Фантасмагория. 77

Юрий Ванеев
                Окончательный вариант.

   По кухне гулял сквозняк. Открытые окна на противоположных сторонах квартиры сделали своё дело – жара отступила, и спиртное добило остатки недовольства. Двое друзей долго не виделись, и было о чём поговорить: у обоих накопилось немало новостей.
   Хмель помогал какое-то время, но Марк вдруг понял, что всё это суета, они обсуждают мелочи, которых полно у каждого человека. Друг рассказывал что-то, а он задумался о своём. Неожиданно мысли прорвались наружу:
   - Мы ровесники, а выглядишь ты рядом со мной отцом, в лучшем случае старшим братом. Богат при этом настолько, что не считаешь деньги. Что, здоровье нельзя купить? Удачлив во всём кроме этого?
   Уже не молодой, но моложавый мужчина замер, как споткнувшись, помолчал минуту и ответил:
   - Я прожил много больше, чем ты.
   - Как это понимать?
   - Я из тех, кто машет кулаками после драки. Таких называют тугодумами. В этом есть плюсы: долго соображаю, но решение принимаю взвешенное. Додумался до кое-чего: сделал машину времени. Дело в том, что любое изобретение можно использовать по-разному, имеет свои недостатки. Люди научились расщеплять атом, создали электростанции на этом принципе, но сотворили также атомную бомбу. Динамит изобрели для геологов, а пользоваться им начали военные. Ещё привести примеры?
   - О себе расскажи.
   - Я стал возвращаться в прошлое и исправлять собственные ошибки. Благое дело, но суть в том, что машина не возвращает обратно, и я проживаю ситуацию дважды, пока не доживу до времени, из которого убыл. По свойственной мне манере замахал руками лишь после драки, когда заметил, что ровесники мои выглядят моложе. Теперь возвращаюсь в прошлое редко и не больше, чем на месяц.
   - Да ладно! А ты, вообще-то, не врёшь мне, Шурик? Не боишься, что я расскажу о твоём изобретении?
   - А кто тебе поверит, если даже мне не поверили? Пришлось вернуться в прошлое на полгода и рассказать раньше. Я предсказал тогда все знаковые события, которые случатся в течение последующих шести месяцев. Как понимаешь, всё подтвердилось.
   Марк знал, что друг никогда не врёт, и всё равно не поверил.
   - Что-то я не припоминаю такого. Это ведь сенсация мирового масштаба!
   - Всё правильно. Я специально не запатентовал изобретение, даже принципа работы не рассказал. Не помогло, и начался ажиотаж. Меня просто-напросто обокрали! Несколько фирм создали аналогичные установки. Что началось потом! Кто-то объявил, что скоро весь мир будет возвращаться в прошлое – мощности их установки хватит. Как думаешь, что случилось бы с детьми, которые только что родились? Память-то сохраняется, и многие изменили бы свою жизнь. Я вновь вернулся в прошлое и, как говорится, отозвал свою сенсацию. Это стоило мне трёх лет жизни.
   - Теперь я понимаю, как ты стал богатым.
   - Да, возвращался назад и делал ставки на ипподроме. Готовился и точно знал, как сыграют хоккейные и футбольные команды. К разным букмекерам обращался, чтобы не засветиться. Даже города менял. Потом организовал строительную фирму. Несколько сделок пришлось аннулировать в прошлом, потому что оказались невыгодными. Меня пытались крышевать и просто грабить. Дохлый номер!
   - Ты же у кого-то отбирал тем самым деньги и даже влиял на жизнь.
   - А рекламщики разве не обманывают людей и не обирают? Ладно бы по мелочам, а я как-то купил холодильник, который сломался через месяц, мало того, потреблял электроэнергии в два раза больше, чем хвастались. Я же купил другой агрегат и возвращаться в прошлое не стал. К тому же тебе помог!
   - Как это?
   - Помнишь, ты подозревал, что Ирина изменяет тебе? Ещё до женитьбы сомневался, что забеременела не от тебя. Даже вычислил, с кем и когда она залетела.
   - Ну да, мы с тобой приехали на её дачу и застукали парочку. О какой женитьбе ты говоришь? Я тогда поставил крест на наших отношениях!
   - Был ты на ней женат пару месяцев. Я вернулся в прошлое и повёз тебя на дачу ещё до свадьбы. Не беспокойся, не ты стал причиной моего возвращения - помог тебе между делом.
   - Когда-нибудь возьмёшь меня с собой в прошлое? Возможно такое?
   - Никогда! Ты романтик и начнёшь переделывать мир. А я столько бабочек там убил, что уже побаиваюсь за будущее.
   - Какие ещё бабочки? – удивился Марк.
   - Рэй Брэдбери описал похожую ситуацию, когда поменялось настоящее из-за вмешательства в прошлое.
   - Я ведь не отстану от тебя!
   - Не сомневаюсь. Во время очередного возвращения назад я удалю этот разговор, он просто не состоится.
   - Трепло ты, Сашка….

   Сквозняк гулял по кухне. Открытые окна на противоположных сторонах квартиры сделали своё дело – жара отступила, и спиртное добило остатки недовольства. Друг говорил что-то, а Марк думал о своём. Неожиданно мысли прорвались наружу:
   - Мы ровесники, а выглядишь ты рядом со мной в лучшем случае старшим братом. Богат настолько, что не считаешь деньги. Что, здоровье не продаётся? Удачлив ты во всём кроме этого.
   Уже не молодой, но моложавый мужчина помолчал минуту и сказал:
   - Я сделал много ошибок в жизни. Так хочется вернуться назад и всё исправить! Людей старят переживания. А где Ирка? Чувствую, что чего-то не хватает, и только сейчас понял чего – её ворчания.
   - Месяц назад развелись. Сына назвал в честь тебя Сашкой. Анекдот – не мой оказался. Перебрались они к настоящему отцу.
   - Да? Ошибки рано или поздно можно исправить, но лучше не делать их. Это же сплошные переживания!
   - Расскажи о своих, что так состарили тебя, облегчи душу.
   - Это мой скелет в шкафу. Забудь. Давай-ка выпьем, чтобы поменьше ошибаться.
   - Почему нет? – согласился Марк и рассмеялся. - А эта рюмка не будет лишней, не совершим тем самым ошибку?
   - Возможно, если она развяжет мне язык. Будь!
   - Будь! – поддержал Марк незамысловатый тост, выпил и тут же вновь наполнил рюмки. Он надеялся разговорить друга, забыл, что тот тугодум, но дважды об один камень не спотыкается.
   Он не знал, что это их последний сабантуй: жизнь разведёт их. Не знал этого и Александр, хотя неосознанно делал всё для этого.

   Александр прислал письмо, сообщил, что уезжает надолго, если не навсегда. Даст Бог, вернётся и всё расскажет.
   Послание удивило, но последующие годы подтвердили, что это не шутка. Безжалостное  время старило и вынуждало реже вспоминать товарища, и всё же проявило милосердие, заставив память забыть всё плохое, оставив лишь яркие положительные эмоции. Сутки неумолимо складывались в недели, недели в месяцы, а те в годы.

   Марк проснулся, но вставать не хотелось. Раньше сон лечил, а утро приносило уверенность: прошлое отступало, каким бы плохим не было. Это время прошло.  Поднялся он, ворча: «Старики не молодеют и всегда встают не с той ноги. Вашего полку прибыло».   
   Солнце приветливо заглядывало в комнату, но наглухо закрытая форточка не пропускала свежий воздух, и даже намёка на сквозняк не было. Помещение изолировало старика от любой неприятности извне.
   «Учат жить, не видя, что ждёт впереди. Старики и есть старики!» - продолжал ворчать седой, борющийся с невзгодами человек.
   Звонок в дверь отвлёк от размышлений.
   - Кто? – спросил хозяин, подойдя к входной двери.
   - Друг, - ответили снаружи. – Был таким раньше.
   Дверь распахнулась, и Марк ахнул:
   - Сашка! Не может быть! Ты…. вы его сын?
   - Я и есть твой блудный друг. Впустишь, или через порог разговаривать будем?
   В зале гость огляделся, сел и сказал:
   - И ты присядь, такое лучше слушать сидя.
   - Прошло столько лет, а ты совсем не изменился, словно вчера ушёл. Объясни, как такое возможно? Письмо странное прислал, что когда-нибудь вернёшься, если вообще вернёшься.
   Друг дождался, когда Марк сядет, и начал говорить:
   - Я сделал машину времени. Так бывает у инженеров, когда думаешь чёрте о чём, а накатывает вполне конкретная мысль. Стихи так сочиняют, возможно. Такого не объяснить, и не об этом речь.
   Установка получилась с душком: возвращала лишь в прошлое, мало того, переносила только в одну сторону. Я убывал назад с багажом знаний о будущем и жил вторично до времени отправки. Как понимаешь, с цветами в настоящем времени меня не встречали. Наоборот, сочувствовали, мол, как быстро ты стареешь! Невдомёк было, что я часть жизни проживал дважды.
   Однажды рассказал тебе о своих достижениях, а потом пожалел: ты не поверил, ахинею какую-то понёс. В общем, во время очередного возвращения в прошлое я аннулировал своё признание, не повторил его.
   Ускоренное старение оправдало себя: я заработал кучу денег на ставках,  многих брокеров общипал и фирму строительную создал. Процветала она, если помнишь. А как иначе, если я возвращался в прошлое и исправлял ляпы? Всё бы ничего, но доработать машину времени хотелось, и мысли вокруг неё крутились. Торкнуло меня в конце концов, и нашёл решение. И вновь полуфабрикат получился. Новая машина стала переносить в будущее, но опять без возврата в настоящее.
   - Мы дожили до будущего, в которое ты отправился?
   - Это ты дожил, а я проскочил это время, поэтому не изменился. Беда в том, что сама машина не перемещается. Мне предстоит объединить обе, чтобы всегда возвращаться в настоящее. Денег немерено, желания хоть отбавляй. Что может помешать? Перенесусь в будущее лет на сто, а там элементная база лучше и разнообразнее. Вот где проще будет воплотить задумку в жизнь. Думал об этом, даже представлял. И здесь многое изменилось, а через век прогресс не просто продвинется, а вырвется вперёд. Из автомобилей приживутся только электромобили без водителей. Сядешь в салон, назовёшь адрес, приложишь палец к сканеру и поедешь. Деньги потеряют актуальность – только такой вот безналичный расчёт сохранится. Лепота! Помешает непогода? Я уже сейчас знаю, как собирать снежинки прямо в воздухе. Разнообразный транспорт будет доставлять груз к окраинам мегаполисов. Оттуда, уложенный в специальные контейнеры он будет перемещаться по подземному трубопроводу под воздействием сжатого воздуха. Люди разгрузят улицы, освободят для пешеходов и велосипедистов. Озеленять города станут фруктовыми деревьями. Почему нет, когда воздух чистый? Считается, что их цветы не пахнут, а я по запаху могу определить, какому будущему плоду принадлежит цветок. Многое поменяется. Слово инвалид выпадет из обихода, потому что начнут менять повреждённые органы на клонированные! Поверь, скоро я проверю свои прогнозы!
   Александр посмотрел на часы и загадочно улыбнулся.
   - Всё, время, выделенное для тебя, кончается. Человек слаб, хочет признания и рукоплесканий. Я свой допинг получил и через минуту растаю. Ты уж не пугайся, не паникуй. В этот раз адекватно воспринял меня. Сказалось долгое расставание?
   Марк задумался, увидел, как изображение друга теряет резкость, и неожиданно заорал:
   - Стой! Старость догонит! Ты переместишься туда, где тебя нет! Смертью такое называется!
   Последние слова он прокричал в пустоту: друг уже испарился.
   Старик несколько минут сидел, задумавшись. Помотал головой и признался себе: «Старость – не радость. Чего только не привидится, когда перестаёшь дружить с рассудком! Неужели такое происходит со всеми?»
   Он убедил себя, что всё привиделось, но с этих пор вздрагивал, когда кто-нибудь звонил в дверь: даже в преклонном возрасте люди надеются на лучшее.

                *****