Можно вам написать?

Римма Ефимкина
– Можно мне написать вам причины обращения, чтобы вы представляли себе, о чем пойдет речь на консультации? Изложу внятно и недлинно.
– Не стоит, скажете, когда будем работать.
– Я бы все же предпочла изложить заранее письменно, т.к. хотя потребность в работе с психологом я ощущаю, но запрос четко сформулировать не могу, и возможна работа по нескольким направлениям. Если хотите, можем договориться, что текст должен быть не длиннее стольких-то слов/знаков.
– Я уже ответила выше.

Это не самый тяжелый случай, так как потенциальная клиентка по крайней мере спрашивает разрешения написать перед консультацией. Есть клиенты, присылающие целые исписанные страницы без всякого предупреждения и после этого интересующиеся, прочитала ли я их письмо. Нет, нет и нет. Разумеется, я их не читаю, во-первых, потому, что чтение писем клиентов не входит в наш договор о часовой консультации. Но и тут клиенты проявляют предусмотрительность; были случаи, когда они просили прислать счет за чтение их писем и мои письменные на них ответы, посчитав затраченное время. Ответ тот же: нет.

Во-вторых, я их не читаю, потому что лично у меня в этом нет нужды: это тот самый поток слов, идентичный отреагированию чувств (слезам, крику, топанью ногами, сморканию и т.п.), который во время консультации я буду предлагать перевести из вербалики в невербалику.
 
Наконец, в-третьих, я не читаю их потому, что их обещание изложить причины обращения не имеет под собой основания; если бы они могли это сделать сами, то психотерапевт им был бы не нужен. В данном примере после моего отказа клиентка продолжает настаивать на своей просьбе, не замечая противоречия в ее же словах: "изложу внятно" – и тут же "запрос четко сформулировать не могу". Эта неконгруэнтность лишний раз свидетельствует о том, что истинная цель не помочь мне как психотерапевту (я о помощи как раз не просила), а сыграть со мной в игру, сойдет ли ей с рук? Не сойдет, именно ее игру мы и будем исследовать, если дело до консультации все же дойдет. Может, кстати, не дойти, клиентка может "обидеться" на мой отказ читать ее письмо. Извиняюсь, еще не клиентка, клиенткой она будет с момента оплаты консультации.

Подоплека такого поведения становится очевидной из процесса нашего взаимодействия. Здесь важно не то, что пишет клиентка в своем письме, а то, что она делает этим со мной, и мой контрперенос (реакция) на ее действия. О своем  чувстве раздражения на ее настойчивое поведение я скажу во время сессии, а также поделюсь версией о том, что, возможно, она таким же способом добивалась своего от мамы в детстве. А дальше мы будем обучаться взрослому поведению, основанному на равенстве прав и уважении к границам.

Границы этики в подобных случаях проходят там, где начинается и заканчивается оплаченное время консультации. Все, что до и после, – не является психотерапией, а потому дискуссию о том, можно или нельзя написать мне письмо, я свожу к минимуму, оставляя только то, что относится к делу: время, место и оплата консультации. Для меня время, потраченное на то, чтобы договориться об этих трех, казалось бы, простых и лаконичных вещах, с одной стороны, является необходимой частью работы, которую я заодно использую для диагностики, с другой – потерей времени, потому что не всегда этот диалог заканчивается встречей. Чаще, кстати, второе.
 
У меня вызвала невольную усмешку наивная манипуляция клиентки "Если хотите, можем договориться, что текст должен быть не длиннее стольких-то слов/знаков". Так вот, если взаимодействие клиента со мной длится дольше, чем того требует дело, то 1) скорее всего, он хочет поиметь меня бесплатно и не придет на консультацию; 2) я выйду из контакта раньше, чем клиент меня поимеет.

Сделай я так, как просит клиент – я окажу ему медвежью услугу: он еще раз проживет невротический опыт своего детства, получив тем самым подтверждение, что его способ взаимодействия эффективен. Но при этом не решит своей актуальной проблемы, которая возникла именно из-за того, что у него нет более зрелой и адекватной стратегии.  Конечно же, себе я окажу такую же медвежью услугу – потеряю энергию, что рано или поздно приведет к синдрому сгорания.

Какие клиентские письма я читаю? Те, в которых вы сообщаете мне о ваших изменениях, к которым стремились, например, о рождении ребенка при диагнозе бесплодие. Для меня подобные сообщения означают, что психотерапия таки "работает" и что я занимаюсь важным и полезным делом.