Посланник небес» (Heaven SentJump). Специально под проект в пустыне был построен целый парашютный комплекс с большой сетью посередине.
     - Я на это смотрю так: это самый большой парашют в мире, только вместо того, чтобы он был надо мной, он будет подо мной, - пояснял Айкинс.
     Естественно, не обошлось без высоких технологий. Чтобы парашютист мог видеть место приземления, разработали специальные опознавательные световые сигналы. Они меняли цвет в зависимости от того, находился он на верном пути или отклонялся от цели. Кроме того, в шлеме Люка был специальный GPS-датчик, который тоже помогал корректировать его свободное падение.
     Но несмотря на тщательную подготовку и огромный опыт за плечами, у Люка, конечно, тряслись поджилки.
     - Я совру, если скажу, что не буду нервничать во время полета, - сказал Айкинс в интервью журналу People незадолго до прыжка.
     На своей странице в «Фейсбук» после приземления он поблагодарил всех, кто следил за его полетом и сказал, что всегда верил в чудеса «полноценной подготовки»: «Когда все делаешь правильно, то все получается». И по просьбе одного из журналистов дал шутливый ценный совет: «Если вас вытолкнули из самолета на большой высоте и у вас нет парашюта, - попытайтесь найти что-нибудь мягкое».
     СЛОВО ВРАЧА
     От такого перепада высот сердце из груди могло выскочить!
     - Самые большие опасности для здоровья при таком экстремальном прыжке - резкий перепад давления (почти как при быстром подъеме с глубины, только наоборот) и возможные травмы внутренних органов. Человеку без специальной подготовки и многолетних тренировок вряд ли удалось бы выжить.
Конечно, современные костюмы для скайдаверов помогают лавировать и смягчать удар. Но, учитывая скорость свободного падения, оно было чревато не просто компрессионным переломом позвоночника, а сплющиванием не только межпозвонковых дисков, но и всех внутренних органов. Перепада высот могло не выдержать сердце - почти буквально выскочить из груди (даже при обычных полетах с парашютом нередко случаются внезапные инфаркты, когда отрывается тромб). Так что для неподготовленного человека такой прыжок мог бы оказаться роковым.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
     Алексей АЛЕХИН, рекордсмен России в парашютной групповой акробатике: «Если бы они натянули сетку-рабицу, он бы прошел через нее кусками»
     - Почему сетка его не отбросила вверх?
     - Видимо, это специальная сетка, настолько эластичная, чтобы растянуться, а не отбросить его верх. Если бы они натянули сетку-рабицу, то он бы прошел через нее кусками. Если была резиновая - то она бы отбросила бы его верх, и он несколько бы приземлений выполнил на сетку, но любое из этих приземлений могло бы быть и мимо нее — и привело бы к его гибели. Поэтому и разработали специальную сетку, чтобы поймать его как муху в сачок.
     - Трудно попасть в сетку?
     - С одной стороны, с его опытом - 18 тысяч прыжков, это не очень трудно. Но, все-таки 7600 метров - это высоковато. Здесь точный расчет должен быть у самого скайдайвера, у пилота, что рассчитывает курс, направление и скорость на выброске, и у группы руководства полетом, которая с земли корректирует действия обоих этих парней до того, как он вышел самолета. После того, как скайдайвер шагнул вниз, только он сам может изменить направление своего полета. Во время трюка спортсмен должен знать, куда он летит, какая у него поступательная скорость, и очень точно следить за своим положением в пространстве, зная направление и скорость ветра по всем высотам столба от 7600 до отметки приземления. Главное - пережить перепад давления. Единственное, я бы все-таки взял с собой парашют на такой трюк. Не всегда стоит настолько доверять летчикам и изменениям метеоусловий. Если бы он не попадал точно в сетку, можно было бы открыть парашют.
     - В России можно такое повторить?
     - Правовое поле России предполагает наличие целой кучи ответственных лиц за прыжок. Ни один человек в нашей стране не имеет права покинуть борт воздушного судна без парашюта, даже двух - основного и запасного. Как только он это сделает, в тюрьму сядет командир самолета, руководитель прыжков и владелец аэроклуба, и администратор.
СПРАВКА «КП»
      Люк Эйкинс, 42 года. Американский экстремал и скайсерфер. Родился в семье потомственных парашютистов и бейсджамперов(прыжки с фиксированных объектов: скал, мостов, плотин и т.д.). Обладатель теперь уже четырех мировых рекордов. Является консультантом по безопасности парашютной ассоциации США. Выполнял трюки в фильме «Железный человек 3». А также помогал выполнить другому экстремалу - Феликсу Баумгертнеру - его всемирно известный «Прыжок из стратосферы» с высоты 40 км в октябре 2012 года.

    Русские и американцы повздорили из-за ЧП на орбите
    Они не сошлись во мнении, как заделывать пробоину в корпусе, из-за которой международная космическая станция стала терять воздух
Александр МИЛКУСЯрослав КОРОБАТОВ
Поделиться:
     Add to Flipboard Magazine.Ежедневная рассылка новостей KP.RU
Комментарии: comments19
     За время поисковых работ давление на станции заметно упалоФото: NASA
Изменить размер текста:AA
В ночь со среды на четверг, 30 августа, специалисты Центра управления полетами (ЦУП) обнаружили, что давление в отсеках Международной космической станции стало падать. Поскольку утечка была небольшой, космонавтов будить не стали. Однако к утру потери воздуха увеличились в 5 раз и достигли 4 миллиметра ртутного столба за 1 час. Экипажу приказали немедленно приступить к поиску места аварии. Для этого космонавты один за другим задраивали отсеки и следили за давлением воздуха. В итоге микротрещина размером в 2 миллиметра была обнаружена на стене бытового отсека транспортного пилотируемого корабля "Союз МС-09». Он был пристыкован в МКС два месяца назад. В этом отсеке располагались системы обеспечения и, в частности, космический туалет.
      За время поисковых работ давление на станции заметно упало. Так в модуле Destiny (это американский сегмент) оно составило 724 мм ртутного столба при норме 760 мм. При таких темпах МКС потеряла бы атмосферу за 18 часов. Космонавты временно заклеили трещину лентой Кэптона (это полимер, его используют для создания внешних слоев космических скафандров) и утечка почти прекратилась. Однако по поводу дальнейшего ремонта в экипаже возникли разногласия. Сейчас на орбите работают 6 человек: астронавты НАSА Эндрю Файстел, Ричард Арнольд и Серена Аунон, Александр Герст из Европейского космического агентства и два российских космонавта - Олег Артемьев и Сергей Прокопьев. Наши ребята посчитали, что нет смысла выходить для ремонта в открытый космос, можно загерметизировать отверстие изнутри марлевой салфеткой, пропитанной эпоксидной смолой. Командир станции Эндрю Файстел высказал другое мнение, он хотел взять паузу на сутки, чтобы специалисты на Земле выбрали самый оптимальный вариант ремонта МКС. Американец отказался участвовать в ремонте, пока русский и американские Центры управления полетами не договорятся о плане действий.
      В итоге Артемьев и Прокопьев самостоятельно залатали пробоину. Когда герметик затвердел, давление в отсеках станции было восстановлено до штатного за счет кислородного оборудования грузового корабля «Прогресс». Утром 31 августа было принято решение закрыть трещину вторым слоем ткани, пропитанной эпоксидной смолой. По всей видимости, виновником пробоины является микрометеорит либо кусочек космического мусора, которого немало болтается на орбите. Сейчас, по сообщениям ЦУП экипаж вернулся к к своему обычному рабочему графику.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
     Космический инженер-конструктор Александр Хохлов: «МКС может стать необитаемой»
     - Жизни экипажа МКС ничего не угрожает. Но есть засада. Если бы был повреждён бытовой отсек транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз МС-08» Олега Артемьева, то вообще ничего страшного. Его бы заклеили, дождались 4 октября и вернулись на Землю, бытовой отсек сгорит в атмосфере после разделения отсеков, а для экипажа критична целостность спускаемого аппарата (СА), хотя у них есть ещё скафандры. Но в данной ситуации не герметичен бытовой отсек ТПК «Союз МС-09» экипажа Сергея Прокопьева, этому кораблю быть на станции ещё несколько месяцев - возможна маловероятная ситуация, что, при сложностях с полноценным ремонтом, этот «Союз» придётся сажать - тогда станция будет законсервирована и некоторое время будет находиться в беспилотном полёте. Как вариант - потом прилетит новый экипаж и произведёт расконсервацию, либо на МКС задержится командир целого корабля Олег Артемьев с товарищами.
Прочитав выше информацию, другой наш друг и соратник по сплавам по горным рекам Сергей Белов заметил:
     - Колоссально!
      И нужно следить за японскими инженерами. Они, японские инженеры, сильны!
      Сергей Белов
Поэтому добавляю что японцы предлагают:
     https://www.kp.ru/daily/26877/3921086/
     Японцы намерены испытать космический лифт в космосе.
     Работоспособность устройства, предназначенного для подъема на орбиту, впервые проверят в околоземном пространстве
     Владимир ЛАГОВСКИЙ
     К 2050 году люди будут подниматься на орбиту Земли на лифте.
     О грядущих испытаниях объявили специалисты Университета Сидзуока (Shizuoka University). Обещали до конца сентября 2018 года вывести на орбиту прототип космического лифта и проверить, будет ли он там работать. В космос космический лифт доставит ракета H-2B японского космического агентства (JAXA).
     Космическим лифтом называют систему, которая будет способна поднимать грузы и людей с поверхности Земли на орбиту. А то и дальше — аж на Луну. Поднимать — в специальных кабинах или контейнерах, двигающихся вдоль троса, протянутого в космос.
     Принципиальная схема космического лифта О планах построить нечто такое грандиозное еще в 2012 году объявляла японская компания «Обаяси» (Obayashi Corp). Грозилась, что введет космическую транспортную систему в эксплуатацию к 2050 году. Потом как-то притихла — о том, как продвигаются работы или исследования, несколько лет ничего не было слышно. Но вот, оказывается, «лифтеры» не сидели все это время сложа руки. Тот самый прототип, приготовленный к отправке на орбиту, создан с их участием.
     Как объясняли японцы, готовая система должна выглядеть примерно так: трос соединит платформу на Земле с орбитальной станцией — эдаким противовесом. Платформу расположат в океане в районе экватора, противовес - на высоте 96 000 километров. По тросу поедут подъемники — лифты. Большую часть пути они будут подниматься за счет центробежной силы, возникающей в результате вращения Земли — достигнув высоты 36 000, лифты сами устремятся к станции.
       Поскольку центр тяжести системы расположится на геостационарной орбите, то все «лифтовое хозяйство» будет вращаться вместе с Землей - точно с ее скоростью. Орбитальная станция — «верхний этаж» космического лифта — тоже, соответственно, будет оставаться на одном месте.
       Грандиозное сооружение, возможно, появится в будущем — может быть, даже к 2050 году. Но пока японцы планируют испытать куда более скромное устройство — космический лифт размером 6 Х 3 Х 3сантиметров. Прототип, мягко говоря, миниатюрен — чуть больше спичечного коробка. И трос, по которому, он будет перемещаться невелик — всего 10 метров в длину.
       Японцы хотят натянуть трос между двумя мини-спутниками и пустить по нему коробочку лифта, снабженную двигателем. Снимать эксперимент будут телекамеры. Подобные испытания впервые будут проведены непосредственно в космосе.
       Для настоящего космического лифта фирма намерена «сплести» трос из углеродных нанотрубок, которые в десятки раз прочнее стали и в сотни раз легче.
       Чтобы реализовать идею космического лифта, японцам предстоит пройти сложный путь от "спичечного коробка" до гинатской конструкции.
А В ЭТО ВРЕМЯ
       Американцы собираются ездить на космическом лифте к небоскребу, свисающему с астероида с высоты в 50 тысяч километров
Футуристический проект под названием Analemma Tower предложили американские архитекторы из фирмы Clouds Archtecture Office , известные своими разработками домов, которые можно было бы строить на Марсе.
       Нынешняя идея — возвести самый высокий небоскреб на Земле. Но возвести так, чтобы он на нее — на Землю — не опирался.
       Архитекторы намерены свесить здание с неба — с высоты в 50 тысяч километров, прикрепив его к астероиду. Астероид расположат на так называемой геостационарной орбите, спустят с него тросы, которые и станут держать протянувшееся к поверхности планеты сооружение. По сути, небоскреб станет огромным автономным городом, который раскинется не вширь, как большинство нынешних городов, а ввысь. На небывалую высоту...
            СПРАВКА «КОМСОМОЛКИ»
            Идеи — наши!
       Идее космического лифта более 120 лет. В 1895 году, вдохновленный Эйфелевой башней, основатель космонавтики Константин Циолковский в одной из своих статей описал огромное сооружение с тросом, протянутым к «Небесному дворцу». Туда надо было подниматься на лифте, чтобы потом лететь дальше в космос.
     В конце 1970-х идею космического лифта подхватил и развил британский фантаст Артур Кларк в романе «Фонтаны Рая». А в послесловии поблагодарил газету «Комсомольская правда», в которой 31 июля 1960 года была напечатана статья «В космос - на электровозе» и вскоре переведена на Западе. Она-то и вдохновила Кларка.