Настоящее солнце музыкального мира

Владимир Руссь
                РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ
                (1829-1894)
                Пианист, композитор, дирижер


000
Вещи, даже самые знакомые и избитые, приобретали под его толстыми, неуклюжими на вид пальцами совершенно новую и потрясающую яркую жизнь.
(А.Н. Бенуа)
000
Настоящее солнце музыкального мира.
(А.Н. Бенуа)
000
Он соединял в себе нечто и от атлета и от «бабы». Странная была фигура!
(А.Н. Бенуа)
000
Высшее, что я слышал в смысле фортепиано.
(С.М. Волконский-внук)
000
Рубинштейн играет еще хуже Листа.
(М.И. Глинка)
000
Это был человек, с Бетховенской головой, в которой было нечто львиное, привык к почестям.
(В.М. Дорошевич)
000
Играя, Рубинштейн творил, и творил неподражаемо, гениально.
(А.А. Трубников)
000
Рубинштейн стоит особняком, неприступной и недосягаемой гранитной скалой. Он порабощал вас своею мощью, и он же увлекал вас изяществом, грациозностью исполнения, своим бурным, огненным темпераментом, своею теплотой и лаской.
(А.А. Трубников)
000
У него рояль пел, как пела Патти, как пел Рубини.
(А.А. Трубников)
000
Артист, избалованный восторгами всей Европы и успехами у женщин всех наций.
(А.В. Тыркова-Вильямс)
000
Широкоплечий, костлявый, высокий человек с большим, львиным лицом, обрамленным гривой седых волос.
(А.В. Тыркова-Вильямс)
000
Этому необыкновенному человеку достаточно протянуть руку и обратиться к вам с улыбкой, чтобы вам хотелось пасть к его ногам.
(П.И. Чайковский)
000
Этот олимпийский бог никогда не выказывал ничего, кроме полного презрения ко всему, что я написал, и это ужасно меня злит.
(П.И. Чайковский)
000
Я завидую таланту Рубинштейна.
(П.И. Чайковский)
000
Я обожал в нем не только великого пианиста, великого композитора, но также человека редкого благородства, откровенного, честного, великодушного, чуждого низким чувствам и пошлости, с умом ясным и бесконечной добротой – словом, человека, парящего высоко над общим уровнем человечества. Как учитель, он был несравненен.
(П.И. Чайковский)
000
Для евреев я – христианин, для христиан – еврей, для русских я – немец, для немцев – русский, для классиков я – новатор, для новаторов – ретроград.