Старые тетради - Предисловие

Борис Колпаков
               

      В семейном архиве я не так давно обнаружил две школьных тетради с записями воспоминаний моего отца. О том, что он воевал в Первую мировую войну и прошёл через Гражданскую, я знал и кое-что помнил из его рассказов. В тетрадях упоминались какие-то города, хутора, станицы, где довелось побывать отцу, и были краткие описания событий того времени. Отец, конечно же, не был литератором и писал только голые факты без комментариев. Слова его просты. Но эти маленькие штрихи истории порой настолько драматичны, что не нужны романы и повести для понимания того, что же творилось в нашей многострадальной родине на рубеже 20-х годов прошлого века, и как это воспринималось простыми людьми.
      Я решил сопоставить записи отца с историческими трудами о Гражданской войне и перечитал бесконечное множество литературы по этому вопросу. Исследования захватили меня, я и не предполагал насколько увлекательными были поиски по отдельным эпизодам столетней давности. Оказалось, что рядом с полком, в котором служил отец, в «брусиловских лесах» воевал один из женских батальонов. Отец видел Троцкого, Орджоникидзе, командарма Шорина, был в спецотряде охраны Совнаркома Азербайджанской Советской республики, разговаривал с Азиным, охранял границу, дважды болел тифом, остался жив после малярии…
      За четыре года с 1917 по 1922, он пережил столько, сколько иное поколение не испытало за всю жизнь.

                Продолжение следует http://www.proza.ru/2018/09/06/879