Революционная методика обучения

Владимир Федорович Токарев
Опыт инициатора организации бизнес-школы «Практика 2.0»
(из специального выпуска еженедельника "Революция 2019 года" в книжном исполнении, предлагается для  бесплатного скачивания)

РЕВОЛЮЦИОННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Преподаватель отличается от студента только одним — он знает новый материал на одну ночь раньше.

Это был 1993 год. На физфаке нижегородского университета по договоренности с деканом была организована бизнес-школа для старшекурсников. Английский язык вела выпускница иняза. Лекции вели преподаватели, в частности с экономического факультета ННГУ, ряд курсов (например, тайм-менеджмент) вел я.

Поскольку мы хотели, чтобы к нам пришли те, кто хотел бы получить дополнительного бизнес-образование, а не те, у кого родители могут заплатить за обучение, мы искали варианты оплаты работы преподавателям. И действительно нашли, но только на половину. Спрашивается, где взять недостающие средства. А примерно в то время я прочитал у одного американского специалиста, что в одной программе для решения задачи повышения качества образования была использована система, когда студенты обучали друг друга сами.

Я предложил нашим слушателям, чтобы решить финансовую проблему обучения, чтобы они сами взяли на себя проведение практических занятий. Они согласились, но чтобы «не было страшно» — по 2 человека на курс.

Наше дополнительное образование просуществовало больше года, и по окончании курсов, я спросил у слушателей оценку того, насколько им понравилось обучаться друг у друга на практических занятиях.

Они ответили примерно так — Что касается практики по изучаемым предметам, то мы не жалеем, что занятия вели мы сами (каждый специализировался только в 1 предмете). Если бы практику по предметам вели профессиональные преподаватели, качество не было бы выше.

Однако на вопрос — Что наши слушатели думают о знаниях тех, кого, в роли преподавателей, они обучали, то они ответили так — Они мало что знают…

Так практически была подтверждена гипотеза, что для получения глубоких знаний нужно не обучаться, а обучать других. Впоследствии, во время консультирования коммерческих компаний, когда удавалось одновременно с консультациями по вопросам стратегии организовать небольшой семинар по менеджменту (примерно в течение 6—10 месяцев), этот семинар вел сам руководитель. При старательном отношении к делу он был единственным, кто глубоко постигал изучаемый предмет.