Польза от нерадивых студентов

Владимир Федорович Токарев
ПРО ПОЛЬЗУ ОТ НЕРАДИВЫХ СТУДЕНТОВ

Когда я был еще студентом университета, я занимался спортивным ориентированием. А в секции у нас были студенты с самых разных факультетов. Вот одна студентка с биологического факультета, когда мы были на спортивных сборах, нам рассказывала о пользе каждого животного для поддержания экологического равновесия в природе. Она в то время как раз писала какую-то студенческую работу про бобров.

Я эту историю вспомнил, когда готовил свою статью «про СУП» для конкурса на Е-хеcutive.

Поскольку у меня был значительный перерыв в изысканиях по теме стратегического управления персоналом, я, разумеется, посмотрел, а что нового появилось по теме стратегического управления персоналом. И вот что я обнаружил:

Поскольку моя концепция нового подхода к персоналу была опубликована в солидном международном журнале по управлению ПТПУ, то не удивительно, что я обнаружил высокий индекс цитирования этой статьи. Она использовалась как в методических разработках преподавателей, так на нее были ссылки и в диссертационных работах. Одна методическая работа для студентов питерского вуза была полностью построена на анализе этой статьи. (Встретил я и много перепечаток статьи, иногда с указанием моего авторства, но не верного названия статьи).

Как я, благодаря нерадивым студентам, стал «классиком»

Но особую роль, судя по всему, сыграли нерадивые студенты, которые в качестве реферата использовали мои статьи (часто без каких-либо своих добавлений, честно указывая на литературный источник — мое авторство).

Предполагаю, что именно студентам я обязан распространению идеи «относиться к персоналу как к неуправляемой переменной».

Когда я готовил конкурсную статью «Как правильно сварить СУП», я обнаружил в сообществе менеджеров E-xecutive публикацию, где автор перечисляет подходы к персоналу. Приведу цитаты из этой статьи:

Автор (Лариса Назырова) перечислят следующие сменяющие друг друга парадигмы отношения к персоналу:

«Парадигма №1 — «Персонал как расходный материал»…

Парадигма №2 — «Персонал как человеческие ресурсы»…

Парадигма №3 — «Персонал как человеческий капитал»…

Парадигма №4 — «Сотрудники как партнеры»

Приведу подробнее описание последней парадигмы, представленное в этой статье:

«Ключевое отличие данной парадигмы в том, что до сих пор персонал рассматривался как объект, который подлежит управлению со стороны компании. Новый подход предполагает, что человек является меняющейся, но неуправляемой переменной предприятия.

Что же меняется при данной точке зрения на персонал? Прежде всего, точка отсчета, система взглядов на каждого работника фирмы»

Название парадигмы №4 взято у Питера Друкера (в книге «Задачи менеджмента в XXI веке» он предполагает переход к отношениям с персоналом на уровень равноправного партнерства). А вот внутреннее описание этой парадигмы, несомненно (по последовательности слов во фразе и ее смысла), — это описание подхода, который впервые я представил в международном журнале по управлению.

Не очень давно я выступал спикером на конференции в Чебоксарах, где я пошутил, что благодаря нерадивым студентам, которые бессовестно скачивают рефераты из интернета, меня (пока без упоминания фамилии — в указанной статье нет ни одной ссылки ни на одного из авторов перечисленных парадигм) таким образом, причислили к «классикам — авторам одной из парадигм управления персоналом».

Вспоминаю жаркий спор с той девушкой на спортивных сборах, которая нам доказывала, что даже мыши, зачастую переносчики опасных для человека болезней, нужны для поддержания равновесия в природе. Она, конечно же, была права. По аналогии, могу также сделать вывод — что нерадивые студенты, благодаря которым полезная информация распространяется по всемирной сети, тоже полезны:)).