Мадьярский шашлык

Владимир Рукосуев
               

   Хорошая погода в конце лета. Воскресенье. Сидеть в городе не хочется, тянет на природу.
   Еще с вечера соседи во дворе засобирались на излучину Дуная. Это популярное место отдыха горожан, которым надоели термальные источники и остров Маргит. Их можно посетить и в будни. По разговорам понял, что организовываются пикники. Называется «на свинью». Это аналог наших шашлыков. Готовится их вездесущий гуляш и поедается на природе. То есть понятие, как и у нас шире, чем название блюда и  обозначает мероприятие.

   Экспериментировать не стали, замариновали с вечера мясо и решили приготовить привычный шашлык.
   Выехали семьей с утра, чтобы побегать, поиграть в бадминтон, искупаться и позагорать. Ехать от города тридцать километров немного не доезжая до Вышеграда. Места красивые -  холмы, горы, аккуратные городки  утопающие в садах, много зелени. По дороге движутся любители природы.

   «На свинью» нам предстояло ехать через неделю по приглашению знакомых венгров. По их описаниям мероприятие требовало участия в приготовлении блюда всех присутствующих. Коллективы складываются из друзей и родственников годами, как и у нас. Многократные выезды выявляют способности и пристрастия каждого, определяя обязанности в общем деле.
   Зная педантичность венгров, решили, между делом, посмотреть на это действо со стороны, чтобы потом ненароком не оконфузиться.


   Что такое наши шашлыки вы знаете. Компания начинает развлекаться сразу по приезде. Дети резвятся, молодежь играет в бадминтон, волейбол, мини-футбол и т.п.  Взрослые ведут неторопливые беседы, женщины постарше в сторонке обсуждают свои проблемы. Общепризнанный авторитет  занимается собственно приготовлением шашлыка. Начинается дегустация напитков.
   Все это предварительные мероприятия к основному веселью, когда объявляется, что шашлык готов. Тогда все садятся в круг, и начинается соревнование в провозглашении тостов, восхвалении шашлычника, веселых шуток.  Продолжается до самого вечера. Уже и шашлыка нет, спиртное выпито, дети на травке возле машин заснули, а народец все не желает останавливаться. Лишь после команды старшего, чаще старшей в компании, начинают неохотно закруглять общение и с веселыми шутками-прибаутками собираться, договариваясь, когда приехать в следующий раз.

   Примерно такое же мы ожидали увидеть и у венгров, не считая разницы в блюдах.
   Приехали, расположились на свободной полянке на берегу Дуная. Вокруг такие же компании. Понятно, что многочисленнее, родственники, друзья. Как и у нас в несколько семей. Это смущало. Наш кавказский опыт выездов на природу как-то не увязывался с таким скоплением людей на ограниченной местности. По-хорошему всей этой излучины  нам бы хватило на две-три компании, которые к вечеру все равно объединятся.  Представляю, какой шум и гам здесь будет через пару часов.

   Я достал мангал, установил его на отведенном месте, чтобы не заняли, принес принадлежности и присоединился к жене и детям, которые уже вовсю ныряли и плавали. Затем мы легли позагорать, дети побежали играть в бадминтон.
   И тут заметили, что никто из окружающих не купается и не развлекается. Все заняты приготовлением свиньи. Венгры ее готовят коллективно. Раздаются негромкие распоряжения шеф-повара, остальные снуют от машин с запасами к котлу. Каждый бросает туда ингредиенты, совещаются, потом принимают общее решение. Кто-то занят дровами, костром, кто-то накрывает поляну, расстилая скатерти и расставляя посуду.

   Поляна накрывалась для нас необычно. Вместо общей скатерти, укладывались полотенца с промежутками по кругу. Вот что значит культура! Даже на природе сервируют для всех индивидуально. А что, удобно. Каждый потом свернет свой столик и никаких проблем. Это у нас все гуляют, а кто-то убирает за ними. Или не убирает. Места много, в следующий раз на другой полянке устроятся.
   «Какой дружный народ» - подумали мы, в очередной раз отметив рациональность и обстоятельность венгров, как национальную черту. Сначала дело, потом развлечения. Заметили, что все разговаривают вполголоса. К этому мы уже привыкли. Мы вчетвером с собакой в придачу шума производили больше всех десятков собравшихся здесь горожан. Поневоле стали приглушать эмоции.
   Интересно, что они будут делать через час, когда приготовят свою свинью? Наверное, весь оставшийся день посвятят застолью, любимому винопитию и веселью. Если они так дружно участвуют в процессе приготовления, интересно посмотреть, как будут расслабляться.
   Мы отметили, что культуре их отдыха нужно поучиться. Вот что значит европейцы! Даже в таких делах продолжают удивлять. За пару месяцев, проведенных в стране, мы только и знали, что поражаться.

   Пока купались, потом вместе с присмиревшими детьми обсуждали порядки аборигенов, в соседней компании раздался призыв к столу. Мы приготовились к венгерскому шабашу. Нам были интересны их застольные обычаи, тем более что предстояло соблюдать их в скором будущем.
   На полотенцах стояли бутылки с напитками, вроде «фанты» и «кока-колы», лежало много зелени и лаваш. Спиртного не больше одной бутылки.
   Каждый спокойно подходил со своей тарелкой к котлу, брал черпак и наливал себе гуляш. Затем шел к своему «столику» и устраивался спиной к кругу. Нас это слегка озадачило. Думая, что это какой-то особенный элемент ритуала, мы ждали, что сейчас последует команда и начнется какой-нибудь чардаш, означающий начало всеобщего буйства.
   Ничего подобного. Оглянувшись вокруг, увидели, что все уже сидят спиной друг к другу, сосредоточенно налегая на свинину, разливают в разовые стаканчики вино, безо всяких восторгов вполголоса произнося тосты выпивают.
   Похоже, венгры верные своим привычкам, просто не смешивают жанры. У них все разложено по полочкам. Алгоритм, видимо, таков: сначала готовят, потом, едят, а потом уже общаются и веселятся. Сейчас мы и увидим их знаменитый чардаш и песни, и прочий национальный колорит.

   Тем временем некоторые автомобили стали отъезжать с места пиршества, а полянки редеть. Наши соседи тоже чинно вставали, собирали мусор в пакеты, грузились в машины.
   Когда подоспели мои угли и я пошел за шампурами, все котлы венгров  были упакованы, а половина их уехала. Осталась молодежь купаться, загорать и играть в пляжный волейбол.
   Конкрентые люди. На свинью, значит, на свинью!
 
  Шашлыки мы поедали в одиночестве, ощущая на себе недоуменные взгляды венгров.