Фотография из Интернета

Борис Колпаков
      Эта фотография с надписью на борту БМП, которую я нашел в подвалах Интернета, меня потрясла. Снята она, по всей видимости, в Грозном во время второй чеченской компании. Видно, что это не постановочный снимок, о чём говорят позы солдат. Приглядевшись, я прочитал то, что белой краской от руки, а не по трафарету, было написано на задней стенке машины пехоты, и у меня защемило в сердце от простоты и величия фразы:
      ПУСТЬ ОНА И НЕ ПРАВА, НО ОНА - РОДИНА МОЯ!
      Я думаю, что американский солдат такую фразу не напишет. В этой фразе и боль, и горечь, и уверенность, что всё в нашем обществе выправится.
     Из всех виденных и слышанных репортажей о Чечне мне  в память навечно врезался один радиоразговор между чеченским полевым командиром и нашим офицером. Эти переговоры кто-то умудрился записать на магнитофон. Однажды запись прозвучала по российскому радио.
     Чеченец просил не встревать в боестолкновение наше подразделение, не очень большое, судя по тексту.
    - Слушай, лейтенант, уйди с дороги. Я не хочу крови. Тебя ждут родители. Твоих солдат ждут родители. Нас больше, и вы все умрёте… Уйди, прошу тебя!
     И лейтенант, которому было, наверно, всего-то лет двадцать с небольшим, сказал ему мудрые, щемящие душу слова:
     - Нет, абрек, я не уйду… У каждого из нас своя правда.
      Как-то так получилось, что в России истинный патриотизм растворен среди самых простых людей, а больше всего предателей, перебежчиков и скептиков – среди государственных служащих и выборного депутатского корпуса. Когда читаешь о зарубежных виллах бывших министров, яхтах депутатов и многоэтажных дачах генералов, складывается впечатление, что чем выше ранг слуг народа, тем больше их нелюбовь, доходящая до ненависти, ко всему российскому. Мне даже не хочется приводить примеры – так их много.
      Девяностые годы стали лакмусовой бумагой для выяснения вопроса - кто есть кто? Как только государство заболело, часть его населения, как стая крыс с тонущего корабля, разбежалась по зарубежью, забывая, что эта страна их вырастила, дала образование и бесплатно лечила. Уезжали в Америку, Израиль, Германию – лишь бы подальше от пустых прилавков. «Хочешь жить – умей вертеться» - вот девиз, которым пользовались такие люди во все времена.
       А кто-то оставался выживать, разгребать накопившуюся государственную грязь, защищать страну от разграбления и налаживать хозяйственную деятельность. Тех, убежавших, это не волновало, они с издевательской иронией и проклятиями в адрес бывшей своей родины наблюдали за происходящим в России.
      Но как только страна была приведена в относительный порядок, часть убежавших вернулась: кто-то не вписался в условия зарубежной жизни, а кто-то в надежде сорвать куш в неустоявшейся новой экономике страны. Они, вернувшиеся, оказались очень активными, и их сейчас можно немало встретить среди депутатов разных уровней, экспертов, комментаторов и ведущих телевидения. Они даже не задумываются о том, что их возвращение стало возможным только благодаря выдержке и мужеству оставшихся, которые потеряли в войне за возрождение России десятки тысяч своих сыновей.
       Вот об этом мне напомнила фотография с надписью на боевой машине пехоты и молодыми ребятами на её броне среди развалин Грозного.