Сила слова во благо и на гибель - часть 76я Враги

Лидия Кузьмина Сапогова
1я публикация части 76й («Враги»)
на Проза ру 2018 09 06


   *Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим - 
т.е. точечно или фрагментарно
изменён, дополнен, сокращён,
найденные ошибки исправлены и т.д.
См. выше дату "ближайшей редакции".


                (**2018 03 31
Прошу прощения за возможные «ляпы».
Бывают и по незнанию… 
Чаще – по невниманию.
Например, в результате многократных правок:
меняя слово, забываю тут же изменить согласование. Вот сегодня опять (случайно) –
обнаружила такой обидный факт,
в этом вступлении заменила.
А почти во всех предшествующих ошибка эта висит – надо найти время и устранить.
Буду исправлять по мере обнаружения.
               
                Если вы заметите ошибки
и сочтёте возможным о них сообщить –
заранее благодарю. )



                *******ВАЖНО

               Говорила об этом,
                но есть необходимость повторить:

не всех авторов (и произведения),
упомянутые ниже,
могу назвать любимыми.
Не всегда разделяю мысли и чувства авторов и персонажей.
Иногда – лишь предлагаю «ознакомиться». Чтобы помнить: и так бывает. *******




                Лидия Кузьмина-Сапогова
 

                СИЛА СЛОВА ВО БЛАГО И НА ГИБЕЛЬ –
                часть 76я
                («ВРАГИ»)

               
                «Да здравствует право читать,
                Да здравствует право писать.

        Правдивой страницы
        Лишь тот и боится,
        Кто вынужден правду скрывать».

                Роберт Бёрнс
                "За тех, кто далеко" 


                ))))))) Повторю
               (немного изменив)

                "предварение"
из предыдущих частей –
для тех, кто их не видел. 


_____Начало:

вступление, объяснения –
в трёх публикациях: 

*«Автор Галина Гостева - тема Тотальный диктант-2017
(1я публикация на Проза и Стихи ру 2017 03 17)
и

**«О тотальном диктанте 2018 – и не только – 1»    

***… и  «… - 2»

(1я публикация частей 1й и 2й на Проза и Стихи ру 2017 12 09)


_____ Название:

из моего прошлогоднего
рифмованного опуса
                «Пейто – богиня убеждения».
Текст с комментариями есть на страницах.
На Стихи ру – отдельно,
на Проза ру – совместно с «Апостериори».

(Для меня там главное –

      шедевр Ивана Андреевича Крылова

        «СОЧИНИТЕЛЬ И РАЗБОЙНИК»)


_____Содержание:

произвольная подборка
    «о языке»,
          его возможностях  -
                в широком смысле. 

Не только миницитат –
но фрагментов, отрывков,
а коротких произведений и целиком),

интересных и
являющих собой «великолепные образцы» (по мне).

Плюс факты, рассказы, мнения, комментарии, «умозлоключения» (не только мои).
От анекдотов и прочих забавностей – до…

Сейчас - тематические.

Планирую энное количество частей – как получится. 
Иногда «общего плана», иногда сужая тему.
.

_____Решила не ждать новых писем от организаторов ТД - как повода:
материал есть, мариновать его незачем.

_______________Ничего разособенного:
многое вы знаете, конечно –
но кое-что, возможно, забыли,
а то и прочтёте впервые.


_____Подбирать стараюсь не из «самых известных».
Но делаю исключения.
И даже повторы: кое-что приводила в прежних публикациях по разным поводам –
но там вы можете не увидеть.
Если в этом цикле уместно – то (даже для читавших прежнее) повторение, думаю, оправдано.


_____Ключевые слова:

интерес,
знание,
раздумья.


                * NB ещё раз:    
мнение «говорящего» (т.е. цитируемого)

с моим совпадает не всегда.
Иногда просто представляет интерес - разного рода.


______ На страницах помещу всё «наэтотемное» в отдельную папку.


_____ Сейчас публикую подборки тематические, «на скорую руку», поддавшись порыву - увлекло, захватило.
Не претендую на «полное раскрытие темы» - лишь затрагиваю.

План:
вернуться и «улучшить» по возможности
(в нынешнем варианте выбирала из вспомнившегося по теме сразу) –
добавлю, поменяю.
Так хотелось бы… время покажет.



                ** NB также:

вынуждена подчеркнуть
ввиду несладкого опыта. ___________ Материал в предлагаемой форме –
                на любителя, да.
И по объёму тоже – велик, согласна.
____Но пишу для тех,
кому всё равно будет интересно,
не вижу смысла «усреднять для удобочитания» –
потому что сама такое читала бы.

                Портал позволяет вольность изложения, без оглядки на формат –
для меня это бесценно.


                ))))))) Пожалуйста,
если такая «подача»
    вам не по вкусу –

                просто не читайте. )))))))


=============================== Часть 76я ===========»ВРАГИ» =====


_____________________________________№ 1 Яков Полонский
«Литературный враг»

Господа! я нынче всё бранить готов -
Я не в духе - и не в духе потому,
Что один из самых злых моих врагов
Из-за фразы осужден идти в тюрьму...
Признаюсь вам, не из нежности пустой
Чуть не плачу я, - а просто потому,
Что подавлена проклятою тюрьмой
Вся вражда во мне, кипевшая к нему.
Он язвил меня и в прозе, и в стихах;
Но мы бились не за старые долги,
Не за барыню в фальшивых волосах,
Нет! - мы были бескорыстные враги!
Вольной мысли то владыка, то слуга,
Я сбирался беспощадным быть врагом,
Поражая беспощадного врага;
Но - тюрьма его прикрыла, как щитом.
Перед этою защитой я - пигмей...
Или вы еще не знаете, что мы
Легче веруем под музыку цепей
Всякой мысли, выходящей из тюрьмы;
Иль не знаете, что даже злая ложь
Облекается в сияние добра,
Если ей грозит насилья острый нож,
А не сила неподкупного пера?!.
Я вчера еще перо мое точил,
Я вчера еще кипел и возражал; -
А сегодня ум мой крылья опустил,
Потому что я боец, а не нахал.
Я краснел бы перед вами и собой,
Если б узника да вздумал уличать.
Поневоле он замолк передо мной -
И я должен поневоле замолчать.
Он страдает, оттого что есть семья -
Я страдаю, оттого что слышу смех.
Но что значит гордость личная моя,
Если истина страдает больше всех!
Нет борьбы - и ничего не разберешь -
Мысли спутаны случайностью слепой, -
Стала светом недосказанная ложь,
Недосказанная правда стала тьмой.
Что же делать? и кого теперь винить?
Господа! во имя правды и добра, -
Не за счастье буду пить я - буду пить
За свободу мне враждебного пера!


!866


_______________ Я врагами богат и друзьями,
Стало быть, и вражда — не беда,
Но беда, что сильна, и криклива,
И смела боевая вражда.
А наивная дружба готова
Мне и денег, и славы желать,
Но робка, щекотлива и любит,
Молча мне сострадая, вздыхать.
И я, право не знаю, что лучше,—
Эта дружба иль эта вражда?
Поневоле, завидуя силе,
Я врагами горжусь иногда.



________________________________________________________ № 2 Генрих Гейне
«Мысли и афоризмы (сборник)

Я человек самого мирного склада. Вот чего я хотел бы: скромная хижина, соломенная кровля, но хорошая постель, хорошая пища, очень свежее молоко и масло, перед окном цветы, перед дверью несколько прекрасных деревьев, и, если господь захочет вполне осчастливить меня, он пошлет мне радость – на этих деревьях будут повешены этак шесть или семь моих врагов. Сердечно растроганный, я прощу им перед их смертью все обиды, которые они мне нанесли при жизни. Да, надо прощать врагам своим, но только после того, как их повесят.


____________________________________ № 3 Михаил Лермонтов

Мои друзья вчерашние — враги,
         Враги — мои друзья,
Но, да простит мне грех господь благий,
         Их презираю я...

Вы также знаете вражду друзей
         И дружество врага,
Но чем ползущих давите червей?..
         Подошвой сапога.

1841


_________Лермонтов уживчивостью не отличался.
 «Посмотрите, сколько врагов вы себе нажили, а ведь это все друзья ваши были», - похоже, такие увещевания не меняли тут ничего.



_____________________________________ № 4 Иван Тургенев
«Враг и друг (Стихотворение в прозе)»

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… За ним по пятам мчалась погоня.
Он бежал изо всех сил… Преследователи начинали отставать.
Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река… А он не умеет плавать!
С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу… Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.
Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:
— Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь!
— Но ведь другой переправы нет… а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.
— Не допущу!.. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул.
Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном… бедном друге!
Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал… ни на миг.
— Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло.
— А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!
— А все-таки жалко, по человечеству!
И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге.



____________________________________ № 5  Евгений Боратынский

«Г[неди]чу»

Враг суетных утех и враг утех позорных,
Не уважаешь ты безделок стихотворных;
Не угодит тебе сладчайший из певцов
Развратной прелестью изнеженных стихов:
Возвышенную цель поэт избрать обязан.
 
К блестящим шалостям, как прежде, не
     привязан,
Я правилам твоим последовать бы мог,
Но ты ли мне велишь оставить мирный
     слог
И, едкой желчию напитывая строки,
Сатирою восстать на глупость и пороки?
Миролюбивый нрав дала судьбина мне,
И счастья моего искал я в тишине;
Зачем я удалюсь от столь разумной цели?
И, звуки легкие затейливой свирели
В неугомонный лай неловко превратя,
Зачем себе врагов наделаю шутя?
Страшусь их множества и злобы их
     опасной.
 
Полезен обществу сатирик
     беспристрастный;
Дыша любовию к согражданам своим,
На их дурачества он жалуется им:
То, укоризнами восстав на злодеянье,
Его приводит он в благое содроганье,
То едкой силою забавного словца
Смиряет попыхи надутого глупца;
Он нравов опекун и вместе правды воин.
Всё так; но кто владеть пером его
     достоин?
Острот затейливых, насмешек едких дар,
Язвительных стихов какой–то злобный жар
И их старательно подобранные звуки —
За беспристрастие забавные поруки!
Но если полную свободу мне дадут,
Того ль я устрашу, кому не страшен суд,
Кто в сердце должного укора не находит,
Кого и божий гнев в заботу не приводит,
Кого не оскорбит язвительный язык!
Он совесть усыпил, к позору он привык.
 
Но слушай: человек, всегда корысти
     жадный,
Берется ли за труд, наверно
     безнаградный?
Купец расчетливый из добрых барышей
Вверяет корабли случайности морей;
Из платы, отогнав сладчайшую дремоту,
Поденщик до зари выходит на работу;
На славу громкую надеждою согрет,
В трудах возвышенных возвышенный поэт.
Но рвенью моему что будет воздаяньем:
Не слава ль громкая? Я беден
     дарованьем.
Стараясь в некий ум соотчичей привесть,
Я благодарность их мечтал бы
     приобресть,
Но, право, смысла нет во слове
     «благодарность»,
Хоть нам и нравится его высокопарность.
Когда сей редкий муж,
     вельможа–гражданин,
От века сих вельмож оставшийся один,
Но смело дух его хранивший в веке
     новом,
Обширный разумом и сильный, громкий
     словом,
Любовью к истине и к родине горя,
В советах не робел оспоривать царя;
Когда, к прекрасному влечению
     послушный,
Внимать ему любил монарх великодушный,
Из благодарности о нем у тех и тех
Какие толки шли?— «Кричит он громче
     всех,
О благе общества как будто бы хлопочет,
А, право, риторством похвастать больше
     хочет;
Катоном смотрит он, но тонкого льстеца
От нас не утаит под строгостью лица».
Так лучшим подвигам людское развращенье
Придумать силится дурное побужденье;
Так, исключительно посредственность
     любя,
Спешит высокое унизить до себя;
Так самых доблестей завистливо трепещет
И, чтоб не верить им, на оные клевещет!
………………. .
………………. .
Нет, нет! разумный муж идет путем иным
И, снисходительный к дурачествам
     людским,
Не выставляет их, но сносит
     благонравно;
Он не пытается, уверенный забавно
Во всемогуществе болтанья своего,
Им в людях изменить людское естество.
Из нас, я думаю, не скажет ни единый
Осине: дубом будь, иль дубу — будь
     осиной;
Меж тем как странны мы! Меж тем любой
     из нас
Переиначить свет задумывал не раз.
 
          1823, 1826 



_________________________________________ № 6 Джей Дайс
«Вашингтонская история»

Конгрессмен захлопнул том энциклопедии и швырнул на свободное от бумаг место.
— Ну, не будем спорить, молодая леди. В этом нет необходимости. Так о чем же вы пришли со мной побеседовать?
Опустившись на диван, Фейс почувствовала, что ей трудно дышать, трудно собраться с мыслями. Диван был такой низкий, что стол конгрессмена казался огромным, а сам Моди, с его узким лицом, глазками-бусинками и коротко подстриженной шевелюрой, вдруг вырос до гигантских размеров. Фейс не могла оторвать от него глаз.
— Видите ли… я хотела объяснить… — Она смешалась, не зная, как и что объяснить.
Он медленно вынул изо рта изогнутую трубку и улыбнулся.
— Можете мне довериться, как на исповеди. Так будет лучше всего.
— На исповеди? — удивилась она. — Но мне не в чем исповедоваться! Я хотела объяснить, что комиссия несправедлива ко мне, что меня допрашивали пристрастно. Мне казалось, что из всех членов комиссии именно вы…
Он прервал ее.
— Но, молодая леди, я думаю, вы поняли, что я всегда стараюсь поступать с людьми по справедливости, всегда стараюсь быть объективным. Однако факты гораздо весомее любых протестов. Я, право, не понимаю, на что вы можете рассчитывать. — Он говорил с необычайной убежденностью, точно не раз все обдумал и пришел к непреложным выводам.
И тут только Фейс вдруг поняла, что, в отличие от некоторых других конгрессменов, которые, отлично сознают свою роль;: этот человек действительно считает, что делает правое дело. Оказавшись в плену у некоей идеи, у какого-то призрака, он поставил перед собою определенную цель и теперь шел к ней, убежденный в своей непогрешимости. Больше того, он верил, что это крестовый поход, и мнил себя рыцарем, знаменосцем. Он был не обычным конгрессменом, а мудрецом, ищущим чистую правду в лживом мире, убежденным идеалистом от инквизиции.
Но разве ему это втолкуешь?
— Да как вы не понимаете, мистер конгрессмен, что мне испортили репутацию, лишив возможности сказать хоть слово в свою защиту? Какие-то люди оболгали меня, а я не имею права даже на очную ставку с ними! Разве вы не видите, что права, гарантированные мне конституцией, права американской гражданки…
— Боюсь, что вы ошибаетесь, — сказал он, нетерпеливо мотнув головой, — я столько раз слышал подобные разговоры после того, как видел целые папки доказательств! В свое время я сам был социалистом и считаю, что права меньшинств надо защищать. Но когда дело касается коммунистов, это уже вопрос совсем другого рода! — Он начал выходить из себя.
— Но… промолвила было Фейс.
— Никаких но! — воскликнул он. — Вы отравлены ядом коммунизма и должны заплатить за это! Посмотрите только, что они делают! Уничтожили повсюду социалистические партии! Внушили массам новую религию! Попирают основные человеческие права! Они безбожники. Их надо стереть с лица земли! — В невероятном возбуждении он подкреплял каждую фразу ударом кулака по столу. — Да, конечно, вместе с виновниками пострадает и кое-кто из невиновных! Но тут уж ничего не поделаешь. Очень жаль, что вы оказались в их числе! Разве можно осуждать нас за то, что вы тонете в воде, которой мы заливаем пожар!..
Глаза его сверкали, и Фейс поняла, что она для него, уже не существует. Он обращался с речью к воображаемой аудитории, которую хотел пробудить и воодушевить.
Плечи Фейс опустились, голова поникла. Этот человек внушал ей страх и отвращение. Прошептав: «Простите, мне пора»; — она схватила сумочку и выбежала из комнаты. А за ее спиной конгрессмен продолжал метать громы и молнии, и обрывки фраз летели ей вслед.
Фейс с горечью подумала, что дня через два наверняка прочтет эту его речь в «Записках конгресса», где она будет напечатана в назидание потомству.



______________________________ № 7 Константин Бальмонт
«Враг»

У меня был враг заклятый,
У меня был враг.
На его постели смятой
Хохот демона проклятый
Оживлял полночный мрак.
Без него жена смеялась,
Обнималась, целовалась.
Хохот демона был мой.
Побыл с ней. Ай-да! Домой!
Враг заклятый был далеко.
Возвратился. «Честь!»
Ты, без страха и упрека!
Я, как ты, во власти рока.
Хочешь? Что же, месть, так месть.
Час и место. Мы явились.
Мы сошлись и поклонились.
Чей-то взор покрылся тьмой.
Хохот демона был мой!



_____________________________________________ № 8 Боэций
«Утешение философией»

Ведь не в обычае Философии оставлять в пути невинного без сопровождения, мне ли опасаться обвинений, и устрашат ли меня новые наветы? Неужели ты сейчас впервые почувствовал, что при дурных нравах мудрость подвергается опасности? Разве в древние времена, еще до века нашего Платона, я не сталкивалась часто с глупо¬стью и безрассудст¬вом в великой битве? А при его жизни, учитель его Сократ разве не с моей помощью добился победы над несправедливой смертью? А позже, когда толпа эпикурейцев и стоиков и прочие им подобные стремились захватить его наследие, каждые для своей выго¬ды, они тащили меня, несмотря на мои крики и сопротивление, как добычу, и одежду, которую я выткала собственными руками, разорвали, и вырвав из нее клочья, ушли, полагая, что я досталась им целиком. Поскольку же у них [в руках] были остатки моей одежды, они казались моими близкими, а неблагоразумие низвело некоторых из них до заблуждений невежественной толпы. Если бы ты не знал ни о бегстве Анаксагора, ни о яде, выпитом Сократом, ни о пытках, которым подвергли Зенона, так как все это было в чужих краях, то ты мог слышать о Кании, Сенеке, Соране, вос¬по¬ми¬на¬ния о кото¬рых не столь дав¬ни и широко известны. Их привело к гибели не что иное, как то, что они, воспитанные в моих обычаях и наставлениях, своими поступками рез¬ко отличались от дурных людей. Поэтому не должно вызывать удивления то, что в житей¬ском море нас треплют бури, нас, которым в наиболь¬шей мере свойственно вызывать недовольство наихудших [из людей]. Их воинство, хотя и мно¬гочисленно, однако заслуживает презрения, так как оно не управляется каким-либо вождем, но влекомо лишь опрометчивым заблуждением и безудержным неистов¬ст¬вом. Если же кто-нибудь, выставляя против нас войско, оказывается силь¬нее, наша предводительница стягивает своих защитников в крепость, а врагам же достаются для расхищения лишь не имеющие ценности вещи. И мы сверху со смехом взираем на то, как они хватают презреннейшие из вещей; а нас от этого неистового наступления защищает и ограждает такой вал, который атакующие воины глупости не могут даже надеяться преодолеть.



_____________________________________________ № 9 Вадим Шефнер
«Личный враг»

Не наживай дурных приятелей -
Уж лучше заведи врага:
Он постоянней и внимательней,
Его направленность строга.

Он учит зоркости и ясности -
И вот ты обретаешь дар
В час непредвиденной опасности
Платить ударом на удар.

Но в мире и такое видано:
Добром становится беда,
Порою к дружбе неожиданно
Приводит честная вражда.

Не бойся жизни, но внимательно
Свою дорогу огляди.
Не наживай дурных приятелей -
Врага уж лучше заведи.

1961


_______________________________________ № 10 Уильям Голдинг
«Повелитель мух»


Ральф вслушался. Он был, в общем-то, совсем недалеко от Замка, и сначала ему показалось со страху, что это погоня. Но охотники только пошарили по зеленой опушке — наверное, собирали копья — и сразу бросились обратно, к солнечным скалам, будто испугались лесной тьмы. Одного он даже увидел — коричневого, черного, красного — и узнал Билла. Да нет, тут же подумал Ральф, какой же он Билл. Образ этого дикаря никак не хотел сливаться с прежним портретом мальчика в рубашке и шортах.
День угасал; круглые солнечные пятна ровно смещались по зеленым листам и по бурому пуху стволов, со стороны Замка не доносилось ни звука. Наконец Ральф выбрался из кустов и стал пробираться к заслонявшим перешеек непролазным зарослям. Очень осторожно он выглянул из-за веток и увидел, что Роберт сидит на посту, на вершине скалы. В левой руке Роберт держал копье, а правой подбрасывал и ловил камушек. За его спиной подымался густой столб дыма, и у Ральфа защипало в ноздрях и потекли слюнки. Он утерся ладонью и впервые с утра почувствовал голод. Племя, наверное, обсело выпотрошенную свинью и смотрит, как капает и сгорает в золе сало. Смотрит, не отрывая глаз.
Кто-то еще, неопознаваемый, вырос рядом с Робертом, дал ему что-то и снова исчез за скалой. Роберт положил копье и, растопырив руки, заработал челюстями. Значит, пир начался и часовой получил свою долю.
Значит, пока ему ничто не грозит. Ральф захромал прочь, к фруктовым деревьям, к жалкой еде, терзаемый горькой мыслью о пире. Сегодня у них пир, а завтра…
Он старался уговорить себя, что его оставят в покое; ну, может, даже изгонят. Но никуда не мог деться от нерассуждающей, страшной уверенности. Гибель рога, смерть Хрюши и Саймона нависли над островом, как туман. Раскрашенные дикари ни перед чем не остановятся. И еще эта странная ниточка между ним и Джеком; нет, Джек не уймется никогда, он не оставит его в покое. Ни за что.
Он замер, весь в солнечных пятнах, придерживая поднятую ветку. И вдруг затрясся от ужаса и крикнул:
— Нет! Не могли они до такого дойти! Это несчастный случай



_________________________________ № 11 Семен Надсон 

Есть у свободы враг опаснее цепей,
Страшней насилия, страданья и гоненья;
Тот враг неотразим, он — в сердце у людей,
Он — всем врожденная способность примиренья.
Пусть цепь раба тяжка... Пусть мощная душа,
Тоскуя под ярмом, стремится к лучшей доле,
Но жизнь ещё вокруг так чудно хороша,
И в ней так много благ и кроме гордой воли!

1884



___________________________________________ № 12 Мюриэл Спарк
«Портобелло-Роуд»

— Улыбнись, Иголка, — сказал он, — поговорим, как прежде.
— Ну?
— Никто не знает, что я женат на Матильде, кроме тебя и меня.
— И самой Матильды, — сказала я.
— Она помолчит, пока ей за это платят. Дядька мой ассигновал ей ежегодное содержание, уж за этим юристы присмотрят.
— Пусти-ка меня, Джордж.
— Ты обещала меня не выдавать, — сказал он, — уговор был.
— Да, был уговор.
— И ты теперь выйдешь за Скелетика, мы переженимся между собой, как надо, как давно надо было. Надо было, но молодость, наша молодость нам помешала, ведь верно?
— Жизнь нам помешала, — сказала я.
— Ну вот, все и уладится. Ты ведь не выдашь меня, правда? Ты обещала! — Он отпустил мои ноги. Я от него слегка отодвинулась.
Я сказала:
— Если Кэтлин вздумает выйти за тебя, я скажу ей, что ты женат.
— Нет, не сделаешь мне такой пакости, а, Иголка? Ты будешь счастлива со Скелетиком и не станешь препятствовать моему...
— Ничего не поделаешь, Кэтлин — моя лучшая подруга, — перебила я.
Он посмотрел на меня, будто сейчас убьет, и немедля убил — он натолкал мне в рот сена, до отказа, придерживая мое тело коленями, чтобы я не дергалась, и зажав мои кисти своей левой ручищей. Последнее, что я видела в этой жизни, был его налитой алый рот и белая полоска зубов. Кругом не было ни души, и он тут же захоронил мое тело: разрыл сено, чтобы получилась выемка по длине трупа, и накидал сверху теплой сухой трухи, так что получился потайной холмик, очень естественный в полуразваленном стогу. Потом Джордж слез, взял бутылку с молоком и отправился своей дорогой. Наверно, поэтому он так и побледнел, когда я почти через пять лет остановилась у лотка на Портобелло-Роуд и дружелюбно сказала: «Привет, Джордж!»
«Убийство на стогу» было едва ли не коронным преступлением того года



________________________________________ № 13  Пьер-Жан Беранже
«Может быть, последняя моя песня»

 Я не могу быть равнодушен
 Ко славе родины моей.
 Теперь покой ее нарушен,
 Враги хозяйничают в ней.
 Я их кляну; но предаваться
 Унынью не поможет нам.
 Еще мы можем петь, смеяться...
 Хоть этим взять, назло врагам!
 
 Пускай иной храбрец трепещет, -
 Я не дрожу, хотя и трус.
 Вино пред нами в чашах блещет;
 Я богу гроздий отдаюсь.
 Друзья! наш пир одушевляя,
 Он силу робким даст сердцам.
 Давайте пить, не унывая!
 Хоть этим взять, назло врагам!
 
 Заимодавцы! Беспокоить
 Меня старались вы всегда;
 Уж я хотел дела устроить, -
 Случилась новая беда.
 Вы за казну свою дрожите;
 Вполне сочувствую я вам.
 Скорей мне в долг еще ссудите!
 Хоть этим взять, назло врагам!
 
 Небезопасна и Лизетта;
 Беды бы не случилось с ней.
 Но чуть ли ветреница эта
 Не встретит с радостью гостей.
 В ней, верно, страха не найдется,
 Хоть грубость их известна нам.
 Но эта ночь мне остается...
 Хоть этим взять, назло врагам!
 
 Коль неизбежна гибель злая,
 Друзья, сомкнемтесь - клятву дать,
 Что для врагов родного края
 Не будет наша песнь звучать!
 Последней песнью лебединой
 Пусть будет эта песня нам.
 Друзья! составим хор единый!
 Хоть этим взять, назло врагам!




___________________________________________ № 14 Козьма Прутков

Не робей перед врагом: лютейший враг человека — он сам



______________________________________ № 15 Шарль Бодлер
«Враг»

Моя весна была зловещим ураганом,
Пронзенным кое-где сверкающим лучом;
В саду разрушенном не быть плодам румяным —
В нем льет осенний дождь и не смолкает гром.
Душа исполнена осенних созерцаний;
Лопатой, граблями я, не жалея сил,
Спешу собрать земли размоченные ткани,
Где воды жадные изрыли ряд могил.
О новые цветы, невиданные грезы,
В земле размоченной и рыхлой, как песок,
Вам не дано впитать животворящий сок!
Все внятней Времени смертельные угрозы:
О горе! впившись в грудь, вливая в сердце мрак Высасывая кровь, растет и крепнет Враг.




___________________________________________ № 16 Гюстав Флобер
«Воспитание чувств»



– Ну да, разумеется! Пора относиться к политике с научной точки зрения. Старики восемнадцатого века положили начало, а Руссо и писатели ввели туда филантропию, поэзию и прочие глупости к вящей радости католиков; впрочем, союз этот естественен, так как новейшие реформаторы (я могу доказать) все верят в Откровение. Но если вы служите мессы о спасении Польши, если бога доминиканцев, который был палачом, вы заменяете богом романтиков, который всего-навсего обойщик, если, наконец, об Абсолютном у вас понятие не более широкое, чем у ваших предков, то сквозь ваши республиканские формы пробьется монархия, и ваш красный колпак будет всегда лишь поповской скуфьей! Разница лишь та, что вместо пыток будет одиночное заключение, вместо святотатства – оскорбление религии, вместо Священного союза – европейское согласие, и при этом чудесном строе, вызывающем всеобщее восхищение, созданном из обломков времен Людовика Четырнадцатого, из вольтерьянских развалин со следами императорской краски и обрывками английской конституции, мы увидим, как муниципальные советы будут стараться досадить мэру, генеральные советы – своему префекту, палаты – королю, печать – власти, администрация – всем вместе! Но добрые души в восторге от Гражданского кодекса, состряпанного, что бы там ни говорили, в духе мещанском и тираническом, ибо законодатель, вместо того чтобы делать свое дело, то есть вносить порядок в обычаи, вознамерился лепить общество, точно какой-нибудь Ликург! Почему закон стесняет главу семьи в вопросах завещания? Почему он препятствует принудительному отчуждению недвижимости? Почему он наказует бродяжничество как преступление, хотя оно в сущности даже не является нарушением закона? А это еще не все! Уж я-то знаю! Я хочу написать романчик под заглавием «История идеи правосудия» – презабавная будет штука! Но мне отчаянно хочется пить! А тебе?
Он высунулся в окно и крикнул привратнику, чтобы тот сходил в кабачок за грогом.
– В общем, по-моему, есть три партии. Нет! Три группы, из которых ни одна меня не интересует: те, которые имеют, те, у которых больше ничего нет, и те, которые стараются иметь. Но все единодушны в дурацком поклонении Власти! Примеры: Мабли советует запрещать философам обнародование их учений; господин Вронский,  математик, называет на своем языке цензуру «критическим пресечением умозрительной способности»; отец Анфантен благословляет Габсбургов за то, что они «протянули через Альпы тяжелую длань, дабы подавить Италию»; Пьер Леру желает, чтобы вас силой заставляли слушать оратора, а Луи Блан склоняется к государственной религии – до того все эти вассалы сами одержимы страстью управлять. Меж тем они все далеки от законности, несмотря на их вековечные принципы. А поскольку принцип означает происхождение, надо всегда обращаться мыслью к какой-либо революции, акту насилия, к чему-то переходному. Так, наш принцип – это народный суверенитет, выраженный в парламентских формах, хотя парламент этого и не признает. Но почему народный суверенитет должен быть священнее божественного права? И то и другое – фикция! Довольно метафизики, довольно призраков! Чтобы мести улицы, не требуется догм! Мне скажут, что я разрушаю общество! Ну и что же? В чем тут беда? Нечего сказать, хорошо оно, это общество!
Фредерик мог бы многое ему возразить, но, видя, что Делорье теперь далек от теорий Сенекаля, он был полон снисхождения к нему. Он удовольствовался замечанием, что подобная система вызовет к ним всеобщую ненависть.
– Напротив, поскольку мы каждую партию уверим в своей ненависти к ее соседу, все будут рассчитывать на нас. Ты тоже примешь участие и займешься высокой критикой!
Нужно было восстать против общепринятых взглядов, против Академии, Нормальной школы, Консерватории, «Французской комедии», против всего, что напоминает какое-то установление. Таким путем они придадут своему «обозрению» характер целостной системы. Потом, когда оно займет совершенно прочное положение, издание вдруг станет ежедневным; тут они примутся за личности.
– И нас будут уважать, можешь не сомневаться!
Исполнялась давняя мечта Делорье – стать во главе редакции, то есть иметь невыразимое счастье руководить другими, вовсю переделывать статьи, заказывать их, отвергать. Его глаза сверкали из-под очков, он приходил в возбуждение и машинально выпивал стаканчик за стаканчиком.
– Тебе надо будет раз в неделю давать обеды. Это необходимо, пусть даже половина твоих доходов уйдет на это! Все захотят попасть к тебе, для других это станет средоточием, для тебя – рычагом, и вот – ты увидишь, – направляя общественное мнение с двух концов, занимаясь и политикой и литературой, мы через какие-нибудь полгода займем в Париже видное место.



________________________________________________ № 17 Владимир Маяковский
«Враги хлеба»

  Кто
 не любит
щи хлебать?
Любят все.
  И поэтому
к щам
     любому
 нужны хлеба;:
и рабочим,
10 и крестьянам,
и поэтам.
Кому это выгодно,
   чтоб в наши дни
рабочий
   сытым не; был?
Только врагам, —
 они одни
шепчут:
  «Не давай хлеба...»
20Это они
   выходят на тракт,
меж конскими
 путаются ногами,
крестьянину
    шепчут:
«Нарушь контракт —
не хлебом отдай,
     а деньгами...»
- 303 -
Это они
30   затевают спор,
в ухо
   зудят, не ле;нятся:
«Крестьянин,
     советуем,
    гарнцевый сбор
им
не плати на мельнице...»
Это они
  у проселка в грязи
40с самого
  раннего часика
ловят
     и шепчут:
    «В лабаз вези,
цена
   вздорожала
     у частника...»
Они,
   учреждения загрязня,
50стараются
(пока не увидели),
чтоб шла
     конкуренция и грызня
государственных заготовителей.
Чтоб вновь,
   взвалив
     мешки и кульки,
воскресла
мешечная память,
60об этом
  стараются
  кулаки
да дети дворян
  с попами.
Но если
  тебе
    земля люба,
к дворянам
  не льнешь лисицей,
- 304 -
70а хочешь,
     чтоб ели
  твои хлеба;
делатели
    машин
    и ситцев, —
к амбарам
советским
путь держи!
Чтоб наша
80 республика
   здравствовала —
частнику
    ни пуда ржи,
миллионы
 пудов —
    государству!
1928



____________________________ «Лицо классового врага»
I. Буржуй-нуво


Распознать буржуя -
                просто
(знаем
      ихнюю орду!):
толстый,
        низенького роста
и с сигарою во рту.
Даже
    самый молодой -
зуб вставляет
             золотой.
Чудно стрижен,
             гладко брит...
Омерзительнейший вид.
А из лысинных целин
подымается -
            цилиндр.
Их,
   таких,
        за днями дни -
раздраконивал
             Дени.
А буржуй -
          завел бородку
(зря соваться -
               нет причин) 
влез,
     как все,
             в косоворотку
и почти
       неотличим. 
Вид
   под спеца,
             худ с лица -
не узнаешь подлеца.
Он вшой
       копошится
                на вашем теле,
никак
     не лезет
             в тузы,
гнездится
         под вывеской
                разных артелей,
дутых,
     как мыльный пузырь.
Зал
   парадных
           не любит он,
по задворкам
            ищите хвата.
Где-то он
         закупает лен,
где-то
      хлеб
          у нас
               перехватывает.
Он лавку
        украсит
               сотнею ваз...
Куда
    государственным органам!
В такую
       любезность
                обсахарит вас,
что вы
      прослезитесь растроганно.
Не сам
      штурмует,
               тих да хитёр,
сначала
       движется
               парламентёр:
он шлет
       в канцелярский замок
своих
     расфуфыренных самок.
Бывает,
       раскиснет партиец иной:
- И мне бы
          влюбиться
                в звезду из кино!-
мечтает,
       ничем не замаран...
А частник
         встает
               за его спиной,
как демон
         сзади Тамары.
"Не угодно ли взаймы?
Что вы?
       Ах!
          Сочтемся мы!.."
И идет
      заказ
           на сии дрова
в артель
        гражданина Сидорова.
Больше,
       Сидоров,
подноси
       даров!
И буржуй,
         от чувства великого,
из уральского камня,
                с ласкою,
им
  чернильницу с бюстом Рыкова
преподнес
         в годовщину февральскую.
Он купил
        у дворника брюки
(прозодежда
           для фининспектора),-
а в театре
          сияют руки
всей игрой
          бриллиантного спектра.
У него
      обеспечены рублики -
всем достояньем республики.
Миллионом набит карман его,
а не прежним
            советским "лимоном".
Он мечтает
          узреть Романова...
Не Второго -
            а Пантелеймона.
На ложу
       в окно
             театральных касс
тыкая
     ногтем лаковым,
он
  дает
      социальный заказ
на "Дни Турбиных" -
                Булгаковым.
Хотя
    буржуй
          и лицо перекрасил
и пузо не выглядит грузно -
он волк,
        он враг
               рабочего класса,
он должен быть
              понят
                и узнан.
Там,
    где речь
            о личной выгоде,
у него
      глаза навыкате.
Там,
    где можно пролезть
                для своих нажив, 
там
   его
      глаза - ножи.
Не тешься,
          товарищ,
                мирными днями.
Сдавай
      добродушие
                в брак.
Товарищи,
         помните:
                между нами
орудует
       классовый враг.



                II. Новый кулак

Кулака увидеть -
                просто -
посмотри
        любой агит.
Вон кулак:
          ужасно толстый,
и в гармошку сапоги.
Ходит -
       важный,
волосья -
         припомажены.
Цепь лежит
          тяжелым грузом
на жилетке
          через пузо.
Первый пьяница
              кулак.
Он гуляка из гуляк -
и целуется с попами,
рабселькорам на память.
Сам,
    отбился от руки,
всё мастачат
            батраки.
Сам,
    прельщен оконным светом,
он,
   елозя глазом резвым,
ночью
     преда сельсовета
стережет
        своим обрезом.
Кулака
      чернят -
              не так ли? -
все плакаты,
            все спектакли.
Не похож
        на кулачество
                этот портрет.
Перекрасил кулак
                и вид
                и масть.
Кулаков
       таких
            почти и нет,
изменилась
          кулачья видимость.
Сегодня
       кулак
            и пашет,
                и сам
на тракторе
           прет, коптя,
он лыко
       сам
          дерет по лесам -
чтоб лезть
          в исполком
                в лаптях.
Какой он кулак?!
                Помилуй бог!
Его ль
      кулаком назовем?
Он
  первый
        выплатил
                свой налог
и первый
        купил заем.
А зерно -
         запрятано
чисто и опрятно.
Спекульнуть получше
на голодный случай.
У него
      никакого батрачества,
крестьянин
          лучшего качества.
На семейном положеньице,-
чтоб не было
            зря
               расходца,
каждый сын
          весною женится,
а к зиме
        опять расходится.
Пашут поле им
             от семи до семи
батраков семнадцать
под видом семьи.
Попробуй
        разобраться!
Иной
    работник
            еще незрел,
сидит
     под портретом Рыкова,
а сам у себя
            ковыряет в ноздре,
ленясь,
       дремля
             и покрикивая.
То ли дело -
            кулак:
обхождение -
            лак.
Все дворы
         у него,
                у черта,
учтены
      корыстным учетом:
кто бедняк
          и который богатый,
где овца,
         где скот рогатый.
У него
      на одной на сажени
семенные культуры рассажены.
Напоказ,
        для начальства глазастого,
де -
    с культурой веду хозяйство.
Но
  по-прежнему -
               десятинами
от трехполья
            веет сединами.
И до этого дня
              наш советский бедняк
голосит
       на работе
                "Дубину",
а новейший кулак
                от культурнейших благ
приобрел
        за машиной машину.
"Эх, железная,
              пустим.
Деревенщина -
             сама пойдет.
Заплатит,-
          получим
                и пустим".
Лицо приятное,
              ласковый глаз,
улыбка
      не сходит с губ. 
 
Скостит
       на копейку
                задолженность с вас,
чтоб выпотрошить -
                рупь.
Год, другой -
             и вся округа
в кабалу
        затянута туго.
Трут в поклонах
               лбом онучи:
"Почет
      Иван Пантелеймонычу".
Он добряк,
          но дочь, комсомолку,
он в неделю
           со света сживет.
"Где была?
          Рассказывай толком!
Набивала
       детьми
             живот?"
Нет управы.
           Размякло начальство
от его
      угощения частого.
Не с обрезом
            идет под вечер,-
притворясь,
           что забыл о вражде,
с чаем
      слушает радиоречи -
уважаемых вождей.
Не с обрезом
            идет
                такой мужик.
Супротив милиции...
                Где ж им?!
Но врагу своему
               сегодня
                гужи
он намажет
          салом медвежьим.
И коняга,
         страшась медведя,
разнесет
        того, кто едет.
Собакой
       сидит
            на своем добре.
У ямы,
      в кромешной темени,
зарыта
      деньга
            и хлеб,-
                и обрез
зарыт
     до поры до времени.
Кулак орудует,
              нечего спать.
Будем крепче, чем кремни.
Никаким обрезом
               обратно и вспять
не повернуть
            советского времени.
Хотя
    кулак
         лицо перекрасил
и пузо
      не выглядит грузно -
он враг
       и крестьян,
                и рабочего класса,
он должен быть
              понят
                и узнан.
Там,
    где речь
            о личной выгоде,
у него
      глаза навыкате.
Там,
    где брюхо
             голодом пучит,
там
   кулачьи
          лапы паучьи.
Не тешься,
          товарищ,
                мирными днями,
сдавай
      добродушие
                в брак.
Товарищ,
        помни:
              между нами
орудует
       классовый враг.

1928



___________________________________ № 18 Станислав Ежи Лец

Лицо врага пугает меня, когда я вижу, как оно похоже на мое собственное.




________________________________ № 19 Даниил Хармс
«Первомайская песня»

Да, сегодня раньше всех,
Раньше всех,
Да, сегодня раньше всех
Встанем я и ты —
Для того, чтоб нам попасть,
Нам попасть,
Для того, чтоб нам попасть
В первые ряды.

Мы к трибуне подойдем,
Подойдем,
Мы к трибуне подойдем
С самого утра,
Чтобы крикнуть раньше всех,
Раньше всех,
Чтобы крикнуть раньше всех
Сталину «ура».

Чтобы крикнуть всей земле,
Всей земле,
Чтобы крикнуть всей земле
Много-много раз:
Нет врага на всей земле,
Всей земле,
Нет врага на всей земле
Страшного для нас.

Потому что, если враг,
Если враг,
Потому что, если враг
Вдруг и нападет, —
Ворошилов на коне,
На коне,
Ворошилов на коне
В бой нас поведет.

Да, сегодня раньше всех,
Раньше всех,
Да, сегодня раньше всех
Встанем я и ты —
Для того, чтоб нам попасть,
Нам попасть,
Для того, чтоб нам попасть
В первые ряды.

1939




___________________________________________ № 20 Гавриил Державин

Враги нам лучшие друзья;
Они премудрости нас учат.
Но больше тех страшуся я,
Ласкательством меня кто мучит.

Между 1801 и 181



_______________________________________________ В заключение

                Уильям Блейк

Есть шип у розы для врага,
А у барашка есть рога.
Но чистая лилия так безоружна,
И, кроме любви, ничего ей не нужно.




========================================= 2018 09 06