Родник под названием РУСЬ

Елена Чубенко 2
Вот и отшумела, как бурливый Чикой, юбилейная пятая «Семейская круговая». Почти всё лето я жила ожиданием этого события — и радостного, и грустного. Ведь впервые за эти годы проходила она без самого главного, на мой взгляд, духовного её вдохновителя — Татьяны Михайловны Зенковой.

В силу того, что фестиваль проходил пятый раз, в юбилей он заметно расширил свои границы. Во-первых, проходил он под знаком «Семейская круговая» собирает друзей». Поэтому помимо многочисленного семейского люду, были представлены семь национальностей –Эвенкийский семейный вокальный ансамбль Кутончиных с. Верх-Усугли Тунгокоченский район, буряты-народный фольклорный ансамбль «Этигэл» пос. Агинское, немцы — Читинская городская общественная организация российских немцев «Хофнунг» Наджеда, армяне — Региональная национально-культурная автономия армян г.Читы, башкиры — Региональная общественная организация башкир Забайкальского края «Королтай», татары — культурно-просветительский центр «Чишма» (Родники), которые приехали небольшими коллективами для представления своих диаспор и выделялись необычными национальными костюмами из привычного уже семейско-сарафанного многоцветья.

А ты по-прежнему сияешь

Началась «Круговая» в пятницу, 24 августа, вечером памяти Татьяны Михайловны Зенковой — исследователя-этнографа забайкальского песенного фольклора, Заслуженного работника культуры РФ, кандидата культурологии. Несмотря на столь важные звания, была она абсолютно простой, земной женщиной, к которой тянулись все, как к тёплому огоньку.

На творческий вечер собрались самые близкие по духу коллективы. Звучали её любимые песни в исполнении фольклорных коллективов «Живая старина» (Чита), «Читинская слобода» (с.Засопка), «Берегиня» (с.Красный Чикой), «Селяночка» (с.Верх-Чита) и других. Со слезами на глазах вспоминали неутомимую собирательницу фольклора практически все выступающие артисты. Каждый считал, что именно их коллектив был её любимым, именно она дала толчок к творчеству. Слушала их и удивлялась — откуда у неё хватало тепла на всех. Сколько у неё друзей в разных концах нашей страны!

Романс «Прости, звезда», казалось, был написан исключительно для этого случая (хотя вообще-то считается песней каторжной). Он был трепетно исполнен группой «Читинская Слобода» в память об этой удивительной женщине:

Звезда, прости! Пора мне спать, но жаль расстаться мне с тобою,

С тобою я привык мечтать, а я теперь живу мечтою…

А ты, волшебная звезда, неизменимая, сияешь,

Ты сердцу грустному всегда о лучших днях напоминаешь.

И к небу там, где светишь ты, мои стремятся все желанья,

Мои там сбудутся мечты... Звезда, прости же! До свиданья!

И исполнители, и зрители не могли сдержать слёз во время этого романса.

Была презентована Инной Германовной Кузнецовой и новая книга Татьяны Михайловны «Сохранение, изучение и использование народной песенной культуры

Забайкальского края: конец ХХ — начало ХХI века».

Сигнальный экземпляр её она еще успела посмотреть и подержать в руках, а весь тираж, увы, уже не увидела. И в этой книге Татьяна Михайловна с таким добром и теплом говорит о всех своих учениках, единомышленниках, что становится понятно — нелюбимых коллективов у нее не было.

Я помню, как она отбирала фотографии в эту книгу, боясь, что хоть одного человека

упустит, и не расскажет о нём, как дописывала последние главы, прибавляя шрифт до

гигантских размеров, потому что зрение катастрофически падало. Но как же важно для неё было оставить этот труд, учебник по этнографии, доступный для каждого,

занимающегося традиционной культурой.

Вечер завершился: с экрана сама Татьяна Михайловна рассказывала о том, почему она пришла в фольклор, в традиционную культуру (запись с её юбилея), делилась своими мыслями о том, как сохранить все бесчисленные кладези народной мудрости и казалось, напрямую обращалась ко всем нам, сидящим в зале — не предавайте подлинную русскую песню. Стоя, под долгие нескончаемые аплодисменты провожали зрители взглядами экран, с которого на всех глядели чистые, доверчивые глаза Зенковой.

Доставай каравай, «Круговую» открывай!

Второй день начался с тумана, упавшего в улентуйский распадок плотным одеялом. Несмотря на такое «одеялко», за ночь многие, ночевавшие в палатках и автомобилях (мест для всех желающих, конечно же, не хватило), подмёрзли.

Но, как сказала бессменная участница Вера Ивановна Андреевская, грех жаловаться, ведь одна благодать кругом. С её легкой руки чикойцы показали обряд «отжинки». Зрители увидели «Завивание бороды». Так на Руси обращались к славянскому божеству Илье-бороде с просьбой о хорошем урожае в следующем году. Неповторимый говор Веры Ивановны, естественность и обрядовые песни надолго запомнились всем гостям.

А потом с приветствием к собравшимся обратились заместитель председателя

правительства Забайкальского края по социальным вопросам Аягма Ванчикова,

глава Красночикойского района Евгений Гостев, руководитель делегации из КНР,

гость из города Эргуна Минь Чун Вэ (эргунцы уже стали привычными гостями на чикойской земле).

Министр культуры Забайкальского края Елена Михайлова выразила слова

благодарности одной из основателей «Семейской круговой» Татьяне Зенковой,

ушедшей из жизни весной этого года, и прочитала приветственное письмо в адрес

фестиваля от друга и соратника Татьяны Михайловны, директора

Государственного российского дома народного творчества имени В.Д. Поленова

Тамары Пуртовой.

Всего на торжественное открытие юбилейного каравайного V Международного фестиваля культуры семейских-старообрядцев «Семейская круговая» на территории детского оздоровительного лагеря «Лесная сказка» собрались более 600 гостей (коллективов-участников) из разных районов Забайкальского края, Республики Бурятия, Китая, а уж сколько слушателей — и не сосчитать.

Привитые фольклором

И «Круговая» начала набирать обороты. В первый день традиционно проходили конкурсы

Членами жюри конкурса «Наше наследие» были художественный руководитель ансамбля «Оберег», преподаватель краевого училища культуры Ольга Куликова, заведующая отделом традиционной культуры Учебно-методического центра культуры и народного творчества Алёна Филатова, гость из Новосибирска, известный педагог-фольклорист, научный сотрудник Центра русского фольклора Вячеслав Асанов.

Кстати, Вячеслав Владимирович – тот самый человек, который когда-то, как выражалась Татьяна Михайловна, «перевернул мне все мозги наоборот и сделал прививку фольклором».

И конкурс творческих коллективов начался. Коллективы сменяли друг друга, радовали настоящей стариной. Поражали дети. Зрители уже привыкли, что пожилые поют правильно и грамотно с точки зрения специалистов. Но когда со сцены абсолютно верно и, порой ещё грамотнее, чем у взрослых, звучали детские голоса, то прямо душа радуется — так сказать, старая закваска дала жизнь новому тесту. И семейский каравай будет жить!В этой конкурсной программе впервые выступали улётовские «Дешуланские узоры».

Сколько было у наших артисток сборов и страхов, и не выскажешь. Мало того, что песни надо отрепетировать, нужна была и презентация, и блюда семейской кухни. Пока готовились с утра к концерту в своём домике, рассказали, что буквально накануне выдались теплые деньки. Почти все артистки пропадали до темна на покосе.

«Вечером ни рук, ни ног, а надо готовиться».

Нужно было испечь стряпню для дешуланского стола, да еще придумали сделать чуманы (берестяную посуду). Вспомнили забытое мастерство. Наготовили чумашков разной величины, и даже поднос из бересты. А для конкурса традиций ещё и нарядили своё временное жилище: установили божничку, поставили дешуланскую семейскую икону, развесили по стенам вышивки – всё чин по комедии! Постарались дешуланцы, не подвели. Достойно себя представили и спели песню.

Хотя исполнением своим дешуланцы были не очень довольны. «Мужика надо в группу, вон как с мужским голосом выигрывают коллективы. Да еще страх какой-то обуял, как на сцену вышли».

На мой взгляд — зря прибедняются. Песня звучала ничуть не хуже других. Другой вопрос, что в этом конкурсе выиграть сложно: коллективы выступают знаменитейшие. У некоторых по 40-50 лет существования за плечами и, соответственно, традиций. А у наших, к сожалению, нет толкового, выученного по методикам Т.М. Зенковой специалиста. Если бы в МРУК разрешили вопрос о проведении мастер-класса с представителями традиционной культуры в районе, это было бы хорошим толчком для дальнейшего развития. У нас есть Юлия Сергеевна Лещенко, за плечами которой несколько лет работы в «Живой старине». Почему бы не использовать этот бесценный опыт? Или пригласить специалиста из ЗабКУК для проведения мастер-классов?

Не мисс, а Хранительница.

А потом начался другой конкурс — «Хранительница национальных традиций». На нём нужно было рассказать об интересных традициях и обычаях своего народа, продемонстрировать таланты, которыми обладают, представить народные традиционные костюмы и блюда национальной кухни. Самое сложное было в том, что все это было нужно успеть сделать за три минуты! Кто-то уложился в эти минутки. Кто-то вырывался далеко за пределы этих рамок. Все представления были яркими, запоминающимися. А уж каких только блюд не отведали в жюри! Да и зрителям перепало: и чак-чак, и хворост, и шаньги всех сортов.

Дешуланцев представляла Алла Николаевна Нагаева. Тут уж она точно была в своей стихии, нисколько не стеснялась, говорила очень ярко, внятно, показав свой дешуланский говор. Стихами Марии Сергеевны Семёновой рассказала о своей семейской речи, стихами же представила два блюда: драчону и затирку, которую даже члены жюри не знали (пожилых в жюри не было).

Именно поэтому Алла Николаевна была отмечена дипломом «За сохранение семейской речи и традиции». А после этого дешуланцы заняли ещё одно призовое место — за каравай. Этот диплом теперь у нашей группы, руководит которой Тамара Николаевна Михайлова, она же его представляла.

Очень рада, что дешуланцы побывали на «Круговой». Во-первых, это неоценимый урок проведения праздников, а во-вторых, настоящая школа традиционного мастерства. Жаль правда, (еще раз оговорюсь), что не было песенных мастер-классов. Было кому поучить. К примеру, среди гостей был заслуженный работник культуры Бурятии,

заведующий кафедрой народного пения Восточно-Сибирского государственного института культуры, давний друг нашей Татьяны Михайловны, Николай Рещиков (Улан-Удэ). И было кого поучить специфичному семейскому пению. Думаю, это будет поставлено на заметку организаторами.

Асановские вечорки

Ещё в лагере случилась вечорка. Конечно же, вечером, конечно же, массовая, потому что маэстро Асанов учил всех водить правильные хороводы. Ухороводил всех так, что потом не могли снять обутки с отёчных ног! Но всё равно все были довольны.

Ночной лагерь «Семейской круговой» ничуть не уступает дневному. Только концерты проходят не на сцене, а возле жилья участников. Практически у каждого домика посиделки у костров, где живет и бьётся в ночное звёздное небо песня. И кажется, летит она снизу, от сосен прямо в царство небесное. А Татьяна Михайловна там, вверху, улыбается и по привычке поправляет, если где-то неладно.

Кстати, днём, во время концертов, я старательно фотографировала участников. И поразилась одной детали. Все «Танины» бабушки, с которыми она спешила обняться и расцеловаться в первую очередь на предыдущих фестивалях, как будто осиротели и состарились. Одна из них даже надела поверх парадного семейского костюма какой-то темный пиджачок и глазами все вроде свою Татьяну Михайловну искала. Побеседовала я с одной из таких старожилов, Анной Тихоновной Титовой. Ей 79 лет. Без слёз просто не может говорить о своей ненаглядной Михайловне: «Лет десять, а то и больше её знала. Бывало, приедет сюда в Чикой, и бежит ко мне, домой, увидеться, погостить. Я тут выглядываю Наташу Решту, с нею она была, да узнать не могу», – горюет она. К счастью, специалисты Центра народного творчества после завершения праздника объехали многих певуний с фольклорной экспедицией.

А в воскресенье на территории лагеря царила «Золотая сотка», радуя глаз соленьями, вареньями, цветами. Обрамляла выставку «Частушечная» и «Песенная», рукодельные артели, создавая яркую атмосферу праздника. Солист «Читинской слободы» Александр Авдеев нарадоваться не может на подаренный ему ложкорез. И прямо на глазах у обступивших его зрителей шлифует ложку из сосны, попутно рассказывая, как этому научился.

Чего мне не хватило.

Мне не хватило шимбиликской потаповской группы, от которой не хочется уходить. Не хватило яркой «Вереи» с неповторимым голосовым разбегом участников. Не знаю, по каким причинам их не было, но думаю, в следующий раз снова посчастливится увидеть эти группы. Вместе со мной ездили мои родственники, которым я рассказывала и о «Верее», и о шимбиликских гармонистах. И так обидно было их не увидеть.

Расспрашивали о шимбиликской группе и бичуринцы, с которыми, видимо, они подружились раньше. Если «Круговая» — это мощный Чикой, то все чикойские коллективы — как притоки и ручейки, его питающие. И как бы этот песенный «Чикой» не обмелел.

Асанов о «Круговой»: это шикарный фестиваль!

Вячеслав Владимирович отметил, что в мире существуют всего три

старообрядческих центра – Усть-Цильма на Печоре, Ветка в Белоруссии и в

Красночикойском районе Забайкалья.

«Первые два — весьма малочисленны. В Забайкальском крае огромная область проживания староверов. В силу своей замкнутости они лучше всего сохранили традиционную русскую культуру», — рассказал Асанов.

Он не скрывает своего восхищения: «Это шикарный фестиваль, я бы сказал, что такого больше нигде нет. В Алтайском крае я провожу фестивали, но там другой формат. А здесь очень массовое явление, широчайшее. Степень сохранения традиций высока, молодцы. Всюду поют, баян носят с собой, как камертон, зачастую его в сторону, и верховенствует просто акапельное пение. Молодцы. Я просто поражен этим фестивалем, ни минуты не сожалел, что сюда приехал. Бесконечно жаль, что не увиделся с Татьяной Зенковой вживую еще раз. Но она оставила о себе самую песенную память».

Не стану здесь рассказывать об итогах «Круговой», они всюду опубликованы. Скажу только, что одних первых взрослых мест было шесть! А были еще и детские номинации, и рукодельные. Это говорит о том, что жюри было сложно выделить самых-самых.

«Круговая», снова была массовой, яркой. Так ли важно, кто получил призовые места. Важнее, что атмосферой настоящей Руси напитались все, кто там был. Разъезжались со слезами на глазах и с твердым убеждением, что снова вернутся туда через два года.

Если у вас, дорогие читатели, вдруг возникло ощущение пустоты и потерянности в душе, — езжайте в Чикой, чтоб напиться из этого удивительного родника с названием Русь.
 Фото Дм.Головина