Является ли библия сказкой? 1

Владимир Федорович Токарев
31.10.2011 07:27

Предисловие.
Мне посчастливилось провести уже пару исследований (причины конфликтов в форумах в соцсетях и имеет ли право на существование сказкотерапия для топ-менеджеров), это, получается, уже третье.

И меня не беспокоит сильно поэтому - насколько сложной окажется новая задача. Беспокоит немного другое - насколько выбранная тема исследования увяжется с главной темой блога  по менеджменту. Потому такое вот предисловие.

1. Уже много лет назад (вероятно в конце 1990-х годов, когда я еще работал штатным преподом отделения международного бизнеса нашего иняза), я без отрыва от работы прошел годовую стажировку при кафедре психологии. В структуру моей стажировки входило 3 больших пункта: подготовка к кандидатским экзаменам по психологии, посещение курса по выбору, что предлагалось слушателем кафедрой психологии, а также написание реферата на любую тему, как-то связанную с психологией.

2. Я выбрал курс по выбору - который читали у нас американцы (семестровый курс). Цель была благая - послушать носителей языка, т.о., чуть продвинуться в английском. Благой цели я не достиг - курс читался с переводчиком на русский.
Сам курс назывался "Формирование нравственности на основе христианской морали". По окончании курса вместе с другими слушателями я получил забавный сертификат, где говорилось, что владелец сертификата "может преподавать Новый Завет где угодно, когда угодно и кому угодно", почти дипломированный пастырь   .

3. Ну и соответствено этому курсу я выбрал и тему реферата (психология и религия). Затем реферат был преобразован в статью (Маркетинг церкви).
Но в той работе менеджменту место нашлось - я рассматривал причины веры в Бога, привлекая для этого известную пирамиду потребностей А.Маслоу.

4. Т.о., это уже второе небольшое исследование, где я решил обратиться к "негласно запрещенной для обсуждения теме".
Однако, как и в первом случае, так и здесь, у меня совершенно другие цели, чем могут показаться на первый взгляд. В той опубликованной статье я не собирался доказывать есть Бог или его нет. Я всего лишь как исследователь собирался выяснить причины обращения людей к Богу. К слову замечу, что заведующий кафедрой психологии, при которой я стажировался, человек сильно верующий, и мой реферат не вызвал у него никаких нареканий по части отношения к религии.

5. В этот раз подкачало лишь название поста с продолжением, так как имеет двойной смысл. Потому даю пояснения. Я не собираюсь доказывать, что Библия - это выдумка, то есть сказка в таком именно смысле. Я выбрал название исключительно из "журналистских соображений" - для привлечения внимания.

Что касается смысла темы исследований, то она полностью соответствует названию поста и заключается в следующем:

5.1. Владимир Пропп доказал единство всех волшебных народных сказок (в его первой книге "Морфология "волшебной сказки").
5.2. Он вывел структуру сказки, которая позволяет проводить анализ любого сказочного произведения.
5.3. Ну и в моих планах рассмотреть два библейских сюжета - про Адама и Еву (Старый Завет), а также про Христа (Новый Завет) с точки зрения выведенной Проппом структуры сказки.

К слову сказать, в своей второй книге Владимир Пропп доказывает, что у волшебной сказки имеются реальные корни, связанные с обрядами инициации (я об этом уже писал в исследовании по сказкотерапии для топ-менеджеров раньше).
То есть, если у меня получится доказать, что указанные два сюжета Библии можно отнести к сказкам, то это никоим образом не будет доказательством того, что описанное в этих сюжетах на самом деле есть человеческая выдумка.
.....................................