Сталин на Скотоферме-2

Анатолий Апостолов
                СТАЛИН НА СКОТОФЕРМЕ-2
(Михаил Пинкус. Страсти по Иосифу. Общественники прячут от властей обломки памятника Сталину. // Российская газетанеделя, www.rg.ru 30 августа 2018 -Четверг, №192 (7655), с.26)

     «Сталин на Скотоферме» –     так называется одна из глав моего романа "Княж-Погост" (М.2014, С.158-180). В  ней речь идет  о  событиях теперь уже весьма далёкого 1968 года, о трудовых буднях студентов московского стройотряда  на целинных землях   совхоза "Кийма" близ Атбасара, в условиях строгого  "сухого закона" и весьма чётко организованного местными правоохранительными органами   подпольного  распространения  наркотических снадобий.  Но главным сюжетом  в этой главе  являются  мистические (на утренней заре) похороны  гипсовой статуи Сталина  на крутом берегу Ишима. 
     Статуя вождя и учителя  была обнаружена стройотрядовцами   случайно в бурьяне за скотным двором совхоза, вся пожелтевшая и почерневшая от мочи и кала, с обрывком троса на шее. Когда-то гипсовый вождь гордо  стоял  в центре села на площади   между домом знатного чабана СССР, продуктовым  магазином-сельпо  и зданием правления совхоза. Памятник "славному батыру Сталину" (в отличие от сосланных сюда  поволжских немцев и чеченцев),  глубоко почитался  казахами-чабанами, и они воздавали ему почести и поклонялись  как одному из самых могущественных божеств.
     Но потом пришёл к власти баламут и демагог-ленинец  Хрущев. Он осудил  культ личности Сталина, прервал поступательный  ход истории.  Он сломал вековые   традиции казахских овцеводов, заставил их сменить кочевой образ жизни на оседлый. Он велел создать животноводческие хозяйства, а коров, лошадей и овец кормить силосом. По его приказу  по всей стране   в спешном порядке были  снесены все памятники Сталину, в том  числе и в таких поселках и селениях как Кийма в Северном Казахстане и в городе  Кусе  на Южном Урале. Работы по сносу велись тайно по ночам, по-воровски.  Бронзовые истуканы отправлялись в переплавку, гранитные и мраморные превращались в щебень и мраморную крошку, гипсовые сбрасывались в водоёмы или отправлялись на свалку. По этой части у большевиков-ленинцев уже  был богатый практический опыт. В 1918 году, когда Красной гвардии понадобилось  много патронов разного калибра, по решению СНК  в переплавку угодили многие памятники царям и царским генералам. Туда  же (по совету пролетарского поэта Демьяна  Бедного) чуть было ни угодил и  памятник гражданам  России Минину и Пожарскому. Тот самый, что стоит у  собора Василия Блаженного на Красной площади, на реставрацию которого сегодня  срочно требуется 46 миллионов рублей, которых у московских властей нет. У Москвы  - "золотой столицы-блудницы", как всегда  на любое  благое  дело  денег нет.
     В Кийме памятник Сталину был снесен по решению Есильского  райкома партии.  И  руководили его  сносом  как раз те, которые ещё недавно являлись  ярыми охранителями сталинского режима,  кто преследовал и убивал советских граждан за оскорбление величия вождя и его ближайшего окружения (crimen laesae majestatis), за  неуважительное отношение к его персоне, за критику его людоедской политики. (1)
      Шею гипсового вождя стянула стальная петля из буксирного троса, и трактор, легко сдернув его с пьедестала, отволок "отца народов"  с глаз долой за скотный двор к навозной куче. Однако не так легко расставаться  нам с идолами, как об этом  пишется в учебниках истории. Не все славяне-язычники становились  вероотступниками, не все по приказу князя Владимира били кнутами поверженного Перуна. Были и такие, кто бежал следом за уплывающим по  реке идолом и отчаянно стенали: "Перуне, Перуне! Не покидай нас на верную гибель!" (Анатолий Апостолов. «Великие переломы" славянской души».// "Вестник МСИ", №10, 2013).
        После снятия волюнтариста Никиты Хрущева со всех постов, после ухода его на пенсию сталинизм как идеология насилия во имя общего блага, оставался  ещё в силе, его мрачным, инфернальным  духом было насквозь пропитано сознание советских людей.
       Хрущевизм оказался  дешёвым фарсом, жалкой пародией на культ личности и  карикатурой на сталинизм. Советский человек был поставлен перед дилеммой - продолжать осуждать  сталинизм или реставрировать его. И  первый, и второй вариант на заре брежневизма "с человеческим лицом" был одинаково опасен для успешной карьеры, он полностью  исключал необходимость выбора из двух  нежелательных возможностей.
       Растерянность студентов московского стройотряда   можно понять. У политики своя этика и эстетика, политика милосердию не товарищ. С одной стороны низко и подло осквернять память об исторической личности, о главе нашего государства,  надо решительно покончить с этим гнусным  безобразием: найти для артефакта эпохи советской антропофагии достойное место, хотя бы  в музее. С другой  стороны  - не сотвори себе кумира из поверженного идола, не пытайся вернуть прошлое. Не пытайся  взять идеологический  реванш и и победно въехать на старой карете в  технократическое будущее.   
     Выход из сложившейся непростой ситуации  студентам  помогли найти аксакалы и акыны Целиноградской области, люди из второй половины XIX века, родившиеся  ещё в конце правления  императора Александра II «Освободителя».  Именно они посоветовали глупым  студентам отмыть "могучего батыра  Сталина" от человеческих нечистот, побелить его густым  известковым раствором, завернуть в войлочный ковёр и тайно  предать его  земле по обычаю древних предков великой Ордынской степи. Что было студентами   и сделано с великим тщанием, прилежанием  и ответственностью. А вот саму  тайну этой мистерии  сохранить им не удалось. В стране, с её глобальным режимом строгой секретности и массового политического доносительства, нельзя сохранить в тайне «секреты родного колхоза», тем более символические похороны сталинизма. Местные органы госбезопасности, узнав об этой "политической акции", проявили бдительность, провели своё расследование, выяснили, что статуя Сталина бесхозная, что  на балансе  она нигде  не числится,  и  что в действиях  студентов никакого криминала не содержится, а посему  ограничились "профилактической" беседой. Мол-де, нехорошо смущать души доверчивых аборигенов таким  негодным  способом.
     Но, увы,  мы до сих пор плохо знаем психологию  наших доблестных чекистов. Сразу же после отъезда стройотряда в Москву, из Целиноградского  УКГБ вдогонку была отправлена секретная депеша о "подозрительных идейных шатаниях некоторых студентов  уважаемого всеми вуза". Всю эту правдивую реальную историю и сегодня и завтра иначе,  как подсознательным бредом и  плодом политической шизофрении ("сталиномании"), ничем не назовёшь. Эта и подобные ей истории  делают наше прошлое  сплошным театром абсурда и домом скорбного безумия. При этом огорчает меня и то, что люди продолжают слепо верить учебникам и не верить  честным  свидетельствам ещё живых современников.  Продолжают   верить всяким  телеколдунам и экстрасенсам, становятся жертвами их мошенничества,  но стойко продолжают  не верить  историкам и учёным.
       Читатели романа "Княж-Погост" до сих пор считают, что историю с похоронами Сталин я сам придумал, что мне "прежде  чем   садиться за написание очередного опуса, надо обязательно опохмеляться не "Джин тоником", а крепким  огуречным или капустным рассолом" (поэт Лев  Котюков).
      Возмущает при этом  полное равнодушие   современной публики к моральной и духовно- нравственной стороне того или иного громкого, скандального  события. Всё в итоге завершается его  констатацией и сдачей в архив.  Почти никто не задаёт   вопрос: как такое  вообще может случиться в нашей  стране?  В связи с этим  меня уже не так радует очередное подтверждение в печати или в эфире одной из моих  странных  и жутких  историй.  Весной  этого 2018  года документально  подтвердилась историчность главы "Союз русских офицеров" из романа "Дом разбитых зеркал", а  30 августа 2018 года в "Российской  газете"  нашла своё сверхреалистическое продолжение  моя история  с  символическими похоронами  сталинизма.
      На Южном Урале в городе Кусе  Челябинской  области на дне высохшего городского  пруда было обнаружено  гипсовое изваяние "вождя всех народов". С точки зрения  современной археологии, это  событие ничтожное, ибо подобных гипсовых  изваяний Сталина в нашей стране было возведено не меньше, чем  гипсовых Ильичей в кепке и без кепки.  Однако  вокруг  этих обломков  сталинского   культа   разгорелись нешуточные "страсти по Иосифу" между местной властью и активистами  местной ячейки  общественного движения "Суть времени". У каждой из спорящих сторон свои доводы и интересы. И те и другие хотят "приватизировать" бесхозный памятник, отреставрировать его (как реставрировать и памятник  Минину и Пожарскому) на народные деньги, сделать его достопримечательностью города и купаться в своё удовольствие в лучах сталинской  славы. Как у  страны, так  и у каждого города и посёлка своя богатая и/или бедная история. Обломки гипсовой фигуры вождя, найденные в  заброшенном городском пруду –  это часть  советской истории города Кусы на фоне  большой и угрюмой истории страны, истории, которая, увы, по словам историка  Николая  Карамзина, "не терпит оптимизма". Однако многие граждане сегодня с этим утверждением  категорически не согласны и продолжают оптимизировать смысл  своей жизни и своей истории.  Спор об "историческом наследии" между  краеведами-сталинистами и  городскими чиновниками-демократами  продолжается. Он  проходит параллельно с обсуждением  грабительской пенсионной реформы. Решено в начале сентября сего года задать горожанам три вопроса: выбросить обломки вождя обратно в  городской «поганкин пруд»,  передать их в неприглядном виде в музей, или  же отреставрировать и установить его на народные деньги  в центре города.  Кроме этих проблем, у  горожан нет проблем  более важных. Например, таких как благоустройство города для нормального, человеческого проживания в нём. Спор о том, быть Сталину или не быть, продолжается.  Дело уже дошло до воровства отдельных фрагментов гипсового истукана (похищена голова  и бюст вождя!). Случилось нечто подобное тому, что было метко отмечено   в  уличном  фольклоре времён НЭПа:
                Украли жиды у жидов  сковородку,
                Чтоб жарить на  ней бочковую селедку!
                Тухлая  рыба на сковородке -
                Хорошая закусь под пиво и водку! (2)
       Но все эти фантасмагорические новости и "страсти по Иосифу" уже не тешат моё авторское тщеславие. Сегодня, в начале  XXI века, они   меня  больше огорчают, чем радуют. Сегодня меня больше волнуют причины потребности людей в  тирании и  насилия над собой. Некоторые из причин возращения  духа Сталина из царства  мёртвых, увы, остаются прежними. Это  и жажда сильной руки, и глубинная (пещерная) потребность людей в жестоком обращении с собой. (3)    Это и потребность  людей в заботливом отце-жреце.  Это и острый дефицит воображения  при восприятии человека человеком, недостаточное знание  социальной антропологии  и непросвещённость в области медицины - психиатрии и невропатологии. Прошло ровно сорок лет со дня символических похорон гипсового истукана на берегу Ишима, но сознание людей почти не изменилось: сталинизм  в их "идеологическом винегрете"   является основным его ингредиентом. Ордынские данники, имперские рабы, дети лакеев, одевшие господские платья,    снова хотят  стать  хозяевами  мира по сталинским рецептам. Кромешники и насильники, лубянские опричники  снова хотят  чтобы  их все  боялись и уважали везде и всюду - в Москве, в Париже, в Лондоне, в Токио и Пекине в городе Мышкине и в городе Бусе... Каждый из них, нагоняя на всех животный  страх и ужас,  хочет сидеть на своей  горе из  ещё неостывших трупов,  и  с глубоким достоинством  тщательно жевать сало с  житным хлебом, только что отнятым им  у мертвых. Распад могучего СССР их ничему  не научил. Им невдомёк, что тиранические, авторитарные   режимы недолговечны и заканчиваются они трагически. Такие тираны как Сталин строят свою политику и могущество по методу  милетского тирана  Фрасибула – умерщвлять всех своих выдающихся граждан и тем самым зачищать вокруг себя политическое поле. Такая политика, ведущая страну и общество в тупик и к деградации,  была отмечена ещё Платоном и Аристотелем. В диалоге «Политик» Платон перечисляет  три политических режима с тремя их негативными разновидностями: монархия (тирания), аристократия (олигархия), демократия (охлократия). Аристотель же развивая  рассуждения своего учителя, утверждает, что тирания, олигархия и демократия одинаково вредны для благополучного процветания  государства и его граждан, ибо «общей пользы ни одна из них в виду не имеет».   (4)
    Все, кто продолжает жить по принципам сталинизма, кто видит в сталинской России  какое-то величие  - это насмерть отравленные невинной кровью выродки, политические животные,  безумные  носители  самой бесчеловечной в мире идеологии.  Больная страна, больная власть. И,  конечно же, нравственно       больное    эрзац-общество. Попытка превратить Россию снова в Сверхдержаву по сталинским  лекалам и методам, с «Лениным в башке и  маузером в руке» накануне VI технологического уклада  Великой промышленной революции,     обречена на новый позор и полное  поражение. Попытка исправить ситуацию, пойти по «третьему пути», лавируя между «старым порядком» и революционным хаосом стала в конце прошлого века  одной из причин «катастройки» (А.А.Зиновьев). Возникает новый Мир, определяющий новую идеологию, нормы и судьбы человечества в XXI  веке. Возникли «ножницы» между  амбициями и возможностями сверхдержавы.  Потребителям  чужих  научных и технологических достижений, адептам  административно-сырьевой ренты, живущих по принципу: «всё куплю, сказало злато, всё возьму, сказал булат»,  великое будущее не грозит,  несмотря  на  советское  имперское прошлое. Сегодня  Россия –  страна рантье, бездельников и социальных паразитов, страна имитационной демократии, и власть в ней   по сути  авторитарная, а по духу криминальная.
       Город Куса. 17 тысяч жителей. Средняя численность донской или кубанской станицы. Три года назад  этот город посетил йети (бигфут) - снежный человек. Извлечение фрагментов гипсового Сталина -второе по значимости историческое событие этого города.  В Кусе два памятника Ленину: один стоит напротив Дворца культуры, другой  сидит в кустах среди деревьев.  Памятник "Слава героям 1941-1945 гг."  у проходной чугунного завода, православный Свято-Казанский храм, ФГУП "Петропавловский спиртозавод" и частная пивоварня "Золотая Куса" - вот и все достопримечательности города, которому  недавно исполнилось 235 лет.  Вокруг прекрасные пейзажи, но поселение городского типа производит гнетущее чувство безнадёжности.
    Города, городки и посёлки Атбасар, Есиль, Жаксы, Кийма и далее везде. Безрадостный вид зимой и летом. В каждом городе и селе по два памятника Ленину и по два общественных туалета: один    – на вокзале, другой  – на   рынке. А где нет  рынка и вокзала, там люди ходят по нужде под себя.  Морозная зима и знойное, сухое лето, снежные бураны и пылевые бури. И монотонная жизнь как животное существование. Не дай Бог родиться и умереть в подобных населённых пунктах. Вокруг разруха и нестроение жизни, пустыри, заросшие чертополохом, разбитые дороги и ветхие мосты, умирающие рабочие поселки и деревни,  а повсюду в Вороньих слободках  и в домах барачного типа не смолкает бульканье самогона и шумные споры о  "ежовых рукавицах и крепкой сталинской руке», об особом  "третьем пути" великой и могучей  России.
                Наш паровоз разворован до втулки,
                Ограблен последний  сиротский приют,
                Но  глупые люди в глухом переулке
                С надеждой  на светлое завтра живут.
                Анатолий АПОСТОЛОВ.  «Книга Памяти»

Авторские примечания.
   1. Практика применения  закона об оскорблении величия, как правило, начинается с мании величия тирана, (Mania grandiosа)  с осознания им  своей особой, мистической исключительности. Гай Юлий Цезарь, выдающийся  мыслитель, писатель, оратор, полководец и политик, гордился тем, что  его род  восходит  к самой Венере. Сын сапожника и  домашнего тирана Иосиф Виссарионович  Джугашвили (Сталин)  старался не опровергать (но и не поощрять) слухи о том, что он сам  «знатных кровей», побочный, незаконнорождённый  сын Пржевальского. Лучше быть всесильным  бастардом, чем сыном сапожника и приходским священником. Закон об оскорблении величия  широко применялся на практике во времена правления Тиберия, в его борьбе с оппозицией и влиятельными  родовитыми  соперниками.  Именно при Тиберии   были созданы благоприятные условия для политических доносчиков (delatores), изветчиков,  которых  при Сталине уважительно стали называть «информаторами», игравших роль катализатора очередной волны политических репрессий. В сталинском режиме нашла своё  отражение как  старшая (архаическая) тирания, так и  младшая (полисная, узурпаторская), с её гордыней, дерзостью и необузданностью (hybris), при которой тираны по-своему нивелировали общество, в некоторых городах-полисах они способствовали  победе демократии и своего рода социальной гармонии в обществе с бесплатной раздачей хлеба плебсу и  системой самообразования. Большинство таких режимов было кратковременным. Кстати, Сталин  в бесплатной раздаче хлеба всему советскому народу видел  основной показатель окончательного построения коммунизма в 1960 году.

2.Анатолий Апостолов.  Быт и нравы эпохи НЭПа.  М. ВТО,1965. - ПРОЗА.РУ. –Страница автора.    Эти озорные песенки распевали на улицах российских городов беспризорники, которых в конце гражданской войны насчитывалось  свыше трёх миллионов. Они сбивались в шайки по тысяче и более человек и делали набеги на городские рынки Харькова, Киева и  Луганска.  Многие из них прошли систему ФЗО (фабрично-заводское обучение) ,стали «фабзайчатами» ,  пополнили  собой  нехватку шахтёров Донбаса, а самые трудно исправимые и педагогически запущенные  пополнили ГУЛАГ, стали  землекопами, бетонщиками, вальщиками леса и рудокопами.  От тех лет осталась лирическая задушевная песня «Вышел в степь донецкую парень молодой…» На тему жареной селёдки есть ещё одна частушка времён НЭПА:
               
               А матрос молодой, в руку раненый,
               Он на рынке торгует рыбой жареной,
               А рыбу никто не берёт, только лапают,
               У матроса молодого  слёзы капают.
      Бочковая солёная селёдка в СССР была самым распространённым "морепродуктом". Она входила в сухой паёк в РККА и в лагерной системе ГУЛАГА. Селёдка и  вобла спасали многие  регионы от голодной смерти как до войны, так и после войны. По воспоминаниям Елены Боннэр (1923-2011)  жареную  на сковороде соленую селёдку очень любил академик и  лауреат Нобелевской премии Андрей Дмитриевич Сахаров. Вполне вероятно, что такое оригинальное блюдо является следствием пережитого им послевоенного голода. Верится в это с трудом, ибо москвичи по-настоящему  голод не испытывали. Но всякое бывает: на вкус на цвет товарищей нет. (Боннэр Е.Г . "Дочки-матери". М. Прогресс-Литера, 1994)
   3. Б.М. Бим-Бад. Сталин. Исследование  жизненного стиля. М. Издательство УРАО,2002, С.162-170)
    4. ПЛАТОН – АРИСТОТЕЛЬ. Пайдейя: восхождение к доблести. Серия: Новая педагогическая библиотека М. Издательство УРАО, 2002,с.104.  Рассуждая о  построении справедливого общества древние учителя нравственности считали, что его  может создать только совершенный человек, полубог, Демиург. Цель явно недостижима, но она является смыслом всей жизни:
            Жизнь, что судьба мне дала, потому я не трачу впустую
            Ради надежды тщетной найти средь людей совершенство (Симонид)
 
2018-09-06