В школу с синими волосами

Игорь Кутузов
В одной из петербургских школ разгорелся скандал. Девочку не допустили на торжественную линейку из-за необычной прически: волосы ученицы были выкрашены в синий цвет. Среди подростков из-за желания выделиться такие искрометные моменты случаются нередко. Яркие краски для волос продаются повсеместно, и теперь в редкой школе не встретишь "синих", "красных" или даже "зеленых" учениц.
По словам Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светланы Агапитовой, с жалобами на препятствование учебному процессу к омбудсмену обратились родители Мальвины. После консультации они решили не доводить ситуацию до открытого конфликта, поэтому сейчас девочка ходит на занятия, а педагоги делают вид, что не замечают яркой прически.

Подобный случай в Петербурге уже был: весной к омбудсмену обратился папа 15-летней школьницы, которая покрасила волосы в розовый цвет. Сам родитель в прическе ничего дурного не видел, более того, он сам дал дочери деньги на поход в салон красоты. Но классному руководителю новый образ ученицы категорически не понравился, она грозила остричь ей волосы, а завуч и вовсе пообещала выгнать из школы.
После вмешательства уполномоченного администрация школы закрыла глаза на внешний вид школьницы, а сама девочка наотрез отказалась менять розовый на менее яркий цвет.

Внешний вид, которому должны соответствовать школьники, прописан в уставах образовательных учреждений. Там, как правило, нет конкретного запрета на окрашивание волос в яркие цвета, формулировки ограничиваются "опрятностью" и "деловым стилем". Поэтому если школьник приходит на занятие с волосами кислотных тонов, с дредами или в пирсинге, родителей могут вызвать на беседу с педагогом. На этом полномочия школы и заканчиваются.

 За внешний вид учеников несут ответственность их родители. Каждый учебный год педколлективы должны проводить с родителями беседы по поводу внешнего вида детей. Мамы и папы должны задумываться, как выглядят их дети в государственном образовательном учреждении. Конечно, есть и такие родители, кто поддерживает неформальный образ ребенка. Пусть экспериментируют и сами ходят так на работу.

При этом учитель не имеет права отправить ученика переодеваться и не может заставить школьницу смыть макияж. Но здесь эксперт видит проблему даже не в школьной дисциплине, а во взаимоотношениях внутри семьи.

Самый плохой путь - доводить ситуацию до открытого конфликта. Ребенок не должен воспринимать школу, как место, где ему не дают самоутвердиться. Но при этом у него должны быть возможности проявить себя в учебе, в спорте, в общественной деятельности.