Является ли Библия сказкой. The End

Владимир Федорович Токарев
И сказал (Отец): вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
И выслал его (Отец) из сада (Эдемского), чтобы возделывать землю, из которой он взят.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада (Эдемского) Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.…

Итак, можно подвести первые итоги:

1. Как мы увидели, история про Адама и Еву соответствует по структуре волшебной сказке, выведенной Владимиров Проппом. (Мне приятно, если для кого-то я открыл имя В. Проппа, о ком сам узнал недавно. Сегодня структура сказки по Проппу является общепризнанной в мире, его книга «Морфологический анализ «волшебной сказки» переведена на английский, итальянский, польский, немецкий и румынский языки.)

2 Управленческий анализ библейской истории на примере рассмотрения действий Антогониста — хитрого змея

Прежде, чем делать первые выводы из нашего исследования, давайте рассмотрим управленческие действия в этом сюжете змея-искусителя.
Планирование — вне всякого сомнения. хитрый змей имел вероломный план, который ему удалось осуществить.
Мотивация — при этом он смог мотивировать Еву на то, чтобы попробовать плоды с запрещенного дерева в центре Эдема.
Коммуникация — третья функция управления — змей-искуситель оказался отличным продавцом — продав выгоду нарушения запрета Отца.
Организация — уже Ева смогла склонить Адама к нарушению запрета. Как видим, если рассматривать мужа и жену как небольшую организацию (в тот библейский период все человечество состояло из 2-х человек), фактически змей-искуситель управлял этой организацией «своими продуктами».
Принятие решения — важнейшая функция управления. Р. Аккофф полагал, что сущность управления как раз и заключается, в первую очередь, в принятии решений. Ева приняла решение — у нее был выбор — рвать и пробовать плоды, либо отвергнуть предложение змея, но она сделала выбор в пользу рекомендованного искусителем.
Контроль. Наконец, мы видим в этой библейской истории и реализацию функции контроля — Отец обнаружил, что Адам и Ева скрываются от него, узнав (после того, как ели плоды с запрещенного дерева познания), что они наги.
Напомню подпроцессы функции контроля:
— установление стандартов — нельзя было есть указанные плоды,
— измерение — плоды ели, об этом Отец узнал по тому, что люди стали прятаться от него,
— сравнение — стандарт был нарушен,
— корректирующие действия — изгнание Отцом первых людей из Эдема.

А теперь подведем первые итоги:

1. Библейская история соответствует по структуре волшебной сказке — все волшебные сказки имеют одинаковую структуру.

2. Победа змея на первом этапе этой истории вполне объясняется тем, что змей применил мощное оружие — современный менеджмент. Для победы над змеем Адаму и Еве также предстоит этим оружией овладеть.
К слову сказать, уважаемые топ-менеджеры: в любой деятельности присутствует управленческая составляющая. Если вы хотите повысить эффективность деятельности ваших специалистов, создайте условия, чтобы все они осваивали менеджмент и применяли в своей работе, а не только руководители, как это принято сейчас.

3. Третий вывод первого этапа анализа для меня лично: когда я опубликовал статью про то, что «Менеджер по продажам поставщика уже управляет фирмой покупателя», я полагал, что я первый об этом догадался. Я погорячился: задолго до меня в своей практике это смог реализовать змей искуситель.

4. Ну и последний полезный практический вывод первого этапа анализа.
Владимир Пропп шел по пути метода дедукции — из анализа волшебных сказок он выводил общие принципы построения их структуры. Поскольку на Е-хе мы видим авторские сказки целого ряда участников, теперь мы можем им рекомендовать для облегчения работы использовать индукцию — применять при написании новых бизнес-сказок выведенную Владимиром Проппом структуру сказки. Я, быть может, сам попробую это сделать, если получится написать книжку «Неизвестные известные сказки». (ПРИМ. Книга издана с другим названием - НЕЗНАКОМЫЕ ЗНАКОМЫЕ СКАЗКИ)

Эпилог

Завершаю рассматривать историю про Адама и Еву. Но завершаю в светской манере — в форме интерпретации по структурным шагам, выявленным Владимиром Проппом — функции героев сказки по его нумерации (В. Пропп — жирным шрифтом, нумерация также его).

Итак, ниже — это просто сказка (ее завершение), где я ввожу персонажи Отец и змей-искуситель, а Едем называю Эдемом.



VIII. Антагонист (здесь змей-искуситель) наносит одному из членов семьи вред или ущерб
В истории про Еву — ущерб нанесен всему человечеству — оно лишается бессмертия.


XI. Герой покидает дом
Здесь важным вопросом является — кто есть герой — Адам или Ева? Я предполагаю, что Ева, также, как в сказке Гуси лебеди виновата девочка, что не уберегла братца, она же героиня сказки, смогла вернуть брата.

XII. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника
Испытание для Евы — это рождение в муках мальчиков и девочек.
А вот помощником становится Адам — он помогает добывать пищу — иначе как вырастишь ребенка и тем более не одного.
Что касается волшебства — то в моей интерпретации таким волшебством и является рождение ребенка. Ну а Отец (напомню, что здесь речь идет не про Адама) — это тот, кого в перечне 7 действующих лиц сказки В. Пропп называет даритель.…

XIV. В распоряжение героя попадает волшебное средство
Волшебство в зарождении, вынашивании и рождении ребенка.

XV. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков
Это произошло чуть раньше, когда Адам и Ева уходят из Эдема — в другие места Земли.

XIX. Начальная беда или недостача ликвидируется
Что собственно произошло, когда родился ребенок?
Бессмертие человечества возвращается. Только в иной форме, не в форме бессмертных Адама и Евы, а в форме вечной жизни человечества, которое передает и само себя и свои знания своим потомкам.

XX. Герой возвращается
Необходимости возвращения в Эдем нет. Просто люди начинают возделывать свою землю, превращая ее в Эдем сами.
Возвращаемся к пункту — XVIII. Антагонист побеждается
Таким образом, при помощи дарителя (Отца), герой (у нас героиня) при участии помощника (Адама) побеждает змея-искусителя: антогонист хотел прекращения человеческой жизни, но он проиграл сражение.

Вот такая получилась романтическая сказка с хорошим концом.

Мой блог — Является ли Библия сказкой?

Любозн. гендир — Красивый эпилог. Но мне кажется, что ты чего-то недоговариваешь?

Автор — Ты прав.

Я обещал, что если у меня получится доказать, что указанный сюжет из Библии можно отнести к сказкам, то это, скорее, доказывает, что история про Адама и Еву — это реальная инициация, которую прошло человечество в лице своих первых героев.