Письмо к другу

Евгений Медиокритский
        Начиная с 2005 года мы с женой «подстегнулись» к русской литературе, помогая старшей  внученьке справиться с колоссальными объёмами и нагрузкой, разгребая литературные завалы на пути второкурсницы Института руссистики Варшавского Университета, стремящейся к положению лучшей студентки своего курса. Это серьёзно подвигло меня к тому, что может быть пришло время, как говаривали в старину, «взяться за перо».

Хотя перо, ручка, авторучка и прочее есть понятие привычное, устоявшееся, историческое, но в силу эволюции человеческого интеллекта и возможностей самого человека становится неактуальным, ибо электроника подвела его вплотную к искусственному интеллекту как к событию уже существующему, состоявшемуся.

За примерами ходить далеко не надо. Я сам, со своим «разрушником» или стимулятором сердца, подтверждаю этот факт. Когда через год после операции стал рассматривать рентгеновский снимок своей грудины, то стало как-то не по себе – как будто из глубины на меня смотрел кто-то с прищуром... Снимок сразу отложил в сторону. Поэтому Интернетовская революция, начавшаяся в России с 90-х годов ХХ века, опрокинула все представления о писательском труде и его атрибутах – гусиных перьях, ручках с перьями, авторучках и прочих «угольях». За последние 10-15 лет достижения и успехи в этой области человеческой деятельности настолько велики и впечатляющи, что каждого наклонившегося и сидящего, а впрочем и стоявшего, можно считать или причислять к сообществу пишущих на комъютерах, нотебуках, мобильных телефонах, айфонах, смартфонах и т. д.

В свою очередь, возможности самого Интернета – «всемирной паутины», беспредельны. И они всё множатся и множатся. Только вчера, ну, в прошлом году, большинство российских школ не имело Интернет: к 2008 году все школы будут иметь его согласно плану «Образование» и приезду в Москву Билла Гейтса – самого богатого человека мира (свыше 60 млрд долл.), гарантирующего программное обеспечение для российских школ.

Вообще, участие Б. Гейтса в проекте Вл. Познера «Времена» на Первом канале ТВ России 12. 11. 2006 г. знаменательно даже не тем, что его фирма обеспечит российские школы программами, наверное, бесплатно (дай-то , Бог), а тем, что он высказал во время беседы:
- Первое – я был бы не прав, если бы своё состояние оставил детям и, тем самым, выключил их из этой жизни;
- Второе – мой фонд решает две задачи – проблемы в медицине и образовании США;
- Третье –это такая радость и удовольствие тратить деньги для других.
По моим наблюдениям никто из российских миллионеров и миллиардеров не приблизился к Б. Гейтсу в этих вопросах. Так что же такое эссе?

По различным справочным источникам, а к ним относятся: Литературный энциклопедический словарь (ЛЭС); Словарь иностранных слов (СИС); Словарь русского языка С. И. Ожегова (СО); Советский энциклопедический словарь (СЭС); эссе трактуется приблизительно одинаково. Во-первых, – это небольшое прозаическое произведение свободной композиции. Во-вторых, эссе (франц. – попытка, проба, очерк) предполагает субъективно окрашенное слово о чём-либо или о ком-либо и имеет философский, историко-биографический, научно-популярный, литературно-критический характер и отличается установкой на разговорную интонацию и лексику. Короче, свободу и проявление личности автора. Другими словами, автор ощущает себя «вольной птицей». Не хочешь быть  птицей можешь прибегнуть к стандартным положениям, ситуациям, размышлениям, событиям. Хочешь использовать наработанное другими, да, пожалуйста. Сноска, упоминание и гениальные находки других не пропадают, а наоборот, могут засверкать вновь. Поэтому стоит прислушаться к словам В. И. Гусева, завкафедрой теории литературы Литературного Института им. Максима Горького:   Сейчас в полном тупике литература придумываний, потому что люди понимают, что придумать можно всё что угодно, так как высокие образцы искусства в чисто романной, расшифрованной форме вряд ли возможны – система выражения всего в наши времена уже другая. И далее: В массовом искусстве роман и особенно детектив существовать будут всегда. А самое трудное – писать одновременно художественно и прямолинейно, т. е. без затей, без придумываний, без словесных метафор, без сложных коммуникационных построений. Как писали Пушкин и Лермонтов, Некрасов, поздний Блок и Есенин. Отстаивается всё самое простое, потому что оно и есть самое сложное.

Мне представляется, что специалистам, в первую очередь, можно, должно и нужно верить. Это относится и к классикам литературы. Они специалисты. Мысли В. И. Гусева подтверждены тем, что поток информации через телевизор и СМИ настолько реален, объёмен и даже правдив, что в сочетании с жизненным опытом вполне может послужит фундаментом эссеистики, т. е. этот поток информации, да ещё с возможностями Интернета, и есть база для любого эссе.
 
Через циклы эссе можно воссоздать автобиографические события и эпизоды, отразить всю гамму чувств и переживаний.               

Меня давно интересовал вопрос «писучести авторов». И вот на днях был получен ответ в первом приближении: 1. Александр Дюма  (отец) – 1200 романов; 2. Жорж Сименон – 240; 3. Дарья Донцова – 76(пока); 4. Агата Кристи – 67 ром. и 105 рассказов;  5. Фёдор Достоевский – 36 ром. и повестей и т. д.
Конечно, это относительная оценка – по количеству романов. Но, есть критерии «печатных листов», возраста автора и его активной писательской деятельности. А, главное, значимости его или гениальности. Кстати, при уточнении написанного Л. Н. Толстым оказалось, что его Полное собрание сочинений (ПСС) уместилось в 90 томах (!). Среди них 5 романов: «Семейное счатье», «Декабристы», «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение», плюс 14 повестей и ещё, и ещё...

Уже накопилось достаточно материала. Есть объекты, факты, аргументы и  желание. А время? Да и время, надеюсь, найдётся. Так, значит в путь? В путь!
В путь, в путь, в путь!
  А для тебя, родная, есть почта полевая.
     Прощай, труба зовёт, солдаты в поход!
Такая была песня ровно 50 лет назад, когда мы маршировали и совершали марш-броски, будучи студентами 4-го курса Сибирского металлургического института в «танковых лагерях» под г. Юргой Кемеровской области. Да и любовь была первая, жгучая, с полевыми цветами, засушенными и опущенными в конверт с адресом – город Топки...               
                Декабрь 2006 г.