Фемистокл

Инна Едрец 2
"Цель оправдывает средства". (Фемистокл)


По своему происхождению Фемистокл никогда не должен был стать гражданином Афин, если бы не реформы Клеисфена. Совершив решительный отход от олигархических установок, Клеисфен заменил древнюю племенную систему, основанную на родственных отношениях и принадлежности к кланам, на десять национальных племен, которые более не зависели от рода или собственности.

Он также основал Совет Пятисот, ставший ядром вместе с Ассамблеей,- как элемент нарождающейся демократии. Помимо этого Клеисфен разработал реформу привилегий для поощрения резидентов-эллинов или метеков (значительный коммерческий класс) - предоставляя им гражданство. Данная мера позволила Фемистоклу осуществить свою роль в политической жизни.

В возрасте 35 лет Фемистокл получил статус наивысшего из девяти ежегодно избираемых архонов, председательствовавших в Афинском государстве. В течение периода исполнения обязанностей он начал развитие крупнейшей гавани на греческом материке.

Фемистокл осознавал значимость афинского флота и превращения в морскую державу. Однако возвращение изгнанника Мильтиада и последующая  битва при Марафоне отвлекли внимание от его реформаторской деятельности и отдалили исполнение планов, связанных с флотом, тем более что битву выиграла пехота гоплитов и на суше. Фемистокл служил при Марафоне в качестве генерала.

Падение Мильтиада и скорая смерть вызвала яростное соперничество среди афинских политиков. И в этой политической борьбе особенно часто использовался остракизм. Остракизм или изгнание - эффективный метод избавиться от непопулярного политика. Любой афинский гражданин мог написать на черепке разбитого горшка имя человека, которого он желает отправить в ссылку , и как только количество ostraka достигало 6.000, несчастный, имя которого упоминалось наиболее часто, покидал общество и государство. Ему давали десять дней, чтобы уехать, и запрещалось возвращаться до истечения срока в 10 лет.

В один год и над Фемистоклом нависла угроза попасть под остракизм. Но ему посчастливилось, так как изгнали других. Среди осужденных оказался Аристид, человек, который поддерживал планы Мильтиада при Марафоне.

Военно-морские замыслы Фемистокла получили возможность осуществления, как только были найдены значительные запасы серебряной руды на территории Аттики. Вместо того, чтобы распределять излишки годового запаса среди граждан, Фемистокл сумел убедить Ассамблею наращивать бюджет на строительство флота. Таким образом, флот,насчитывавший около 70 трирем, к 480 году до н.э. достиг беспрецедентного количества - 200 кораблей. И как раз вовремя! Персы намеревались расквитаться за позор при Марафоне, и сын Дария, Ксеркс I (486-465) развернул активность, планируя согласованное вторжение в воды Средиземного моря и Геллеспонт.

Ксеркс мог надеяться на благожелательное отношение или по крайней мере нейтралитет со стороны Греческой Фессалии и центральной части Греции.

Спарта и Афины продемонстрировали решимость, когда в 481 году расправились с персидскими агентами, прибывшими в эти города.

На сей раз именно спартанцы стали оплотом сопротивления Персии, когда созвали то, что позже получило название "Пангелленический конгресс". В нем участвовали представители 31 города-государства, вдохновленные идеей решительного противостояния.

Фемистокл разработал план кампании. Казалось, ему гарантировано верховное главнокомандование Афинскими силами, в то время как командование над альянсом оставалось за Спартой. Это решение обеспечило согласованность действий.

Греки условились сконцентрировать свои силы на восточном побережье, расположив армию и флот в Фермопилах и Артемизии. В Фермопилах 6.000 гоплитов стояли под командованием спартанского царя Леонидаса I, а близ Артемизия расположились 271 триремы, которые готовил к бою его соотечественник Эврибат. Фемистокл осуществлял совет и контроль.

Приближаясь к Фессалийскому побережью, персидский флот был сильно потрепан бурями и штормами. Но после трех дней сражения, дорого стоившим обеим сторонам, греки вынужденно отступили к узким проливам.

Тем временем в Фермопилах царь Леонидас I, два дня отражавший атаки, наотмашь сражался со своими героями до последнего вздоха. Когда весть о Фермопилах достигла флота, корабли поспешно отступили на юг. Ксеркс вторгся в Афины и предал город огню. Власти Афин переместились в Саламис.

Не достигнув решающего успеха, Ксеркс получил убедительную записку от Фемистокла, в которой утверждалось, будто разобщенные греки вот-вот разбегутся. И чтобы предупредить их бегство, Фемистокл призывал его идти немедленно в атаку. Персы так и сделали в перенаселенной области, где их судам пришлось гораздо труднее, чем греческим. В результате персидский флот потерпел крушение и утратил превосходство на море.

Саламис стал поворотным пунктом в этой войне и одной из памятных побед всех времен. Афины, имевшие 180-200 кораблей из объединенного флота союзников в 334 судна, затратили гораздо более усилий в этой битве, чем вся остальная Греция. И хотя Фемистокл постоянно всячески отрицал, победа исключительно приписывалась ему. И он заслужил почести даже в Спарте - чего никогда прежде не бывало.

Но потом дела начали складываться против Фемистокла. Несколько непримиримых противников вернулись из ссылки, и в 479 г. при их усилиях общественное мнение отвернулось от него. Фемистокл утратил титул военачальника, но все еще обладал достаточным влиянием, чтобы доказывать оригинальные взгляды, которые сформировал, заявляя о том, что истинный противник теперь не Персия, а Спарта. Но в Афинах преобладали про-спартанские мнения и настроения, поэтому в 472-471 г. Фемистокла подвергли остракизму.

Он уехал жить в Аргос. Спартанцы обвиняли его, приписывая альянс и заговор с их собственным Царем Павсанием. Под их влиянием афинские враги Фемистокла упоминали нового персидского Царя Артаксеркса I, который радушно принимал его и даже отдал во владение Магнезию и другие города, которые принадлежали ему до самой смерти.

Фемистокл также предпринял позорное бегство с их старым недругом, и собственная страна отвергла его.

Описания Геродота еще более гиперболизировали прегрешения Фемистокла. Истории, повествующие о его повадках, тщеславии, коварстве, ловкости и стяжательстве, скорее всего остаются беспочвенными,- выдающиеся военачальники редко отличаются привлекательностью. Однако его ораторские способности, убедительные речи демонстрировали мощный интеллект, аналитический ум и дар политического предвидения. И эти качества ярко проявляются в ходе событий и дел Фемистокла.

Кампания при Саламисе являет образец решительности Фемистокла и гений мгновенной импровизации. Его человеческие качества предвосхитили будущий греческий тренд к индивидуализму.

Саламис также обеспечил политическое будущее не имевших собственности афинских гребцов, чей вклад в победу стал решающим на контрасте с классом гоплитов, победивших при Марафоне.

После войны Фемистокл совершил политический кувырок, став первым афинянином, который занял оппозицию не Персии, а Спарте. К тому же он не скрывал пренебрежительного отношения к афинским политикам, обеспечившим будущую неизбежность раздробленности Греции.

Но эти проблемы еще ожидали своего времени. И после Саламиса все еще продолжались персидские вторжения в Грецию, и надежды Ксерксов овладеть Грецией пока что не угасли...

Подпись
Нора Аткинс