Легенда о каменной горе

Андрей Башкиров
   

Наш родной дом на Садовой 29 находится в подножии бабаевской Каменной горы. Красивейшее место известно за пределами Вологодчины. Это своего рода рай из сосен, насаженный Богом в излучине реки Колпи. Прямо напротив Горы за рекой – «на том берегу» (Н.Рубцов) городской погост. На нем упокоился и первый священник из бабаевчан, служивший в родном городе, - иерей Анатолий (Даренин) и работник бабаевского храма, родной брат наш Алексей (Башкиров), другие благочестивые прихожане. Через кресты упокоившихся братьев и сестер виднеется величественная Каменная гора. «Ты каменная гора моя и ограда моя» (Пс. 30, 4). Эти слова псалмопевца относятся к Богу, сотворившему все, в том числе и человека. Но нам они как-то по-особенному дороги, потому что, читая их, сразу вспоминаешь нашу Каменную гору.
«А Вы слышали, что народным брендом Бабаево, а, значит, и всего района, должен стать какой-то там Бабай?» - хитро прищурившись, спросил меня собеседник, - за него, мол, жители в Интернете проголосовали». Я молчал и никак не мог представить этого самого Бабая ни в каком виде – лесовик это или откуда-то взявшийся остряк-весельчак, так шутят ли на старости лет мудрые старики? Стало нехорошо и тоскливо. «Это что, - продолжал неутомимый собеседник, - Бабаеву вашему еще повезло, что не Баба-яга, как у других (?!), и тем более Кащей стали покровителями и сопроводителями стольких людей». Он рассмеялся и, видимо, желая утешить меня, рассказал, как потом выяснилось, народную легенду о возникновении города Бабаево. Приснилось ему следующее: «Вижу я огромного богатыря, и зовут его Каменогор. Высокого роста в алом плаще, на белом коне, с мечом и копием. Меч и копие, да и сам богатырь тот сияет небесным светом. И вот стали ему местные жители жаловаться, что одолевает их змий или дракон со змеиным телом и требует принести в жертву их невинных дев, иначе уничтожит всех поголовно. Ход у него зловонный есть. Направился Каменогор к тому входу, а уже жители хотели отдать в жертву змею-дракону очередную свою красу – Колпь-Лебедь. Воистину она была красива и чиста, как белая лебедь. Ну, и хороша же всем – и нравом, и красой! Почувствовал тот змей, что кто-то пришел к его зловещему ходу, и хотел было наброситься на смельчака Каменогора, да тот ведь со смекалкой пришел, а не с одним оружием. Привалил Каменогор ко входу змеинову громадный камень. Змей-дракон, как не хотел вырваться, а не смог. Бился, бился тщетно, да не один раз и через какое-то время обезсилел и сдох. Стали тут нашего богатыря все жители славить и предложили ему взять в жены красавицу Колпь-Лебедь. Тот согласился и стали они жить-поживать, да добра наживать. А когда скончались, то произошло настоящее чудо – славный богатырь Каменогор стал огромной Каменой горой, а его верная жена Колпь ласково огибающей эту гору рекой. Оба они неразлучны теперь и на земле, и на Небе у Бога Всевышнего!»
Собеседник мой замолк и задумался. «А как же название-то – Бабаево?», - спросил я его. «Так название поселения Бабаево-то уже потом, намного позже появилось», - заключил он, - не одно же оно в России. Где сплавляли лес по рекам, там, у плотовщиков, бабайки были - громадные весла из дерева, которыми они плотами управлялись на воде. Их не выкидывали, а складывали, а потом из них делали жилье и даже храмы. Так начался знаменитый Царский Николо-Бабаевский монастырь, где мощи Святителя Игнатия (Брянчанинова) изволят пребывать, нашего земляка. То место с давних времен Бабайками называлось. И вот же что – икона Святителя Николая Чудотворца прямо вот на этих бабайках (бывших веслах) и приплыла сама в обитель! И смекаете, почему и в нашем Бабаево придел есть Святителя Николая Чудотворца. Святитель вместе с Первоверховными Святыми Апостолами Петром и Павлом, а вовсе не пустая Бабайка-балалайка, и есть самые настоящие наши усердные Заступники Благодетели». Глаза собеседника горели, и он вопросил меня: «А знаете ли Вы, что легенда о богатыре Каменогоре и красавице Колпи-Лебедушке имеет большое духовное значение?» «Какое же?» - удивился я. «А вот слушайте: богатыри мы тогда, когда духом устремляемся в горнее, намереваясь достигнуть Царства Небесного. Но нам мешает древний враг рода человеческого – дьявол-искуситель и человекоубийца, живущий во аде. Во он и пожирает наши девственные, чистые мысли, если мы грешим произвольно и не принимаем мер к борьбе с дьявольскими искушениями и драконовскими наваждениями. Мы – сами виновники своих несчастий. Изнутри нас исходит все нечистое и грязное. Поэтому что надо делать – ничего не бояться, молиться и не давать выхода ничему злобному из себя. Тогда змеиные страсти постепенно умрут в нас, и мы освободимся от их злобных действий. Наша душа станет Колпью – белой Лебедью и станет всему радоваться, все любить и все обнимать. Поняли ли вы это? Стихотворение-то Рубцова, небось, помните с его желанием из черного лебедя обратиться в белого? Так вот Бог исполнил его желание, и летят теперь его стихи над Россией и Бабаево, в том числе, как небесные белые птицы…» «Да, да, как здорово Вы все это рассказали, я даже и не думал ничего такого, просто давно мучило меня все, что связано с родными местами. Низкий Вам поклон, что Вы мне открыли такое о Каменной горе и Бабаево». «Ничего, ничего, можно и другим сказать, - как-то ласково приговаривал собеседник, - кто поверит, кто нет, тут уж смотри каждый, а легенда эта настоящая, народная, только забытая, а я ее лишь напомнил. Слава Богу за все».