Заграничная встреча или как стать космонавтом

Ольга Немежикова
Кто сказал, что молодёжь променяла книги на мобильники? Очередной миф о конце света — гибели интереса к художественному слову — при встрече с реальностью незаметно лопнул. Встреча происходила в кабинете ...художника Сурикова! Красноярский лицей №9 «Лидер» 6 сентября 2018 года проводил «Заграничный день» — день за границами учебника. Меня в этот день пригласили тоже. На встречу с современным писателем. В качестве современного писателя.
Всё случилось неожиданно. Телефонный звонок. Приглашение от детской библиотеки имени А. Грина встретиться со школьниками. Кто же откажется от такого приглашения? Только я пишу для взрослых. Ничего, вас ждут старшеклассники. Замечательно! У меня найдётся для них небольшой рассказ — «Звёздная любовь». О любви и прощении. О детях и родителях. О желании повзрослеть. О том, что в жизни случаются чудеса.
Чудеса на самом деле случаются! Сколько лет я не была в школе? Мои дети получили аттестаты 15 лет назад. Их школа не особенно отличалась от той, которую довелось закончить мне. И вдруг я попадаю в фантастический мир: каждый кабинет как отдельная страна, нет, материк или даже планета в космосе «хочу всё знать!» Великолепные интерьеры, современное оборудование, новейшие пособия, стенды, галереи, библиотека… Не представляю, как может быть не интересен учебный процесс в такой школе, как можно её, такую, не любить — детям повезло несказанно. Всегда любила учиться, постоянно учусь, а потому завидую с восторгом и по-хорошему!
Не менее сильно обрадовал интерес ко встрече с писателем. Девушки и юноши пришли не ко мне непосредственно, а именно к писателю, к человеку, который сочиняет художественный мир, чтобы подарить его другим, разбудить и напитать чувства читателей, утешить и воспламенить, дать ощущение плеча и бесконечности. Чисто теоретически на моём месте мог оказаться любой товарищ по цеху. Случайность? Пусть будет так! Ведь сотрудник библиотеки, знакомый по журналам с моими произведениями, но не со мной лично, выбрал именно  меня. Разве это не чудо?!
Свободных стульев не оставалось. Мы быстро нашли общие темы, успели поговорить о разном, вспомнили много любимых имён и произведений. Час пролетел без пауз. Надо ж так! Только-только разговорились и уже пора уходить? Впрочем, о чём это я? Тот, кто любит читать, пока жив, пока дышит — будет читать. Общее пространство любви к литературе объединяет. В этой жизни лично я боюсь лишь одного: умереть, да так и не начитаться! Потому что нет большей радости, чем путешествовать под парусами воображения с ветром из страниц читаемой книги, проживать множество жизней, находить ответы и снова спрашивать! А поскольку хороших книг не перечитать, то чтение — одно из тех великих удовольствий, которые сколь полезны, столь и доступны. Особенно в наше время.
Наверное, я бы не стала писателем, если бы постоянно не испытывала желания что-нибудь рассказать. А потому вдогонку «заграничной» встрече посылаю любопытный случай из практики.
Вы когда-нибудь слышали внутренний голос? Чёткий настолько, как будто кто-то вслух произносит слова? Произносит только для вас — остальные не слышат. Однажды это со мной случилось. Мы, несколько молодых женщин немного за тридцать, говорили за чаем о жизни, обсуждали бесконечные проблемы, и одна горько воскликнула: «Кто придумал какое-то глупое счастье? Пустые иллюзии, россказни, морок! Мир так устроен, что счастья не может быть: если я что-то одно выбираю, то отказываюсь от другого; если получаю желанную вещь — радости от неё хватает совсем ненадолго; люди всегда предают; вечно кому-то лучше, чем мне… Какое такое счастье? Не понимаю! И никогда не пойму!» Её монолог меня откровенно потряс: как это так, нет никакого счастья?! А я?! Я точно знаю, что счастье — есть! В этот момент раздался внутренний голос: «Ты должна писать!» И было понятно, почему я должна писать: потому что знаю не понаслышке, что такое счастье — я его чувствую, в нём пребываю, и никто меня не убедит, что счастья нет! До сих пор помню звучание этого голоса.
Но прошло много лет, прежде чем я всерьёз решилась писать, уж слишком было неясно, как писатели делают свои рассказы, повести, романы. Как им удаётся? Когда стало немножко понятно, оказалось, что писать — трудно невероятно. Может, кому-то и легко, но я уверена, что стать настоящим писателем ничуть не легче, чем полететь в космос. Только если в космонавты при прочих равных условиях могут не взять, например, из-за возраста, то писателю он не помеха — наоборот! Разве это не чудо?! Другое дело, что учиться и тренироваться придётся не меньше, чем ...отряду космонавтов! Но зато, кроме тебя, эту работу не суждено выполнить никому. Только ты найдёшь для своих впечатлений, своих идей убедительные образы, подберёшь единственно точные слова, «поймаешь в космосе» невероятный, но правдоподобный сюжет, выстроишь потрясающую композицию, чтобы твоё произведение хотелось перечитывать, думать о нём и говорить, чтобы оно стало живой водой — захватывающая мечта для писателя! Это и есть выход в открытый космос!

*Выражаю сердечную признательность за приглашение в «заграничный день» сотруднику библиотеки имени А. Грина Владимировой Татьяне Ильиничне и преподавателю лицея №9 «Лидер» Купченко Марине Петровне.