Ит. Идиллии и Реалии

Борис Креймер 3
Предисловие

        В повести показаны разные стороны жизни студентов, преподавателей и сотрудников института, приехавших собирать урожаи хлопка. Каждый год кампания проходит по-разному.

         Случалось, что это  романтическая, загородная прогулка. Отсюда и легкомысленное отношение к уборке. В другой раз - это серьезное испытание для всех. Жить и трудиться в условиях, далеких от привычных, нормальных, очень непросто.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.  Вальс, вальс   

ГЛАВА 1. Приехали               

               Выезд назначили на 4-ое октября. С собой надлежало иметь только постель. Раскладушек брать не велели. Так что утром весь институтский двор был похож на бивак.

         Обещали, что вернемся через две недели. Мы, на всякий случай, настроились на Месяц. Нас привезли в небольшой городок в Голодной степи. Школа, которую отвели нам для размещения, выглядела привлекательно.

          Первый и второй курсы поместили в актовом и спортивном залах. Наш третий курс в классах. В залах были удобные нары, а у нас двухэтажные кровати. Устроились неплохо. Нашли умывальную. Душевых было три.

Обедами и ужинами обещали кормить, а вот завтраками мы должны были озаботиться сами. Кипяток и хлеб по утрам будет. А сегодня в 19.00 ужин. Мы решили пройтись, осмотреться.

         Я шел по дорожке, которая вела к центру городка. Ребята шли в пределах видимости.
Навстречу мне шли две первокурсницы. Я развел в стороны руки, не давая им разминуться со мной.

         - Привет, девочки! Почему без охраны разгуливают такие красивые создания? - я дурачился, девчонки смущались.
         - Нам сказали, что можно погулять! - тихо сказала стоящая слева от меня.

         - Можно! Но только в сопровождении ваших парней!  -  я представился.
         - Люда! Мила! - назвали они себя хором.

         - О-о! Как удобно! У Вас одно имя на двоих!  Запомню! Очень приятно!  А еще с одной из Вас всегда будешь в “Людном” месте! А с другой это так “Мило”!  Ну, дите ребята ваши ждут! - я догнал своих.

         Мы дошли до огороженной красивым забором танцплощадки. Она была просторная,и круглая, с небольшой сценой-ракушкой для оркестра.  У входа висело объявление. Вечером в 19.45 танцы. Решили сходить, посмотреть, как и что.

ГЛАВА 2.  Танцплощадка

         Пришел физрук, рассказал, что поговорил с местными. По душам.
         - У нас борцов и боксеров более 70-ти человек. Есть гимнасты и акробаты. Да и остальные ребята в порядке. - напомнил он.
         - Местные все поняли. Эксцессов не будет. - он засмеялся и пошел к соседям. Соседями были “технологи”.

         После ужина мы прихорошились и дружно отправились на танцы. Как и положено молодым селянам! Играла музыка, кружились пары. Мы вошли и начали осматриваться. Люда и Мила оказались недалеко. Я помахал им рукой. Они мне в ответ.

         Музыка смолкла. Я стоял, не решив, кого бы пригласить на танец. Наши девчонки увлеченно танцевали со своими и с технологами.

          Репродуктор объявил “белый”  танец. Ко мне подошла незнакомая девушка.
         - Пойдем! Я приглашаю! - потянула меня за руку незнакомка. Музыка включилась. Очередной вальс. Мы  влились в массу танцующих.

       - Кто Вы, прелестная незнакомка? - галантно поинтересовался я.
         - Я Вера! - улыбка ее была очаровательна и я очаровался. Но все же спросил, сквозь чары:

         - О! Какая, позвольте узнать?! Языческая? Православная? Католическ… - я не договорил, ее ладонь прижалась к моим губам.
         - Я Вера добрая и красивая! - она убрала руку. Пожалуй, поторопилась…

         - Я с энтузиазмом принимаю эту Веру! - мы рассмеялись и закружились в вальсе.
Музыку выключили. Мы стояли не двигаясь.

           - У меня две новости для тебя. Первая. Прямо с сегодняшнего дня я переведена в Вашу... Нет!  В нашу группу! - она лукаво смотрела мне в глаза и улыбнулась.
         - А вторая? - помог я ей.

         -  Я умная. Я на отлично сдала экзамены по всем предметам двух курсов и меня зачислили на третий курс. Как победительницу трех олимпиад и медалистку. Чтобы ты не мучился в подсчетах,  мне  восемнадцать лет! - она рассмеялась. Вальс вновь увлек нас.

         - Ты не рад? - встревожилась Вера.
         - Удивлен! Механика больше мужская вотчина. Что тебя привлекает в ней? - вежливо допытывался я.
         - Механика это - основа основ! А все остальные науки на службе у механики. Что бы они себе ни выдумывали! - с пылом ответила она.

         - Поскольку я принял Веру, не могу возражать! Это истина! Но медицина, литература. Они тоже  служат механике? - пытался я ее подловить.

         - А как же?! Медики выставляют свои проблемы, а механика их разрешает! И обе науки развиваются! - Вера убежденно  доказывала, а я кружил ее и любовался ею. И не спорил. Зачем?

         - Все! Я устала! Веди меня в школу! - нехотя я выпустил Веру из объятий. Мы разошлись по комнатам. Комната девочек была соседней с нашей.

ГЛАВА 3. Ездим весело

         Наша группа занимала две с половиной комнаты. В двух разместились ребята. В третьей   жили девчонки наши и технологи. Технологи парни, как и мы заняли две комнаты. Последняя, шестая на этаже, была занята девочками - модельерами.

         Мы пошли в душевую. Она работала, но вода была чуть теплой. Мы искупались и пошли спать. После завтрака прибыли два автобуса ПАЗ. Один для нашей группы, другой технологам.

          У нас  26 парней и 6 девочек, считая и Веру. У технологов 26 парней и 8 девочек. То есть 32 и 34 человека, соответственно. В автобусе 28 “сидячих” мест Значит, четверо наших  и шестеро технологов поедут стоя. Разберемся!

         В наш автобус погрузили  несколько складных низких  табуретов. Все разместились. Поехали! Я и еще трое наших стояли в проходе и обсуждали новую конструкцию  люков на потолке автобуса.

         Автобусы остановились. К нам зашел Леша Крюков, староста технологов.
         - Привет! Пусть с Вами трое девочек наших поедут. А с нами едут местные, Они покажут, где и что. Лады? - он посмотрел на меня.
         - Само собой! - он выпрыгнул.

         Через минуту пришли три девочки. Их мигом усадили. Теперь стоя поедут семеро наших ребят.Автобусы поехали. Дорога была неплохая, немного потряхивало.

         - Есть идея! Девочки! Все слушают меня и делают, как я! - Вера, сидевшая у окна, встала и выбралась в поход.   
         - Девчонки, освободите места и все сюда! Быстрее! - все с интересом ждали, что же будет дальше. Девочки собрались в проходе.

         - Мальчики! А Вы садитесь, да  поудобнее! - Ребята уселись. Вера улыбнулась  и продолжила командовать.
         - Сейчас мы ВЫБЕРЕМ себе того из ребят, кто  НАМ по душе и усядемся на колени, заодно осчастливим мужиков. Вперед! - она пробралась ко мне и уселась на колени. Я обнял ее.

         После небольшой паузы, пока девочки оценивали идею и  “выбирали” парней, началось веселое рассаживание. Все, и наши, и технологи уселись к ребятам на колени. Смеялись, кто-то кого-то чмокнул в щечку.

         Жизнь забила ключом. Вера стала героиней. Всем понравилось. Девочки устроились поудобнее, ребята держали их в объятьях. Идиллия!

         - Поговорка такая есть: “В чужую бабу черт меду подложил!” - сказал Алишер, держа за талию Юлю, технолога.
           - Это меня ты бабой обозвал?! Да еще чужой! - взвилась Юля, сверкая глазами.
            - Не я! Поговорка! Но зато ты с медом! Это уже я говорю! - как мог, оправдывался Алишер.

         - Наши девчонки экстра-класс! - громко провозгласил Анатолий, балагур и весельчак.
         - Мы так будем ездить и в нашем автобусе! - объявила Юля. Потом потрепала Алишера за волосы.

ГЛАВА 4. Учетчик

         Мы приехали. Осмотрелись. Хирман, площадка для временного хранения собранного хлопка, был подготовлен. Уже стояли две пустые тележки, в которых возят хлопок. Из автобуса технологов вынесли треногу и установили недалеко от тележек. На треногу повесили весы-безмен.

         Из нашего автобуса принесли складные стулья. Подъехал “газик”. Из него выбралась Ксения Романовна, преподаватель истории КПСС. Она поздоровалась и сказала, что будет с нами и мы можем доверить ей  наши куртки. Это нам понравилось. Ее любили и уважали.

         Весовщик остался с  “Ксюшей”, а бригадир повел нас на наши карты. Картами называются участки поля, огороженные полевыми дорогами. Мы осмотрели нашу, а технологи свою, соседнюю. Собирать предстояло чистый хлопок. Бригадир ушел, а мы начали работать.

         Работали дружно, с настроением. Часа через полтора у каждого уже был собран солидный мешок. Килограммов от восьми до двенадцати. Староста Володя Жук объявил “перекур”. Все уселись на мешки с хлопком.

         Но едва мы прикурили, как из приехавшей машины вылез наш декан. Он поприветствовал нас и объявил, что меня назначили учетчиком обеих групп и что я должен отбыть на хирман.

          Я уже был учетчиком и имел опыт в этом нервном деле. Но две группы! Шестьдесят шесть человек! Это очень солидная нагрузка.
         Я оставил свой мешок с примерно десятком кг хлопка, попрощался с ребятами и подошел к Вере. Она улыбнулась, глаза ее блеснули.

         - Декан к тебе приезжал? Думаю, не просто так. Что за надобность? - спросила она
          - Учетчиком назначили! Отбываю на рабочее место! Побереги себя! Мне нужна твоя помощь! Увидимся на хирмане! - я осторожно чмокнул ее в щеку и отправился принимать должность.

          - Вот Ксения Романовна, учетчиком назначен! - сообщил я новость.
         - Хорошо! У тебя опыт есть, ты не даешь местным  писать меньше, чем весы показывают! - одобрила она.
        - Но я один на две бригады! 65 человек! - посетовал я.
        - Справишься! Помощница у тебя просто на зависть! - уверила меня Ксюша.

        -  Вы Веру имеете в виду? Но я не стану загружать ее этими заботами! Она и в поле наработается! - я не стал изображать удивление ее словами. У нас были отличные отношения.
         - Я знаю эту девочку с рождения! Мы живем в одном подъезде! Она чудесный человек, очень красивая и умная! - внесла ясность Ксюша.

         Я пошел к весовщику. Мы познакомились, договорились о взаимодействии и об улаживании возможных споров и разногласий. Можно было начинать работать! Я начал готовить списки обеих групп. Я конечно знал всех, но уточнить придется. За этой работой и не заметил, как приехала машина с обедом.

         Начали подтягиваться первые сборщики. Весовщик пошел к безмену. Я занял позицию рядом, не мешая ему. Помощника у него нк было. Один из технологов залез в тележку. Туда ему стали бросать мешки с хлопком. Он  высыпал содержимое а пустые выбрасывал назад.

         Хлопок собирают в фартук. Это полотнище примерно 110;110 см. с веревочками на углах. Есть несколько способов ношения или надевания фартука. Каждый определяет сам, какой ему удобнее. К этому быстро приспосабливаются.

         Когда в фартуке набирается ощутимое количество хлопка, он действительно становится похожим на мешок,  крест-накрест  связанный, чтобы нести было удобнее. Вес собранного в фартук-мешок хлопка обычно от 8-ми до 15-ти кГ.

         Ребята быстро и ловко взвешивали, со второго-третьего раза забрасывали мешки в тележку. Этому надо наловчиться. Шутили, смеялись. Не забывали помогать друг другу. Девочкам помогали нести полные мешки и бросали их в тележку.

          Я видел, что три или четыре мешка умудрились взвесить дважды. И это в первый раз сдачи собранного! Весовщик то и дело отвлекался от безмена, чтобы записать вес. Ушлые, опытные и ловкие студенты всегда устраивали  “карусель”.

         То есть кто-то намеренно отвлекал внимание весовщика. Другие отодвигали мешок в сторону. Потом его взвешивали снова.Разные способы, за многие годы хорошо отработанные, применялись всеми поколениями студентов. Это был обязательный атрибут. Соблюдался всеми.

         Наконец  этот шумный балаган закончился. Все получили свои порции супа, хлеба и принялись орудовать ложками. Сидели кто как приспособился. Ко мне подошла Вера.

         - Ты говорил, что тебе помощь моя нужна! - она ждала ответа, а я смотрел на нее и не мог отвести взгляда. Очнулся и объяснил:
         - Две бригады! 65 человек! Надо составить правильные списки. Девочек отдельно, чтобы легко видеть. - начал я обозначать вопросы.

         - Нужно придумать систему против обмана. Наконец, форму справки, которая и для нас максимально удобна и местным понравится. - сформулировал я  все вопросы.
         - И это все?! - Вера улыбнулась и спокойно высказала свое мнение.

         - Ты уже придумал все или почти все, но хочешь узнать мои соображения и почерпнуть полезное. Я подумаю и расскажу! - она опять улыбнулась, потом рассмеялась.
         - Спасибо! Ты устала? - спросил я.
         - Нет! Мы работаем рационально. Вечером пойдем гулять? - спросила она.
         - Мечтаю об этом! - признался я.

          Все ушли в поле. Я просмотрел записи. Пока все было нормально. Сверил с записями весовщика. Мы утрясли мелкие расхождения. Не было ничего необычного. К вечеру начали подходить ребята с мешками на плечах. Шестеро несли по два мешка. Девочки шли налегке.

         Технологи тоже не позволили девочкам тащить мешки. Началось взвешивание. Самое напряженное, но самое веселое мероприятие. Наконец все угомонились. Я наскоро сверил записи с весовщиком и мы сели писать справки. Две. На каждую группу свою. Писал он. Проверили цифры и я забрал первые наши документы.

         Приехали наши автобусы. Быстро и ловко все заняли места. С нами поехала и Ксения романовна. Она немного удивилась, увидев наш новый способ ездить  всем сидя. Ей идея понравилась. Вера сидела у меня на коленях, а другие девчонки поменяли утренних кавалеров на других.

         Они решили каждый раз менять свои предпочтения. Вера, как  “автор проекта”, получила привилегию выбирать первой.

ГЛАВА 4.  “Сообщники”

         После ужина начали собираться на танцплощадку. Но Вера танцевать не хотела.
         - Там шум, суета, а нам надо поговорить! - она потянула меня в  сторону от танцплощадки.
        - Давай говорить! - я показал на высокое крыльцо сбоку кинотеатра.
         -  Нет! Дальше есть скамейка! - она повела меня к ней.

         Мы уселись. Удобно, не дует. Тихо. Вера сказала, что придумала формы списков для учета. Справку она тоже придумала. Мы сопоставили наши идеи и решили дополнить мои формы - таблицы с ее и получили очень удобную систему учета.

         - Есть несколько моментов. Нас будут и уже обманывают. Я ломал голову над методами противодействия этому. - тихо сказал я.
         - Ты не сможешь играть с шулером по-честному и не проиграть. Никто не сможет! - Вера говорила тоже тихо.

         -  Понимаю! Но я должен найти баланс между  “их “ методами и моими. То есть надо компенсировать обман, но не более. - пояснил я свою мысль.
          - Мы придумаем! - убежденно сказала моя “сообщница”.

         - Почему ты меня не целуешь? Я же знаю, что тебе хочется! - вдруг спросила она.
         - Боялся тебя оби… - я не договорил, потому, что одновременно целоваться и говорить  трудно...
         - Обижай! Я не про…- не договорила Вера по той же причине.

         Мы сидели рядышком, я обнимал ее, целовал и мы унеслись в другой мир. Конечно, все парочки туда уносятся, но мы никого не встретили.

         - Мы знакомы очень давно! Я это не умом, а не знаю чем, понимаю! - Вера была серьезной.
         - Разумеется! У меня такие же, не то мысли, не то ощущения! - подтвердил я.

         - Мне хочется чего-то не будничного, чего-то очень личного, только ко мне обращенного… Ты не знаешь, чего я хочу? - Вера смотрела мне прямо в глаза.
         - Знаю!  Сейчас ты это получишь! - протянул я ей листок. Она развернула и прочла.

Ты возникла, словно Фея в сказках,
Я готов поверить в чудеса!
И надеюсь, мир в волшебных красках,
Не исчезнет через три часа!

В небе звезды яркие сияют,
Но не ярче блеска твоих глаз!
 Птицы свои песни посвящают,
Фее Вере в полуночный час!

         - Мне  так приятно! Это так чудесно! - я сама      стала и птицей и феей! А мне хочется быть твоей Верой! - тихонько прошептала Вера.
         -  Ты и есть вера. Истинная! Моя Вера! - тихо ответил я.

         Несколько дней были похожи один на другой. Я вел учет. Мы с Верой придумали , как “регулировать” цифры в справках о собранном хлопке. И по моим расчетам, мы укладывались в приемлемые рамки. Приезжала машина с посылками от родителей. Мы отпраздновали это событие.

ГЛАВА 5.  Беседа

         Утром на хирмане было тихо. Весовщик и его помощник ушли. Мы сидели  вдвоем с Ксенией Романовной. Солнце светило, но почти  не грело.

         - Я как-то краем уха слышала твои соображения насчет конспектов. Растолкуй мне с толком, не спеша, свои идеи. - вдруг попросила Ксения.
         - Я не утверждаю, что это мои идеи. Точно, кто-нибудь придумал это раньше. Мы не знаем. Но неважно  “кто”, интересно  “что”! - начал я излагать. Продолжил:

         - Вот на примере и объясню! Вы читаете курс истории КПСС. Литературы - море! Но мы еще и конспектируем! Зачем? Надо не так! Каждый преподаватель имеет свой конспект, шпаргалку, где изложен материал, утвержденный и исправленный. Правильно? - спросил я.

          - Да! Это так! - согласилась Ксюша.
         - Ну вот! Если адаптировать его, немного переформатировать, получится отличное пособие для нас, студентов. - говорил я.

         - Там  нужно оставить специальные места для вписывания чего-либо. И размножить. Можно не раздавать, а продавать эти “конспекты”. Не с целью наживы, а чтобы купить, если надо два, три экземпляра. - объяснил я.

         - Я поняла мысль! Тогда я читаю лекцию и Вам легко ориентироваться, ответы на вопросы впишите в специально для этого  имеющиеся места. И Вы можете готовиться заранее. - она все верно поняла.

         - И мы не будем вручную переписывать Маркса и Ленина! Смысл в изучении предмета, а не в составлении конспектов. - закончил я.
         - Но писать толковые конспекты тоже надо уметь! - возразила Ксения.

         - Да! И этому тоже надо учить! Но не учат! А Это нужно! - не спорил я.
         - Это же не все твои соображения! Но продолжим завтра. Мне интересно! Это можно применять на всех кафедрах. - закончила она.

         Я отчитался за декаду. Наши результаты несильно отличались от плановых. Мы работали и развлекались, шла обычная студенческая жизнь.  Обычная  для этого периода учебного года.

      - Где ты научился танцевать вальс? - Вера кружилась со мной.  По часовой стрелке умели все. Против часовой надо было попрактиковаться. Что мы и делали.

         - Я тебе нравлюсь? - Вера резко сменила тему. Глаза ее смотрели в мои.
         - Ни в коем случае! Нельзя поддаваться чувствам! Следует контролировать свои эмоции! - стараясь быть строгим отвечал я.
         - Значит, ты напишешь мне еще стихи! - она сделала абсолютно логичный вывод.

       - В школе, на новогодних каникулах у нас проводили занятия балетмейстеры из театра. Нас учили фокстроту, танго и вальсу. Мне вальс  нравится. - подробно доложил я.
        -  А мне нравится, когда ты меня учишь! - она  откинула голову и улыбалась.

ГЛАВА 6. Вертолет

         Утро. Ребята ушли в поле. Я готовил таблицы  к  взвешиваниям. Ксения листала что-то, похожее на конспект. Видимо, не зря прошла моя “лекция”. Она убрала бумаги в папку. В небе раздался громкий характерный звук двигателя.

          Мы подняли головы. Прямо на нас опускался большой вертолет. Воздушный поток прижал нас к земле. Машина сдвинулась немного вправо и приземлилась рядом с хирманом. Рев стал тише, огромный винт вращался, но пыли не поднимал. Три фигуры выбрались наружу и двинулись к нам.

         - Здравствуйте! Нам нужно поговорить с Алишером Рузиевым. Где его найти? - спросил один из прибывших.
         - Кто Вы и с какой целью Вам нужен наш студент? Я преподаватель. Она представилась.
          - Извините! Он протянул ей красное удостоверение. Ксения посмотрела, кивнула.

          - Он в поле! Сейчас отыщем! - сказала она.
         - Не надо! Мы сами! - они быстро пошли в направлении, указанном нами. 

         Через 10 минут вся компания вместе с Алишером, подошла к нам. Алишер взял свою куртку, положил мешок с хлопком и сказал:

         - Я отлучусь по делам! Предупредите декана, пожалуйста! Пожал мне руку и они пошли к вертолету.

          Взревел мотор машина поднялась в воздух и через полминуты исчезла. Вертолет исчез, а вопросы остались. Ответа надо было ждать. Не часто военные вертолеты увозят студента с поля!

         Ребята, конечно видели вертолет. Алишер ушел с военными. Значит улетел. Что и почему мы не знали. Алишер был года на три старше нас.Отслужил срок, потом  еще год сверхсрочно. Демобилизовался  в звании  “старшина”. Он имел награды. Но не рассказывал ничего. Узнаем в свое время.

         - До первой сдачи и обеда еще есть время. Расскажи еще о своих идеях по поводу учебы. - напомнила Ксения.
         - Может быть, это не мои или не только мои “идеи” - ответил я. И начал излагать.

         - Чтобы человек ( и не только человек ),  освоил какую-либо профессию, его надо обучить. Существует масса методик, есть институты, курсы для подготовки обучающих. Преподавателей, инструкторов, воспитателей и т. д. - я сделал остановку.

         - Кто-нибудь подумал, что обучаемого надо научить обучаться? - спросил я.
          - Но обучаемый должен выполнять указания  и повторять действия обучающего!! - возразила Ксения.

          - В общем, конечно! Но когда он впервые сталкивается с незнакомым надо нечто вводное. То что он может еще и еще раз прочесть, посмотреть осмыслить. А вопросы станут полезными и будет легче и обучающему и ученику, курсанту, студенту! - пояснил я.

        - Ты говоришь, что сейчас твоя профессия “студент” и тебя надо научить учиться?! - Ксения ухватила мысль.
         - Именно! Это, как  “Курс молодого бойца” в армии! - подтвердил я.

         - Нужны две, три обзорные лекции, чтобы растолковать термины и их значения. Объяснить основные права и обязанности. И т. п.  Потом уже требовать дисциплины и прочего. Нужно упорядочить процесс учебы. Это же не только расписание! - закончил я “обучать” Ксюшу.

            - Любопытно! Не все так плохо! Есть в этом направлении многое, о чем ты упомянул. Но мне нравится твой подход. Спасибо большое! - она улыбнулась.
         - Буду рад, если мои скромные соображения пригодятся! - заверил я.

ГЛАВА 7. Скоро домой

         Через день вернулся Алишер. На автобусе. Его возили к месту армейской службы. Там что-то  произошло и срочно потребовалось поговорить с теми, кто служил в то время. После уточнения деталей, всех поблагодарили и помогли добраться туда, откуда увезли. Это было хорошо.

         Похолодало. С чистого хлопка перешли на подбор. Собирали полураскрытые коробочки с хлопком внутри. Работать приходилось в рукавицах. Мы придумали и с трудом, но изготовили приспособления для ускорения процесса.

         Первые два дня эффекта не было. Но мы довели технологию  ”до ума” и дело пошло. План давали. Сдача происходила так же. Весовщики пользовались  нашей формой справки и не было особых расхождений.

         Вечером мы собрались на танцы.  Было зябко и пар стало меньше. Но площадка не пустовала.
        - Я не хочу танцевать! Идем лучше на нашу скамейку! - Вера потянула меня за руку.
         - Холодно! Ты замерзнешь! - опасался я.
         - Нет! Я же с тобой! - не сомневалась Вера.

        Мы уселись. Я укутал Веру половиной моей телогрейки. Она прижалась ко мне и замерла.
        - Не говори никогда, что я тебе не нравлюсь! Я знаю, что ты шутишь, но расстраиваюсь и переживаю! - она взглянула на меня.

         - Торжественно клянусь не говорить глупых и еретических слов! - произнес я чуть нараспев.
         - А в письменной форме?- спросила ничего не забывающая подруга.
         - Вот ответы на твои страхи! - я протянул ей сложенный листок. Она стала читать.

Я с радостью тебе пишу,
Ни в чем подвоха нет! 
Мысль ясно изложить спешу,
 А в ней простой совет!

Тепло души своей храни,
И красоту и стать!
В глазах веселые огни,
Всегда должны сверкать!

Но если тема не нова,
Как новое открыть?!
 Найти где новые слова,
О смысле не забыть?!

Я расскажу тебе о том,
Что знаешь ты сама!
Услышь в наборе слов простом,
Зов сердца и ума!

         Вера сложила листок. В ее глазах блеснули слезы. Она поцеловала меня. Потом сказала:
        - Ты настоящий поэт! Я плачу от радости! Ты написал так просто, что кажется, это легко. И это для  меня! Я не знаю, как объяснить! - счастливо засмеялась Вера.
         - Я знаю, как объяснить! - я сгреб ее в охапку и долго не отпускал.

        Прогноз погоды предрешил действия. Домой через два дня! Мы начали готовиться. Я подбил итоги. Подписал все справки. Вера загадочно улыбалась. Мы  вернулись к учебе через три недели после перерыва. Очередной  “хлопок” закончился.

         Вера закончила институт раньше нас. И уехала в Москву, в аспирантуру.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Самый долгий

ГЛАВА 1.  Благоустройство


                Со второй декады октября на уборку начали  отправлять всех, без кого институты, предприятия и учреждения могли обойтись. Хотя бы на время спасения урожая. Поехали старшие курсы, аспиранты, сотрудники лабораторий и кафедр, преподаватели.

         Я впервые поехал на хлопок, как сотрудник одной из лабораторий института. Нас поместили в старой школе. Всего сотрудников было 17. Девять девушек и восемь парней. Классы были просторными.

          Отопление было печью. Чугунная плита на две конфорки лежала на верху печи. Для топки Требовались дрова и уголь. Девочкам притащили новые кровати с сетками. Мы помогли расставить их и пошли устраиваться в наш  класс. Однако никаких лежанок не было вовсе.. Местные все испарились. Мы пошли осматриваться снаружи.

         Осмотр на двадцатой секунде показал решение наших вопросов.  Метрах в тридцати стоял гигантский стог сена. Огромные полотнища брезента покрывали его. Внизу брезент был обложен новыми кроватными сетками. Спинок не было.

         - Все за мной! - скомандовал я и двинулся к стогу. Мы осмотрели стог. Сеток было около сорока.
         - Отбираем восемь штук. Остальные чуть передвинем. Следует помнить Ваньку Жукова! - я выбрал сетку.

         Через три минуты мы разложили их на полу  нашей комнаты.  Вместо ножек решили использовать кирпичи из штабеля рядом со стогом. Надо было притащить  128 штук.

         - Две ходки по семь штук! - сосчитал Толя, электрик.
         - По 25 кг. За раз! - сосчитал Володя, второй электрик.
         - Пошли! - физрук Сергей Павлович двинулся наружу.

         Через двадцать минут мы обустроились. Володя нашел комнатку, где имелись веники, швабры, ведра и даже кое-какой инструмент. Мы подмели комнату.  Стало вполне сносно.

         - Теперь бы еще печку опробовать! - Толя посмотрел на меня.
         - За стогом большая куча угля, но от дождей она спеклась и стала похожа на курган. - вовремя вспомнил я.

         - Я сейчас! - Володя вышел в коридор. Вернулся он с киркой в руках.
         - Но ни совка, ни лопаты нет! - сообщил он.
         - Есть! И то есть и другое! Они у нас! - тихо вошла бухгалтер Галя. Она осмотрела нашу обитель.
         - Тогда берем ведра и идем  на раскопки! - Володя  двинулся  к двери, мы за ним.

         Угольная пыль и крошка не поддавались. Мы долбили киркой по очереди. Били в одну точку. И пробили корку! Потом расширили, выломали куски, дело пошло! Мы набрали два ведра угля. Нашли несколько маломощных ящиков и накололи щепу.

         Через полчаса наша печь была растоплена. Тяга была отличная и  “уголь” загорелся. Мы пошли к девочкам и их печь тоже затопили.


         - Хорошо, хоть дом не пришлось строить! - прокомментировал я.
         - Ох! Чую, не все еще с благоустройством! - сказал озабоченно Толя.
         - Ну, там посмотрим! А сейчас стол будем налаживать! - подвел итог физрук.

         - Мы все поместимся. Еще для двоих места есть! Жаль девчонок не позвать! В смысле, некуда усадить! Хотя-а-а, есть идея! - протянул Толя и уставился на меня.
         - Понял! Иду! Я пошел к девочкам. Постучал. Открыла Тина, симпатяшка, которая уже давно проявляла ко мне интерес. Я пока не сдавался.

         - Ты посол? Или разведчик? - она мило улыбалась.
         - Шпион я! Тайну хочу Вашу узнать! - мне хотелось сказать что-нибудь остроумное, а я нес чушь! Теперь надо выправить ситуацию и репутацию.

         - Тайну я тебе сейчас выдам, потому что мы давно ждем кого-нибудь из Вас! Мы согласны! - Тина смеялась, Галя заулыбалась. Я немного растерялся.
         - Ваш стол надо притащить сюда! Иди! Мы Вас ждем! Шпионаж это нехорошо! Мы тебя, считай, перевербовали! Но оштрафуем! - я пошел к ребятам.

         Мы перенесли стол и скамейки и женщины стали накрывать столы клеенкой. Ее нашли в  “каптерке”.
         - Сегодня на ужин плов! Готовьте миски, скоро будут давать! - сказала Елена Алексеевна. Она была всего года на два-три старше нас, но ее часто называли по имени-отчеству. Она это не любила и требовала, чтобы ее звали Лена!

         Пришел наш начальник стана Юрий Иванович. ( Весь контингент, расположенный в одном месте, называли станом ). Предупредил, что в поле выезд в 9.00. С нами сидеть не стал, ушел к студентам. Наша вечеринка получилась на славу.Часов в девять мы перетащили  “мебель” назад.

         - Хорошо получилось! Весело, дружно! - сказал Володя. Мы с ним согласились.
         - В поле решим, как и что! План делать будем разумно, чтобы не как на каторге пахать. - резюмировал Сергей Павлович. Он попросился в нашу бригаду, потому, что хорошо всех знал. Мы ему были рады.

ГЛАВА 2. Опять учетчик!

         Утро началось с организационных вопросов. Бригадиром нашим назначили физрука. Меня, уже третий раз, учетчиком. Нашу бригаду должны были пополнить людьми. Кем не сообщили. Автобус мы заполнить не могли и к нам добавили студентов.

         Распогодилось. Солнце честно грело. Поля белели сухим хлопком. Собирать предстояло чистый хлопок.  То есть, с кустов. Хирман был готов. Имелась одна тележка. Стояла тренога с безменом. Для меня, весовщика и  кого-то из преподавателей имелись четыре складных стула.

         Я познакомился с весовщиком. Мы договорились о согласовании цифр в справке. Форму справки я обещал показать завтра. Подъехал   “газик”. Из него выбралась Инга Ахатовна, преподаватель математики.  Она  вела практические занятия.

         - О! Хорошо! Привет! Поработаем вместе. Я рада, что Вы на учете. Если надо, я помогу.
         - И я рад, Инга Ахатовна! - искренне  сказал я. Мы были в неплохих отношениях.
         - Не надо  “Ахатовны”! Просто Инга! - она засмеялась и протянула мне руку. Я осторожно пожал ее.

         - Вот Ваш стул, садитесь пожалуйста! А я пройдусь, посмотрю, как там наши! Потом пообщаемся, хорошо? - спросил я.
         - Конечно! Идите! Потом я схожу, гляну! - она опять рассмеялась. День начался удачно.

         Я дошел до карты, где работали наши. Хлопка было много. Судя по всему, один раз машины прошли по этому полю. Я насобирал немного. Перешел на другие рядки, там было гуще.Я работал минут морок. Сергей объявил перекур. Ко мне подошли Галя и Тина.

         - А чего ты тут, как крестьянин простой, делаешь? - спросили они почти в унисон.
         - Вот! - протянул я свой фартук. - Забирайте!
         - Да тут килограмма четыре! Молодец! - они переложили хлопок, вернули фартук.
         - Ладно! Пошел я, целую! - я двинулся к дороге.

         Первая сдача хлопка прошла весело и быстро. Студенты и наши устроили обычную “карусель”. Некоторые мешки взвесили дважды, а несколько и трижды. В моих записях и записях весовщика существенной разницы не было.

         После обеда Инга  расспрашивала меня о прошлых хлопковых кампаниях. Я рассказывал о наших приемах борьбы за честное взвешивание.

         - Я слышала, что местные подстраивают весы, чтобы те показывали меньше. - сказала она
         - Конечно! Безмены вообще запрещено использовать! Но студентам  “качать права” трудно. - ответил я.

         - И что же Вы  придумали? Честных способов, как я понимаю, нет. А вопрос решить надо! Так что можно здесь придумать? -допытывалась Инга.
         - Сформулируйте задачу математически! - предложил я ей. Она задумалась.

         - А что это даст? В уравнении будут одни неизвестные! - она воскликнула, пытаясь как-то подступиться к задаче.
         - Мы отвергли попытки решить головоломку. Решали мы другую задачу. Мы взвесили в магазине несколько бутылок с водой. Они нам послужили контрольным весом. Взвесили на нашем безмене и получили…- я не договорил.

         - Величину погрешности безмена! То есть одно неизвестное в уравнении определилось! -Инга воспряла духом.

         Ей показалось, что мы так приближаемся к решению. Но я разочаровал ее, объяснив, что существуют коэффициенты, которых мы не знаем. И вообще эта кухня запутанная. Я всегда ориентировался  на записи  весовщиков. Иногда у меня цифры были меньше, чем у них.

         - Наверно Вы правы! Не стоит мне знать всех Ваших способов! Не зря Вас третий раз на учет назначили!  - Инга засмеялась, признавая сложность ситуации.
         - Я расскажу, но чуть позже! - пообещал я.

         Вечером сдавали так же весело, но быстрее. Мы оформили справку. Пришел автобус. Городской ЛАЗ. Сидеть там могли человек 35. А нас было 45. 17 наша бригада и 28 ребят студентов. Девушек было 9 нпших, 5 студенток и Инга Ахатовна.

ГЛАВА 3. Как три года назад

         - История повторяется! Или  “ДЕЖА ВЮ” по французски. Я предлагаю опыт прошлого  применить сейчас! - это Тина громко говорила, стоя в проходе.
         - Толком  объясни! Или на личном примере! - кричали ей. - Тина не смутилась.

         - Все девочки встаньте и в проход! Парни! Садитесь, сейчас мы выберем из ВАС, кто нам глянется и усядемся к  “избраннику” на колени! Показываю! - она пробралась ко мне и уселась.  Я обнял ее. Мы были довольны.

         Действительно, именно так было  в том году! Девочки потолкались немного и начали усаживаться. Все оживились, стало весело. Инга стояла, оценивая ситуацию. Потом пошла и уселась на колени к физруку. Вопрос шикарно разрешился!.

        - Тебе приятно, что я вспомнила  твой рассказ про “тот” хлопок? - спросила Тина.
         - Да! Ты была рядом, в группе технологов. Первокурсница!  Отличный был хлопок! - согласился я.
          - Держи меня крепче! Дай я тебя за шею обхвачу! - она устроилась удобнее. Мы доехали молча.

         Три дня прошли похожие как близнецы. На четвертый день, после работы к нам в комнату вошли наш Юрий Иванович и  совхозный начальник. Попросили уступить наши сетки женщинам. Взамен, временно поспать на щитах деревянных. Вопрос решится и нам привезут кровати.

ГЛАВА 4. Решение проблемы

         Щиты по ширине были поменьше, чем сетки. Мы переоборудовали наши постели и уселись ужинать. Через день щиты стали ломаться. Немного выручали кирпичи. Но надолго ли? Надо было решать вопрос и побыстрее.

         Шум дождя разбудил меня. Капли стучали по стеклам окон. Печь остыла, стало зябко и неуютно. Толя встал и сказав  “Глаза! “, включил свет. Бригадир Сергей Павлович сказал:

         - Сейчас 3.30. Даже если дождь прекратится, в поле не поедем! А у нас новая проблема! Под дождем за углем не сходишь! Сейчас затопим пусть тепло станет. Завтра найдем выход.

         Дождь успокоился в 8.40. В 9.20 пришел Юрий Иванович с новостями. Сегодня в поле не едем. Обед и ужин, как обычно. Кровати или раскладушки привезут через три-четыре дня. Ждем приезда еще группы сотрудников. Он оставил два плаща с капюшонами, чтобы выходить на улицу.

         Приехал трактор-рачок и своим ковшом накопал для нас неплохую кучу угля из кургана. Толя с Володей надели плащи и ушли. Загадочно и молча. Вернулись через полчаса. Положили на стол шесть электро лампочек. Где добыли, не сказали. Дождя не было, начало подсыхать. Тучи висели низко, держа в напряжении.

         Мы натаскали угля себе и женщинам, потом хорошо растопили печки. После обеда все куда-то исчезли. Я вышел прогуляться. Тишина была полная. Ни птиц, ни людей. Я пошел по аллее. Она заканчивалась забором.

         С правой стороны был большой щит, на котором  Владимир Ильич, в распахнутом пальто, с вытянутой вперед рукой,  шел по направлению к концу аллеи. Портрет был написан мастером, мне очень понравился.

         Напротив Ильича был щит с портретом  руководителя нашей Республики. Он смотрел туда же куда показывал рукой и шел Ленин. И этот портрет был отлично написан.

          Вдоль аллеи располагались щиты-плакаты, на которых солдаты показывали приемы строевой подготовки. По шесть с каждой стороны. Все солдаты были написаны тем же талантом, тем же замечательным художником, что и вожди.

         Аллея закончилась огражденной забором спорт площадкой. Налетел ветер. Надо было возвращаться. Я двинулся обратно к школе. По пути любовался портретами. Владимир Ильич шел мне навстречу. В этом было что-то высокое, символическое и торжественное.

          Очередной порыв ветра качнул щит. Он сорвался со стоек, но не упал, а как бы прыгнул вниз. И остался стоять, опираясь на одну стойку.  Полное впечатление, что Вождь шагнул ко мне! Решение пришло мгновенно. Я повернул щит, подхватил его и потащил в нашу комнату.

          Мне подумалось в эти минуты и о морально-этической стороне. Но каких-либо, отвергающих то, что я придумал, мыслей не было. А сомнения все-таки имели место! Должно быть, в каждом из нас было очень много Ленина. Или это во мне только?

          Все получилось. Щит лег отлично. Тонким одеялом прикрыв портрет, уложил на него мою постель. Деревянный мой щит пойдет на ремонт треснувших. В комнату вошел Сергей. Он оценил сотворенное мной ложе.

         - Ты муки совести не испытывай! Ты щит, железный щит используешь. А как он покрашен, это вопрос вкуса, а не этики и политики! Ленин всегда с нами! - такую яркую речь выдал обычно немногословный физрук, а ныне бригадир.

         - Похоже опять дождь собирается! - сказал я.
         - Щиты наши отремонтируем! На жестком спать полезно! - закончил Сергей Павлович.

         Выглянула Луна. Тучи образовали просвет и она пользовалась этим. А к нам заглянула Тина.
         - Пойдем, погуляем! Дождя нет! - позвала она меня.
         - Иду! Плащ только возьму! - обрадованно согласился я и пошел к вешалке.
         - Не надо! Я взяла! Вдвоем спрячемся, если дождь пойдет! - мы пошли к выходу.

           Мощеная дорожка вела магазину. Никто еще не был в нем, но все его видели по утрам и вечерам из автобуса. Ветра не было. Луна проглядывала иногда. Тина отдала мне плащ.

         - Мы с тобой один раз ходили в кино! Ты помнишь? Мы сидели в середине зала, хотя последний ряд не был занят. - раздумчиво и тихо говорила она.
         - Да, помню! Понял! Сейчас попробую исправиться! - я накинул на нее плащ, притянул к себе и поцеловал. Она крепко прижалась ко мне и стояла не шевелясь.

         - Ты правильно понял, но повторенье - мать ученья! - Тина засмеялась и подняла голову. Мы целовались долго. Она потянула меня к очень маленькой скамейке. Это был деревянный диван. Очень удобный. Я таких не встречал.

         - Садись!  Накинь на себя плащ и спрячь  меня! - под плащом было тепло.
         - Почаще бы вот так! - прошептала Тина. Я опять целовал ее.
         - Пойдем! Уже капли падают! - мы встали и  пошли назад. Успели. Дождь пошел, едва вошли в школу.

         Дождь, с небольшими перерывами, лил до утра. Утром выглянуло солнце, но что-то ему не понравилось и оно спряталось в тучах. Но и без солнца утро нам нравилось.

         Мы наконец сходили в магазин. По просьбе завмага разгрузили два грузовика вина. Он щедро одарил нас тушенкой и шестью бутылками вина. Видимо предполагалось дальнейшее сотрудничество.

ГЛАВА 5. Пополнение

         Часов в 11-ть приехали еще пятеро наших сотрудников. Двух женщин и двух парней разместили с преподавателями. А третий из приехавших мужчин был не кто -нибудь, а Володя Игнатов.

          Это был мой однокурсник, мой учитель, человек  необыкновенный! Мастер на все свои золотые руки, организатор, душа любой кОмпании и душа любой кАмпании! Но у нас  и лежанки для него не было.

         - Владимир Григорьевич! Позвольте предложить Вам поместиться со мной на моей широкой лежанке! - я подошел к Володе и мы обнялись, хлопая друг друга по плечам и спинам.
         - А что?! Пару-тройку дней годится, а там и кровати подоспеют! - он и не думал возражать.

         Мы пошли устраивать наши матрасы на щите. Володя увидел Вождя.
         - Ого! Это просто здорово!  Ты первый, кто осуществил лозунг на практике! Точно! Ленин всегда с нами! - он балагурил, но оставался серьезным.

         - Ты думаешь, это неэтично? - спросил я.
         - Нет! Окрашивание металла производят, в основном, с целью защиты от коррозии. - спокойно объяснил Владимир.
         - Как и в какой цвет или цвета красить, это дело вкуса и наличия краски! - добавил он.

         Мы оборудовали наши постели. Улеглись оба, проверили как и что. Нам понравилось.
         - Тина как? Вы перестали дурью маяться? - поинтересовался Володя.
         - Кажется, кризис прошел! - ответил я.

         Володя привез большой ящик с разными инструментами. Значит жизнь скоро закипит.
Ящик поместили в угол. А онвзял плащ и пошел осматриваться.

         Пришел Володя, повесил сушиться плащ и начал выбирать инструмент из ящика. Сложил его в матерчатую сумку.
         - После обеда идем с тобой в магазин! - он не объяснил, зачем. Знал, что я ему доверяю как себе. На месте разберемся.

         В магазине были сломаны или напрочь разрегулированы все, имеющиеся весы. Мы начали приводить их в порядок. Володя смотрел, диагностировал, я делал предварительную работу. Володя окончательную. Мы много и часто работали так. Иногда я управлялся сам.

         Директор магазина был в восторге. Он сказал, что у нас работы будет выше головы. Он протянул Володе деньги и сверток. Володя отдал сверток мне и о чем-то с минуту шушукался с директором.

         - Так я Вам их отдам даром сейчас! Ими запрещено пользоваться! А неприятности никому не нужны! - он пошел в подсобку и вынес оттуда два безмена. Точно такими пользовались все весовщики в поле.
         - Спасибо! Где нас найти ты знаешь! - мы попрощались и нагруженные пошли  “домой”.

ГЛАВА 6. Обманывать нехорошо

         Сверток был тяжелым. Володя нес деньги и безмены. Карманы наши были загружены  банками консервов. Наконец мы дотащили все и выгрузили на стол. Было несколько банок   сгущенных кофе и какао. Бутылка коньяка и тушенка.

          Володя отделил несколько банок и подвинул ко мне. Я кивнул в ответ и понес это богатство на  “ичкари”. Так на востоке зовется женская часть дома. Дамы обрадовались столь щедрым дарам. Мы смеялись.

         Володя проверил настройку безменов. В тяжелом свертке были гири.
         - У весовщиков безмены показывают вес на два Кг меньше, чем на самом деле. - сказал он.
         - Два взвешивания в день. Бригада наша 16 человек. Значит, каждый день 60 - 65 кг обвеса! - подтвердил я.

         - Как настроить? Можем, чтобы показывал на один кг больше. Весовщики не заметят, а нас меньше обманут. - предложил Володя.
         - План такой! Этот безмен повесим вместо “колхозного”. А тот притащим сюда и отрегулируем. - предложил я.

         - Не! Ты повесишь этот, а я отнесу в поле тот и там отрегулирую! Не волнуйся, все будет, как надо! Надо вот этот груз чуть передвинуть. Размер я знаю. Потом повесим его на место! - Володя знал, что говорит. Так и решили.

         Погода исправилась. Утром поехали в поле. Неугомонная Тина предложила по дороге на работу петь заунывные песни, а возвращаясь, маршевые, бодрые. Пока ехали отрабатывали  репертуар. Дело шло. Мы знали много песен.

        Мы с Ингой сложили куртки и авоськи. Прикрыли безмен и гирю для проверки. Бригада Ушла в поле. Инга стояла  “на стреме”, я поменял безмены. Вся операция за одну минуту. Я проверил безмен, которым пользовались. Он показывал на два с небольшим кг меньше.

         Инга  наблюдала с интересом и ждала разъяснений. Я пообещал ей через двадцать минут все растолковать. Безмен  спрятал под куртку и пошел в поле. Володя достал молоток и линейку. Через пару минут я шел назад. Весовщика еще не было. Я поменял безмены. Повесил гирю. Как в аптеке!

         Инга смотрела на меня. Я рассказал, что безмен отрегулирован, как надо и обмана не будет. Она с видом заговорщицы сказала, что очень волновалась. Я признался, что тоже не был спокоен.

         - А как же бригада студентов? - ожидаемо
 встревожилась она
         - Вы думаете, мы бросим ребят? Всем помочь мы не можем, к сожалению. Но “нашим”- обязательно! Братья механики! - успокоил я ее.
         - Я уверена была, что ты.., Вы позаботились  о ребятах! - с облегчением сказала Инга.

         На следующий день такую же операцию провели студенты. Обошлось без приключений. Я волновался, что много посвященных. Но НЕ выручить их было нельзя. Володя вечером отдал бригадиру студентов несколько банок тушенки и сгущенки.

ГЛАВА 7. Пора на “ТЫ”

         День был не холодным, но все предвещало дождь. Инга сказала вдруг:
         - Жалко, нет вина! Мы бы выпили на брудершафт и перешли на “ТЫ”! - она смотрела на меня.
         - Мы выпьем воды на брудершафт и будет все в порядке! - без малейшего сомнения сказал я. Мы налили воды из фляги в кружки и выпили по глотку, скрестив руки.

         Я потянулся поцеловать ее и мы намного дольше приличий затянули этот поцелуй. Мы оба с трудом оторвались друг от друга.
         - Что это было? Ты понял? - покраснев, спросила Инга.

         - Нет! Но сейчас разберемся! - нахально ответил я и поцеловал ее еще раз. И этот наш поцелуй нельзя было назвать целомудренным.
         - Нет! Нет! Мы не должны так делать! - Инга смущенно улыбнулась.
         - Полностью тебя поддерживаю! ТАК не должны! - сказал я, ловя ее на слове.

         Мы сидели молча. Инга отодвинула свой стул от меня. Пришел весовщик. Скоро начнется сдача. Я приготовил таблицу, куда вписывал сколько кто сдал. Все было нормально. Обед тоже был хорошим.

         - Я вспомнила разговор с Ксюшей, с Ксенией Романовной. Она много о тебе рассказывала, хвалила. Сказала, что твои идеи помогли ей привлечь внимание студентов к истории КПСС, которую она до сих пор преподает. - поведала Инга.

         - Да, мы много говорили тогда! Ей в самом деле нравились мои “соображения”! - подтвердил я, вспомнив давние разговоры.
         - И ты ее целовал, как меня? - уже совсем успокоившись,  спросила Инга.

         - А я что, осмелился поцеловать тебя? - тихо спросил я.
         - Ты расскажешь мне о своих идеях? - Инга увела разговор с опасной тропы.
         - Конечно! Но сначала придумаю, какую награду хочу получить! - ответил я.
         - Шантажист! - засмеялась она.

ГЛАВА 8. Все в работе

         Ночью опять шел дождь. А утром привезли кровати. Преподавателям несколько двухэтажных, а нам достались их обычные. Щит с Владимиром Ильичем мы приладили на родные стойки. Три дня он выручал нас! На душе полегчало! С Вождем у нас сложились хорошие отношения, но лучше, что он на привычном месте.

         Из магазина пришел продавец, сообщил что есть работа. Мы через час уже получили  “заказ” на другой магазин. “Наш” директор стал диспетчером. Я сказал, что у нас есть два классных электрика. Через час электрики Толя  и Вова уже работали в  “нашем” магазине.

         На разгрузку, если совпадало с дождем, мы ангажировали студентов. Женщины тоже не остались без дела. Они навели порядок. И в магазинах и на складах. Местные были очень довольны. Никогда еще в этом городе романтиков не было таких спецов.

         В городе, построенном романтиками в Голодной степи, жили представители множества народов Великой Страны советов.  Можно было встретить немцев, греков, украинцев, русских, узбеков, казахов и даже чукчей. Это была большая семья.

         Погода после дождя давала поработать в поле  три, даже пять дней. А в дождь мы шли работать в магазины, склады и в мастерские. Мы не скучали. О возвращении домой никто, ничего не говорил.

         7-го ноября мы работали в поле. 8-го шел сильный дождь. Праздник отметили мы 9-го числа. Опять перетащили стол на  “ичкари” к женщинам и там с трудом, но поместились, кроме нас еще Инга, Юрий Иванович и декан. Мы праздновали кроме дня Революции дни рождения бухгалтера Гали и лаборантки Тани.

         Было весело. Стол бы украшен разными деликатесами. По нашему заказу изготовили плов. Напитки тоже были на выбор. В общем, все были в отличном настроении. Именинницам подарили Красивые  “Адреса” с конвертами внутри.

         Так мы прожили еще месяц. Стало холодно. Середина декабря, а домой не едем. Но днем было сухо. Мы работали, как обычно. Инга вдруг вспомнила, что я обещал поделиться с ней моими соображениями.

         Я рассказал, о чем мы говорили с Ксюшей, потом перешел к другим темам.

ГЛАВА 9. Конец сезона

         - Я считаю, что многие предметы начинают преподавать тактически неправильно.  Любую науку надо осваивать с азов. С элементарных понятий. Внятно объяснять термины, приводить примеры. По ходу можно рассказать историю термина, что-то об авторах и т.д.

         Хороший пример романы А. Дюма о мушкетерах. Читаем  в тексте:  “Богат, как Крёз”.Внизу сноска, поясняющая, кто такой Крёз, откуда богатства. Тройная польза. Первое: Читаю интересную книгу. Второе: Запомнил  “крылатую фразу”. Третье: Познакомился с мифологией. - я смотрел на реакцию Инги.

         - Обалдеть! Теперь я понимаю тогдашние восторги Ксюши! Но получается, что пять лет я неправильно преподаю!? - воскликнула она, соглашаясь и сомневаясь.
         - Нет, дорогая Инга! Не ты! Точнее, не ты одна! Но я высказал только мое мнение. - глядя в ее глаза сказал я.

        - Мне послышалось, ты сказал:  “Дорогая Инга!” - мне приятно это слышать. И я согласна с твоими выводами! - сказала она.
        - То есть, ты согласна с моим выводом:
“Дорогая Инга”?! - спросил я.
        -  Ну тебя! - она похлопала ресницами и звонко расхохоталась.

        - Инга! Тебе понравился ход моих умных рассуждений? - спросил я.
         - Очень. Это комплекс вопросов, который ты слегка обозначил и который надо превратить в методу.
         - Бери! Превращай! Но сначала выкуп! - я напомнил ей наш разговор.
         - А ты придумал? И что это? - она говорила и шла ко мне.

         - Ты знаешь! - ответил я и поцеловал ее.
         - Не надо! Я чувствую себя виноватой! - тихо и серьезно прошептала Инга.
         - Я тоже! - признался я.

         Вечером, в автобусе, сидя у меня на коленях, Тина сказала:
         - Скоро домой! Очень хочется! Но мне почему-то грустно. - она прижалась ко мне и замерла. Я крепче обнял ее.

         Так прошли еще дней десять. Наконец, нам объявили дату возвращения. 27- е декабря. Мы провели самый длинный хлопковый сезон. Студентам пришлось нагонять почти семестр. Но изрядную долю урожая мы спасли. Это был для меня, как и для многих, последний  “хлопок”.

         После возвращения  многое изменилось. Ушли из института Володя и Тина. Володя стал начальником отдела в одном из  НИИ. Тина работала заведующей лабораторией в КБ.

         Я через несколько месяцев  стал ведущим конструктором серьезного КБ.  И часто вспоминаю наши хлопковые эпопеи.