Бери ношу по себе

Ольга Щербакова 2
  … Вот, вот, чтоб не падать при ходьбе, силушку свою рассчитывать надо.

  Далеко-далеко от больших городов, неподалёку от большого села (вёрст 15 будет) расположился в лесу маленький хуторок. Ох и дружный народ тут проживал! Друг за дружку стеной стояли. И деток тому же учили. Оно и правда, соседские ребяты Федька и Ванька и Давыд почитай братьями росли.Только вот, когда маленько постарше стали, у Давыда черта в плохая в характере проявилася: завидовать начал, обижаться. А чего, спрашивается, завидовать, когда все поровну? Старшие, те к воспитанию народную мудрость привлекали:

  - Не заглядывай, Роман, в чужой карман!

  -Не завидуй, дед, на чужой обед!

  Ругали его, стыдили. А ребяты, стыдно сказать, поколотили друга маленько. Не помогло. Тогда Давыда стали Завидом кликать, так с него как с гуся вода, не менялся в хорошую сторону.

  В хуторе этом вся жизнь вокруг леса крутилася. Детки-то в школу хаживали в село, да мало кто до семилетки дотягивал. Кажный день пешком туда-сюда, пока сил да терпения хватало. А то зимой, бывало, неделями так вьюжило, что до школы-то и не доберешься. Доучивались ребяты с отцами на лесных промыслах. В лес хаживали как к себе домой. Знали его, любили. И вот какой случай в лесу этом самом случился.

  Подалее от домов посередь векового сосняка болотце образовалося. Когда – и старики не ведали. Нынче сказали бы, что это аномалия, а ранее все на нечистую силу грешили. Болотце это как болотце, собой круглое, ряской подернуто, кочки торчат. Посередь островок возвышается. Как ягодная пора приспеет, там кусты от урожайности к земле гнутся. Трава, ягодами усыпанная, так к себе и манит, так и манит! Только ходу туда нету.

  Мужики при пацанах в болото это камень закидывали на самой длинной веревке, что в хуторе нашлась. Засосало так, что пеньковая веревка как струна натянулася, а дна как не было, так и нет.

  Болотце это жердями обвязали, чтоб, не дай Бог, скотина неразумная не забрела. Только ведь иные люди дурней животины бывают. Вот и наш Давыд-Завид туда тайком наладился – первее первых охота ему была быть.

  Я уж не буду сказывать, что да как там случилося, только провалился он в болото, не добрался до островка.

  День этот к вечеру подвигался. Хозяйки насчет ужина беспокоилися. Вот мамка и послала Федю на край леса грибов принесть. Он Ваню зацепил и бегом. Только к лесу, а навстречу чуть не на голову птичка лесная, кукша вылетела. Обычно она скрытная, незаметная, а тут хвост веером, кричит, с дерева на дерево перелетает будто за собой зовет. Ребяты ее повадки знали, поняли – беда случилася, бегом за ней. Вот и болотце, а там…Давай жерди отрывать, да к Давыду подсовывать. Шумят, держись, мол. Федька на хутор за мужиками метнулся. Мигом возвернулись, вытащили пацана с Божьей помощью.

  После этого случая Давыда будто подменили. Не было в округе парня более разумного, надежного, отзывчивого.

  А еще вот об чем расскажу: кормушки для птиц в лесу в стылую пору пустыми никогда не стояли, ребетня строго за ними следила. Так все и было. А народная педагогика на этот счет вот что сказывает:

- Не зная брода – не суйся в воду.
- Не пили сук, на котором сидишь.
- Береженого Бог бережет.
- Семь раз отмерь – один отрежь.
- Сколько веревочке не виться, а конец – будет.

  И это – чистая правда.