Ленинградский салют

Наталья Смирнова 5
Светлой памяти моей бабушки Целиковой Татьяны Романовны и всем землякам-Ленинградцам в этот памятный для нас день...


«...И снова мир с восторгом слышит
салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
освобожденный Ленинград!»

Каждому Ленинградцу дороги эти строки нашей любимой и неповторимой Ольги Берггольц. Во времена моего детства эти стихи изучали в школах, а мне даже довелось дебютировать с ними на «большой сцене».
Случилось это сорок с лишним лет назад, когда я училась в первом классе. К Дню полного освобождения  Ленинграда  от фашистской блокады ребята нашей школы готовили концерт для ветеранов и блокадников. В те годы было ещё очень много живых ветеранов, воинов Ленинградского фронта, сражавшихся с врагом на подступах к родному городу, а дети блокады были гораздо моложе, чем мы сейчас.
В концерте участвовали в основном старшие ребята, но учителя сочли, что будет символично, если первым номером выступит первоклашка. И именно с «Ленинградским салютом» Ольги Берггольц. Сразу же была выдвинута моя кандидатура. Я не удивилась и не испугалась, поскольку привыкла к подобным «выдвижениям» ещё с детского сада. Не сочтите за хвастовство, но читать и декламировать стихи я начала задолго до школы. Как и все внуки нашей бабушки. Низкий ей за это поклон. … Так-то оно так… Но… Одно дело – выступать на ёлках и утренниках, и совсем другое – на торжественном концерте перед Героями. А в семилетнем возрасте воспринималась в основном героическая сторона блокады. Весь её трагизм по-настоящему понять и осознать ребёнок способен позже. Поэтому волновалась я ужасно и думала только о том – как бы не испортить Праздник Героям, если вдруг (не дай, Бог!) собьюсь.
Весь вечер накануне концерта я старательно репетировала дома перед всеми зеркалами, какие только были у нас в квартире, включая мамино маленькое, предназначенное для макияжа.
Наступило утро. Собирая меня в школу, мама завязала мне два больших красивых банта – белых в красный горошек. Ребята моего поколения знают, что в те годы такие банты считались редкими, говоря современным языком - «эксклюзивными» - и носились только в особо торжественных случаях.   
Специального актового зала в нашей школе не было, соответствующие мероприятия проводились в спортивном, в конце которого располагалась большая сцена, закрываемая на время уроков физкультуры. Сами понимаете, что по размерам такой зал значительно превосходил актовый. К моменту начала концерта он заполнился до отказа. Пришли Ветераны войны и просто люди, пережившие блокаду – в основном наши бабушки и дедушки (поскольку родители были на работе). Сидела в зале и моя бабушка, и от этого становилось не так страшно стоять на огромной, залитой огнями  сцене.
…………………………
« Так пусть же мир сегодня слышит
салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит!
Победоносный Ленинград!»

Закончила я стихотворение, довольная тем, что не подкачала, и победоносно взглянула со сцены в зал, ожидая восторженных лиц и оваций…. Аплодисменты, конечно, были… Но люди сидели какие-то хмурые, серьёзные… Многие даже плакали. Я поклонилась  и сошла со сцены, полностью уверенная, что это провал.
- Наверное, я очень плохо прочитала? – спросила я дома, пристально глядя в честные бабушкины глаза.
- Почему ты так решила? – удивилась она. – Замечательно прочитала!
- Но все почему-то плакали…  И даже ты…  Я специально на тебя посмотрела…
Бабушка развела руками и молча обняла меня, крепко прижав мою голову к своей груди. А через несколько секунд я почувствовала, как на красивый, эксклюзивный бант одна за другой начинают капать её слезинки…


Картина Алексея Пахомова, всю блокаду проработавшего в Ленинграде.