Философия смерти

Владимир Леонович
В 2016 г., когда Вовану было пять с половиной лет, мы с ним посадили картошку в самом начале мая. В конце мая мы её окучили. На следующий день Вовка позвал меня идти копать картошку.
Объяснил ему, что для этого нужно, чтобы выросла новая картошка.
Я уехал на работу, в Нижний, а Вован с мамой Таней остались в Пестяках.
Когда я приехал через две недели на клубнику, то обнаружил, что два куста картошки выкопаны.
-Ну, много накопал картошки, проверяльщик?- спросил я. Вовка насупился.
Еще раз рассказал ему, что посаженная картошка дает новые ростки и корешки, которые растут всё лето, и только потом мы её копаем.
-А куда денется та, что мы посадили,- спросил Вовка.
-Старая картошка умирает и сгнивает.
Вовка задумался, а потом спросил:
-Дед, а кто раньше умрет, ты или бабушка?
-Скорее всего - я, ведь бабушка на 13 лет моложе.
-Значит,- продолжил Вовка,- сначала мы будем сажать картошку с тобой, потом с бабушкой. А когда бабушка умрет, будем сажать её с мамой. А когда умрет мама, я буду сажать картошку один.
Вовка замолчал. Я тоже молчал и ждал, как он выйдет из ситуации.
-Значит, картошка совсем пропадет, когда я тоже умру,- спросил он.
-Нет, ведь у тебя уже будут дети.
Эту проблему Вован обсуждать не стал. И разговор завершился.
Картошка будет жить.

Преамбула. У мамы Вовы есть старшая сестра Настя. Когда Насте было три года и девять месяцев, Настя спросила:
-Мама, а меня кто родил?
-Я.
-А Таню?
-Тоже я.
-А баба Тая кого родила?
-Баба Тая родила меня.
-А дедушка кого родил?
-Никого. Дедушки не рожают.
Настя задумывается.
-Нет, дедушка Тишку родил.
Тишка это дедушкин пес тойтерьер.
Через некоторое время Настя спрашивает опять:
-Мама, если ты умрешь, то я останусь с папой?
-Да.
-А если папа умрет, я останусь с бабушкой?
-Да.
Настя, пропуская смерть бабушки, продолжает спрашивать:
-А если дедушка умрет? … Я останусь с Тишкой!?
Мама задумывается.
Но, похоже, последний вопрос был утверждением, т.к. Настенька уже не ждет ответа.

Нижний Новгород,  сентябрь 2018г.