Цикады. Иины сказки

Леонид Пауди
     Резкий свист заставил меня выключить газонокосилку.
     —Извини, сосед, что я свистел, но из за грохота твоей тарахтелки ты не слышал моего зова.
Хочу поделиться с тобой радостью. Завтра приезжают мои дети. У сына кончился контракт, и  они возвращаются домой. Не представляешь, как я соскучился по внучке.  Целых четыре года  виделся с  ними только по скайпу.
     —Хорошо, что появилась такая возможность. Трудно поверить, что всего пару десятков лет назад это было фантастикой.
     —Вот я похвастался. Теперь поеду набивать холодильник.  До скорого.
 
     Я  снова запустил двигатель и продолжил стрижку.
     Я понимаю соседа. Неделю не вижу своих и уже скучаю, а тут четыре года! Из Австралии не наездишься. Имея две недели отпуска, провести, в лучшем случае, четыре дня в полете. Да и стоимость перелета для троих в оба конца кусается.
     Наконец последний ряд. Высыпал в бак скошенную траву,  убрал травокосилку в гараж и пошел смывать  с себя удовольствие от проделанной работы.

     Весь следующий день был в разъездах. Вернулся на исходе дня. Хотя жара стала спадать, было не до еды. Сварил кофе, вышел на веранду. Ленивый ветерок прогулялся по саду и попытался принести прохладу, но обдал только запахом рубероида. Пользуясь сухой погодой,  дом напротив покрыли новой крышей.
     Из глубины сада ко мне неслась Рокси — соседская собака. Она  стала лапами ко мне на колени, пытаясь лизнуть в лицо. Я обнял ее, успокаивая, уклоняясь от жарких собачьих поцелуев. Следом за ней шла девушка, в которой трудно было узнать того пытливого десятилетнего ребенка, которого я видел в последний раз четыре года назад.
     —Где ты бродишь? — спросила она, — я целый день тебя высматриваю.
     Она обняла меня, и поощренная ее примером Рокси, тоже набросилась на меня с новым порывом дружелюбного лобзания.
     —Ия! Как же ты выросла! Ты стала совсем взрослой!
     —Скажи об этом моему деду. Я  для него все еще ребенок, которому утром нужно подавать сваренную на молоке овсянку. Я ее терпеть не могу, а он, пока мои родители отсыпались после вчерашней встречи, подсунул мне  полную  тарелку этой гадости. Бр-р-р!
     —Бог с ней, с кашей! Расскажи, как тебе жилось в Австралии.
    
       Рассказывала долго и с восторгом. Уже совсем стемнело и спала жара.  Рокси свернулась баранкой у ее ног. Вдруг потянуло запахом белых лилий.
     —Какой потрясающий аромат! Что это? — спросила Ия.
     —Это пахнут лилии. Они всегда буйствуют вечером, заполняя собой все вокруг. Забивают даже запахи петунии и  маттиолы. Вот  они.  На углу у крыльца.   
     —Красивые! А можно я возьму с собой несколько цветков?
     —Э нет! При всей любви к тебе. Далеко не все могут выдержать концентрацию этого запаха у себя в комнате. Дело в том, что выделяемые этими цветами фитонциды, у многих вызывают аллергическую реакцию, раздражение слизистой глаз, кашель, головные боли, плохое самочувствие.  Правда, у некоторых наоборот, чувство восхищения. А я не знаю, как они подействуют на тебя или твоих домашних.
 
     —Ия, — позвал сосед внучку, — дай человеку отдохнуть от тебя. Пора домой!
     —Иди, иди! Не заставляй деда нервничать. Приходи завтра. Я буду дома весь день. А ты, сосед, заходи, если есть время. Посумерничаем.
     —Извини,  пока не могу. Дай с детьми наговориться.  До завтра!
 
      Солнце разбушевалось уже с самого утра. Видимо, сегодня снова градусник будет ползти к сорока. Синоптики обещали дождь, но не раньше чем через три-четыре дня. Похоже на правду. Как раз будет полнолуние.
 
     —Привет! А вот и я — Ия!
     —Заходи! А ты предупредила дома, где тебя искать?
     —Родители с бабушкой уехали по магазинам. Дома только дед, а он не против.  Ой, как вкусно пахнет твой кофе! А можно и мне немного?
     —А тебе уже разрешают?
     —В Сиднее я каждый день пила. Только я люблю из маленьких, кофейных, чашечек. А ты пьешь вон какими большими.
     —Я тоже люблю из маленьких. Только тогда мне придется варить себе в джезве, по-турецки и колдовать над ним. А мне лень делать это для себя. Вот я и включаю кофеварку. Пока что-либо делаю, он уже готов и остается горячим в течение часа, пока машина автоматически не отключится. Сейчас приготовлю тебе.
     Когда я вышел с туркой с готовым кофе, увидел, как Ия замерла у стола.
     —Ш-ш-ш-! — прошипела она, прижав палец к губам, — не спугни! Слышишь, как поют цикады?
     —Не волнуйся! Я их не потревожу. Они почти глухие и не услышат моих шагов и нашего голоса. А вот зрение у них замечательное. Они моментально затихнут и исчезнут, как только попадем в поле их зрения.
     —Они у тебя хоть и громкие, но тихие. Вот  в Австралии цикады стрекочут так громко, как реактивный двигатель. Папа говорил, что звук их пения достигает ста двадцати децибел.
     —Это хорошо, что наши тихие. Те, кому этот звук действует на нервы, могут сойти с ума от этой монотонной стрекотни. А ты знаешь, что это самое долгоживущее насекомое?
     —Я его даже никогда не видела. Только на картинках.
     —А мы в детстве ловили цикад. Сейчас я, конечно, не смогу поймать: потерял сноровку. Но давай мы попробуем найти хотя бы то место, где стрекочет насекомое.
     Мы попытались подойти как можно ближе к поющей цикаде.
     —Вот здесь где-то она затихла. Теперь смотри внимательно. Видишь этих маленьких земляных муравьев. Смотри, куда струится поток этих дармоедов. Они укажут нам место, где только что находилась певунья. Цикады питаются соком деревьев, кустарника. Для этого они прокалывают тонкую кожуру свежих побегов. Из дырочки начинает течь сладкий сок, и они пьют его. И тут  к этому месту устремляется ручеек   мурашек. Они идут на запах нектара и начинают воровать его у цикад. Самки цикад прокалывают кору яйцекладом и откладывают яйца.  Когда из яиц появляются личинки, они падают на землю и присасываются к корням деревьев, соком  которых питаются.  Наши цикады живут под землей семнадцать лет.  Потом они, превратившись в гусеницу, выползают на поверхность земли, находят себе веточку прикрепляются к ней. Спинка гусеницы лопается и на свет появляется  уже взрослая цикада. И вот тут и начинается ее песня.  Эта песня — торжество жизни. Точно так же как ты, когда пришла и сказала «вот и я — Ия»,  извещают всему миру «Вот и я - цикада!». Чтобы не попасться на обед птицам, они поют хором. Тогда хищнице труднее определить местонахождение отдельной особи. Всего месяц они поют свою победную песню. За это время  успевают только спариться, чтобы произвести новое потомство, и умереть.
     —У тебя про все есть какая-нибудь история. Хочу еще послушать.
     —В следующий раз. Слышишь,  машина остановилась у дома деда? Это твои приехали. Беги за подарками.