Мильтиад

Инна Едрец 2
Царь Кир II Великий основал величайшую империю Древнего Мира - Персидскую Империю. В  546 году до н.э. эта империя простиралась от восточных рубежей Пакистана и далее на запад Азии. Она построила знаменитый Суэцкий канал, соединивший два моря - Средиземное и Красное. Неумолимо приблизившись к Греции, империя аннексировала Лидию.

В то время на территории Греции существовали разбросанные независимые города-государства, называемые полисами. Именно здесь зародились идеи демократии, продолжающие существовать по сей день. В конце концов Афины превратились в процветающий демократический полис. Другое, менее демократичное государство - Спарта - сохраняло власть царей, которые укрепляли консервативное, военизированное общество, в основе которого культивировались  боевая подготовка и искусство военного дела. Первые десятилетия V века до н.э. отмечены поворотным этапом в мировой истории. Это были годы греко-персидских войн.

Дарий I (521-486) осуществил объединение империи в виде нескольких сатрапий (доминионов), каждая из которых, под управлением принца или вождя благородного происхождения, наслаждалась существенной автономией, одновременно находясь в подчинении центральной власти. Дарий развивал торговлю, укреплял приграничные регионы, стремясь расширять их вплоть до Европы. Его военные экспедиции не достигли ожидаемой цели, однако присоединение Трэйса стало главным успехом. Последнее привело персов в ближайшее соприкосновение с Афинами.

Афиняне стремились удержать стратегическое доминирование в водах, ведущих к Черному морю, так как их государство нуждалось в пшенице, которая доставлялась из этого региона. А это означало, что Геллеспонт, Дарданеллы и Босфор должны были оставаться под контролем Афин. И тогда на политической сцене возникает фигура Мильтиада старшего, который основал афинскую колонию в Трэйсианском Херсонесе. Его преемником стал племянник, а затем брат - Мильтиад младший, которого прислал из Афин  Гиппий, сын и наследник афинского диктатора Песистрата.

Когда Дарий вторгся в Европу во время военной экспедиции 513-512 г, Мильтиад вомандовал одним контингентом его армии. Пока Дарий готовился к возвращению из Скифии через Данубе, Мильтиад (как он позже утверждал) подсказал своим братьям-грекам разрушить мост через реку и тем самым отрезать пути отступления персидской армии.

Мильтиад становится влиятельным политиком Афин, возглавив анти-персидские инициативы. Персия представляла постоянную угрозу Греции. Когда Дарий впервые захватил Европ в 513-512, он нацелился на греческие города-государства. Во время карательной экспедиции  против Афин и Эретрии в 492 г. персов поддержал беглый афинский экс-диктатор Гиппий, который надеялся, что персы помогут восстановить его власть.

После осады Цикландских островов и благодаря предательству пала Эретрия. Окрыленые военными успехами, персы устремились далее и высадились с тяжеловооруженной пехотой, конницей и лучниками в количестве 15.000-20.000 бойцов, в Марафонском заливе, в 41 милях на севере от Афин.

В то время главнокомандующим афинского воинства был человек гражданский, архон, один из девяти номинальных архонов - Каллимах. Однако на деле командование осуществляли десять генералов, каждый из которых избирался отдельным племенем. Среди них был Мильтиад младший, осведомленный в устройстве армии Дария на примере Трейсо-Скифской кампании. Мильтиад вместе со своими коллегами решил не дожидаться вторжения персов на территорию Афин, и выйти ему навстречу к Марафону. Это было критическое и роковое решение, так как персы могли удерживать афинскую армию при Марафоне, а тем временем направить паруса в сторону Афин, высадиться и атаковать город.

Поэтому было решено послать около 10.000 гоплитов (тяжело вооруженных пехотинцев). Отряд примерно из 600 воинов с Платае, на границе Аттики и Беотии присоединились к ним, но мощное военизированное государство - Спарта - не направило ни одного бойца. Как докладывал афинский вестник Феидиппид, афиняне душой и телом погрузились в религиозное празднество. Предлог, вероятно, подлинный, но скорее всего, промедление выражало острые противоречия между Спартой и Афинами в понимании персидской угрозы.

Греческие силы заняли позиции на возвышенностях, обращенных к персам, и блокировали пути к Афинам. Тем не менее, невзирая на позиционное  преимущество и превосходство в боевом искусстве, продолжая надеяться на поддержку спартанцев, в конце концов афиняне решили принять атакующую линию. Это предложение исходило от Мильтиада, убежденного в силе афинского оружия, отличного понимания местных условий, что позволит противостоять численному превосходству противника.

Планируя ожидаемое сражение, он несколько сузил свой центр, чтобы выровнять линию относительно вражеской и укрепил фланги. Затем 9 сентября, на рассвете, его воины бросились в атаку на равнине. Персидский центр ворвался в греческий, но бойцы на флангах оттянули противников и обрушили всю свою мощь в центр персидского войска и обратили персов в бегство. Убегающий вражеские воины устремились к своим кораблям. В тот день  их потери составили 6.400 убитыми против 192-х павших афинян.

После передышки, собравшись с новыми силами, персы совершили попытку прорыва в Фалеронский Залив в надежде застать Афины врасплох внезапностью нападения. Геродот повествует, как только их корабли пустились по морским волнам, пятая колонна в городе подала им сигнал с помощью щита, отражающего солнечные лучи, призывая к наступлению. Имена предполагаемых изменников остались неизвестны. В любом случае, победоносные афинские силы, благодаря стремительному марш-броску оказались на месте раньше врагов. Поэтому персам пришлось вернуться ни с чем, и на короткое время опасность миновала.

Мильтиад и афинские воины одержали несравненную победу всех времен. Они продемонстрировали миру, что великая Персия вовсе не нерушимая, что греческие тяжеловооруженные пехотинцы значительно превосходят любого воина персидской империи, и что средний класс афинского общества, финансировавший гоплитов, стал истинным победителем и мощной силой на долгие времена.

Они не обольщались, что персидская армия разгромлена окончательно и безвозвратно. Но также они показали, что невозможно завоевать Грецию со стороны моря, и остальные греческие города-государства получили импульс для сопротивления иноземным врагам.

Мильтиад отличался мужеством и решимостью, но он встретил стандартный несчастливый конец, который роком нависал над каждым успешным греческим героем. Ранней весной 489 г. город направил его с заданием взять под контроль эгейцев и захватить остров Парос,- задача, с которой он не справился. Он сильно покалечился, пытаясь перепрыгнуть через ограждение. По возвращению Алкмаеонид инициировал против него обвинения - "за умышленное введение в заблуждение афинских граждан". Когда Мильтиада на носилках внесли в зал суда, он выслушал приговор - огромный денежный штраф! Но он умер от ран задолго до полной уплаты. Тогда его штраф выплатил сын Симон, которому впоследствии удалось добиться полной реабилитации памяти отца.

В итоге Мильтиада причислили к пантеону героев, образы которых изваял великий Фидий, и установили в афинской сокровищнице в Дельфах.

                МАРАФОНСКАЯ ИСТОРИЯ

К 490 г. до н.э. армия Персии, с целью расширения своих территорий, двинулась на Европу. Мощными силами персы высадились на равнине Марафона и приготовились к битве.

Афинская армия отчаянно нуждалась в поддержке спартанцев. Время поджимало, поэтому афинские генералы послали профессионального бегуна Феидиппида в Спарту с призывом о помощи. Дистанция длинной в 140 миль пролегала по неровной горной местности, и посланник преодолел ее за 36 часов.

Спарта выразила согласие, но обещали поддержку не ранее, чем закончится религиозное празднование дня полнолуния. Этот ответ обрекал афинян на одиночество в борьбе с мощнейшим врагом. Не останавливаясь на передышку, Феидиппид побежал обратно (еще 140 миль!) с неутешительной вестью. Небольшая афинская армия немедленно выступила на равнину, приготовившись к бою.

После победы при Марафоне Феидиппида снова вызвали, теперь ему нужно было бежать в Афины (26 миль) с сообщением о разгроме врага и предупреждением о скором появлении со стороны моря персидского войска. Несмотря на невероятное измождение после марафонской дистанции в Спарту, возвращения и участия в сражении в полном военном снаряжении, Феидиппид принял этот вызов судьбы. Превозмогая пределы человеческой выносливости, он прибыл в Афины  через три часа, передал послание и вскоре умер от полного изнеможения.

Победа греческого воинства отметила решающее событие в мировой истории. Это была победа над восточной сверхдержавой (Персией), которая спасла Европу от завоевания и покорения. Победа придала грекам грандиозное ощущение самоуверенности, сплотила народ и власть, возбудила величайший духовный подъем.

Спустя столетия на современных Олимпийских играх проводится "марафонский забег" на дистанцию 40.000 метров (24.85 миль) Ветеран нескольких военных походов, греческий почтовый работник из деревушки Маруси, Спиридон Лоуис, стал первым олимпийским чемпионом-марафонцем. Он показал время 2 часа, 58 минут, 50 секунд (средняя скорость бега - 7 минут 11 секунд за милю).

В 1908 году на Олимпиаде в Лондоне марафонскую дистанцию скорректировали - до 26 миль (это расстояние от Виндзорского Замка до стадиона Белый Город). 385 ярдов добавили для того, чтобы гонка завершилась напротив ложи Короля Эдуарда VII.

После 16 лет жарких дискуссий на Олимпиаде 1924 года в Париже была утверждена официальная марафонская дистанция - 26.2 мили.


Подпись: Нора Аткинс