Три сестры

Сергей Царапкин
(бытовое убийство на московских подмостках)


Пролог

Теплым летним вечером 2018 года в конце рабочей недели в пятницу в Москве случилась жуткая история. Три юные барышни убили своего отца!
Вот что об этом сообщил сухой пресс-релиз на сайте Следственного комитета: «Следственными органами Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство)».
По данным следствия, вечером 27 июля 2018 года в межквартирном холле подъезда жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва улица Алтуфьевское шоссе д. 56, было обнаружено тело 57-летнего мужчины с множественными колото-резаными ранениями в области шеи и груди.
На следующий день по подозрению в совершении указанного преступления были задержаны три дочери в возрасте 17, 18 и 19 лет. В ходе допроса девушки признали вину и пояснили, что у них сложились личные неприязненные отношения с отцом ввиду причинения им на протяжении длительного времени моральных страданий.
Итак, 27 июля вечером на пульт дежурного полиции пришло сообщение об убийстве. Позвонила одна из дочерей Хачатурян. По ее словам сестры, получив ножевые ранения от взбесившегося отца в результате обороны, непредумышленно убили его.
Убийство произошло в трехкомнатной квартире. Прибывшая бригада оперов В ходе работы на месте преступления установила, что 17-летняя ученица 11 класса Мария Хачатурян нанесла 57-летнему отцу не менее 35 ударов ножом в область шеи и тела, 18-летняя Ангелина Хачатурян нанесла не менее 10 ударов по голове, а 19-летняя Кристина Хачатурян распылила в лицо Михаилу Хачатуряну содержимое перцового баллончика, после чего взяла из рук Марии нож и ударила папу в сердце.
Из квартиры следователи изъяли нож, четыре сотовых телефона, блок видеорегистратора из автомобиля, шкатулку с таблетками, молоток, арбалет, 16 дротиков, травматический пистолет, сигнальный револьвер «Наган», охотничье ружье, 16 патронов, пневматический пистолет и пневматический револьвер.

Картина маслом
В этот вечер, как и всегда, 57-летний Михаил Хачатурян на своем Лексусе припарковался возле дома. Мужчина вышел из машины, и на больных плохо гнущихся ногах медленно направился к подъезду. И хотя квартира находилась на третьем этаже, но Хачатурян стал подниматься пешком. Он вообще редко пользовался лифтом. Считал, что надо заставлять двигаться больные ноги и под нагрузкой работать больное сердце. Совершая этот регулярный тренинг, мужчина несколько раз останавливался, чтобы перевести дыхание и дать успокоится сердцу. Дочери были дома. Отец переоделся, принял душ, выпил бокал чая, принял таблетки и, включив телевизор, опустился в любимое кресло-качалку. Когда он задремал в комнату вошла средняя дочь. Когда Ангелина оказалась позади отца, В руках ее оказался молоток. Взмах, удар в голову, кровь и отец теряет сознание. Удар оказался не сильным и Хачатурян через какое-то время пришел в себя. Окровавленный, он выбрался из кресла и пополз к дверям. Девочки из кухни услышали шорохи. Когда хлопнула входная дверь, они все поняли. Отец оклемался и пытается сбежать! Они бросились за ним. В руках у младшей Марии был нож; Ангелина неслась с молотком; в руках у Старшей К. был баллончик с перцем.

Монолог героя

Это подлинная запись, которую специально записали и сохранили сестры. Ее отправил дочерям отец из Израиля, куда он часто уезжал на богомолья. (расшифровка и замена отдельных выражений сделаны редакцией Комсомольской Правды):
Мне плохо, я просто не могу... (уматывайте на фиг!). Он в квартиру не заходил, он на улице стоял – да, говоришь? А теперь он уже в комнате, да? Я твой мама .... (насиловал)! ..., уматывайте по-хорошему. До моего приезда чтоб вас не было! Я вас публично в групповую ... (изнасилую). Вы деньги хотели заработать? У вас денег не было, он вам ... (клиента) привез! А Кристине до этого, когда я в отъезде был, уже привозили ... (клиента). Да буду говорить еще много, еще прибавлю! Ангелин, ... будешь беспрерывно, поняла, Ангелина? Если не уйдешь. А если уйдешь, я тебя найду. Шлюхи вы конченые! Мужиков приводите, да? Он привел, да? Для вас привел, да? Сутенером уже стал, барышничать невыгодно? И вы втроем вместе, с ним вместе? Сережка ждал в комнате, когда он вас ... (занимался сексом)? За сколько, цена какая была?
Скажите всю правду, буду бить за все... Убивать буду, уйдите, уйдите, уйдите, не доводите до греха. Вы шлюхи были – шлюхами сдохнете. Если рискнете, пожалеете – ваша мать не рискнула. Даже не успеете пожалеть. Хочешь, чтоб я сегодня приехал? Ай тварь. Ах, ты сукина дочка, ай проститутка маленькая четырнадцатилетняя. Что ты хочешь, запись хочешь? Да я могу всем видео показать, что ты делала! И бога имя не давай, бога имя не давай, мразь! Мужик чужой у нас в доме! Я сказал: пусть придет за собакой, привезет – увезет. Но ни оставаться, ни ночевать у нас!»

Монолог из следственного изолятора
СИЗО No6 является женским изолятором. Расположен изолятор в Москве на ул. Шоссейная. Девочек доставили туда 2 августа 2018 года примерно в 01:30, когда завершилось заседание Останкинского суда. Вот что рассказывает средняя дочь. Следствие подозревает ее главной вдохновительницей страшного преступления. Худенькая, маленькая, она сидит на нарах и спокойно беседует с корреспондентом. Девушка говорит о себе, о случившемся и об условиях содержания. Поражает ее спокойствие. Сложно представить, что можно вот так рассказывать про убийство отца, каким бы он ни был. Михаила Хачатуряна дочь называет «он». И никак иначе.
- Здесь терпимо, - начинает она. - Но мы морально были готовы ко всему.
- Вы не из бедной семьи, наверное, тюремная пища пришлась вам не по вкусу?
- Да нет. Хорошая еда. Суп и картошка с мясом сегодня были на обед, рисовая каша на завтрак. Вкусно.
- А одноразовое постельное белье, которое, как я вижу, уже за одну ночь пришло в негодность? Неужели и оно нравится?
- Не очень, если честно. Но это ведь самый лучший вариант, чтобы не стирать... Как бы ни развивались события, я готова ко всему. За сестёр только очень переживаю. Знаете, я ведь изначально хотела взять все на себя и одна сесть в тюрьму. Но мы не продумали всех деталей.
- Порезы на руках болят?
- Не очень. Это младшая нас после всего порезала ножом, чтобы можно было потом сказать, что это была самооборона. Но в итоге мы запутались. Многое надо было просчитать, а мы не смогли. Так что пошли на чистосердечное признание.
Я ни о чем не жалею. Нельзя было больше сносить то, что он с нами делал. Тюрьма - это лучше, чем жить с ним.
- Так ужасно было?
- С 10 лет избиения, с 14 - домогательства. Когда он выгнал маму три года назад, стало все совсем плохо.
Он бил нас всем, что попалось под руку за любую мелочь. У него наверное была низкая самооценка, и он так отыгрывался на нас. Плюс в его понимании женщина - рабыня. Он совершенно ничего не делал по дому, даже воды себе сам не наливал и окно не закрывал. Отдавал нам приказы. Не позволял нам ходить в школу.
Я и младшая учились в одном классе, так вот, за весь год были там 7 дней. Старшую он ещё более-менее отпускал, потому что она училась на медика. Запрещал современно одеваться, гулять на улице, пользоваться социальными сетями. Но, наверное, это можно было стерпеть, если бы не было ещё хуже...
- Вы про насилие?
- Да. Этому подверглись я и старшая сестра. Он пил психотропные таблетки. Говорил нам, что ему от них лучше, типа успокаивают. Но в реальности он после них становился только агрессивнее. Всего за три дня до произошедшего он лежал в психиатрической больнице. Он там пробыл почти месяц. Но лучше не стало.
- Почему вы не обратились в полицию?
- У него там связи. Он договорился, что любое заявление на него не принимают.
- Но это же ерунда!
- Нет, вы не знаете, у него связи. Однажды мама сама от него сбежала, он ее нашёл с помощью полиции моментально! Это было в 2006 году, а сейчас 2018-й, он вообще мог все.
- Вы маме рассказывали, что он с вами творил?
- Нет, мы говорили, что все хорошо. Договорились молчать обо всех издевательствах. Она все равно сделать бы ничего не смогла и только мучилась. Когда мы его убили, позвонили брату, он - маме. Мама приехала, мы все ей рассказали. Она спросила: «Зачем вы это сделали? Мы бы что-то придумали». Ничего бы не придумали. По-другому было нельзя.
- Страшно все это...
- А нам уже не так страшно. Хуже, чем было, уже не будет".
Реплика друга
— Я 30 лет знаком с Хачатуряном, за столько лет ни одного косяка за ним не было замечено, — начал мужчина лет 45. — Он в компании вел себе интеллигентно, был даже слишком сдержанным. Мы никогда не слышали, чтобы он голос повышал, разговаривал почти шепотом. В последнее время столько грязи вывалили на Михаила, но никто не хочет докопаться до правды. Почему никто не спрашивает, куда пропали все деньги со счетов Хачатуряна? Ничего ведь не осталось.
— Вы намекаете, что деньги могли украсть дочери и потом убить отца?
— Во всяком случае, многие знакомые Михаила сошлись во мнении, что жадность девушек сыграла свою роль. Они ведь знали номера всех карт отца, где лежали деньги, пароли от всех карт. Это говорит о том, что отец всецело доверял им. В армянских семьях родители всегда доверяют детям. У нас так принято. Вот ваши дети знают пароль от ваших кредитных карт? Нет? А мой сын знает. Это нормально. И задержанные знали. У него не было секретов от девочек. А то, что он их баловал, — ни для кого не секрет. У каждой из них была своя карта, куда он ежемесячно переводил им на личные расходы порядка 60 тысяч рублей. Девушки никогда не отказывались от денег и тянули с него еще, им все было мало. В свою очередь, Михаил исполнял любую их прихоть, одаривал подарками. Вот они ему и отплатили.
— Девушки общались с матерью, которую Хачатурян выгнал?
— Она при дочерях занималась черт знает чем. Показывала им дурной пример своим поведением. Поэтому он и решил девочек оградить от общения с ней. Запретил им общаться. Сына выгнал по той же причине, вроде парня застал с легкими наркотиками. Так как Михаил сам отрицательно относился к алкоголю и наркотикам, то выгнал сына из дома. Но дочери продолжали общаться с матерью. Они ее жалели, помогали ей деньгами. Каждый месяц они передавали ей по 40 тысяч рублей. И Михаил знал об этом, но делал вид, что был не в курсе. Не препятствовал, потому что понимал, несмотря ни на что, его бывшая жена подарила ему детей — и он не мог ее оставить без средств существования. А самому ему передавать деньги было неудобно.
— Откуда у него деньги, если он не работал?
— А вы разве не знаете людей, которые не работают, но имеют деньги? У Хачатуряна были очень влиятельные знакомые.
— Угрозы, которые поступали от Хачатуряна в адрес детей, не говорят о том, что покойный был трепетный отец и муж.
- Он воспитывал дочерей как и мог. В его семью мы не лезли. Не принято это у нас — интересоваться личными проблемами. Воспитание — сугубо личное дело человека. Отец воспитывает детей так, как считает нужным. Никто ему не указ в этом деле — ни друзья, ни женщины.
Но я точно знаю, что Михаил мечтал вырастить достойных дочерей. Он говорил им: «С парнем будете встречаться, только если уверены, что соберетесь за него замуж». Но они не хотели замуж. А его желание — это нормально. Например, мой сын даже не знакомит меня со своими девушками. Говорит, если встречу будущую жену, тогда и приведу в дом. Это правильное воспитание.
Помню, Михаил переживал, когда однажды вернулся из больницы, а дома творился страшный бардак, девочки перед его приездом не соизволили даже убраться. Он волновался, что дочери пойдут по стопам матери, поэтому и не позволял им выходить из дома. И школу он запрещал им посещать не случайно.
Он ведь, когда понял, что здесь из дочерей ничего хорошего не получится, решил перевезти их в Израиль, поближе к святым местам. Накопил деньги на квартиру там, ему знакомые уже подобрали жилье. Он верил: у девочек в Израиле не будет того соблазна к разгульной жизни, который был в Москве. Но его мечта не осуществилась. Да и не могла осуществиться, если убийство дочери запланировали аж в 2014 году — во всяком случае, об этом нам рассказали следователи."

Биографическая справка
Михаил Хачатурян по отцовской линии принадлежал к семейству известного советского композитора Арама Хачатуряна. Армянский мальчик Родился в 1961 году. Ребенок родился не в горах солнечной Армении, а в столице Советского многонационального государства. Рос и учился в Москве. В восемнадцать лет по призыву отправился Служить в Афганистан. От первого брака у него сын. Около сорока лет Михаил жениться второй раз. Его избранница красавица из солнечной молдавии с волшебным именем Аурелия. Прожили они вместе около пятнадцати лет.  От второго брака у него сын Сергей и три дочери. По мнению Михаила всю их жизнь его молдавская жена проявляла непослушание и вообще вела своевольный образ жизни. Дабы избежать тлетворного развращающего влияние на подрастающих девочек в 2015 году Михаил с ней разводится.
Итак, что же в остатке?
Есть отец которому 57 лет. Это контуженый псих и самодур. В очередном приступе «праведной ярости» он выгоняет из дома своенравную молдаванку, обвиняя ее как развратную непослушную тварь. Затем подрастает сын Сергей. Отец отправляет и его на все четыре стороны. Сестры продолжают жить с ним. Девушки остаются под прицелом нестабильного психического самочувствия отца. Отец - то нежит, холит и заласкивает своих доченек, а то из квартиры делает строгий, без шага ни вправо ни влево, монастырь. В какой-то момент такого кошмара сестры принимают решение. Девушки начинают сознательно готовить расправу. Расчет был у них простой. Избавиться от отца и обвинить во всем его же. В этом спектакле Каждой была отведена определенная роль. Избавляться от трупа у дочерей не было мысли. Ведь по их замыслу они убивают отца обороняясь. Именно поэтому, как только сестры расправились с отцом, они сразу же сами сообщили о случившемся в полицию и родственникам.

Ладно или героин?
Недалеко от метро 1905года расположено всем известное Ваганьковское кладбище. Ну как же! Высоцкий, Есенин! А через дорогу есть еще один погост. Это армянское кладбище. Характерно, что при входе на его территорию с обеих сторон от главной тропинки посетителей встречают богато обставленные усыпальницы Рудольфа и Владимира Огановых. Можно удивляться, но это привет из уродливых и лихих девяностых. Братья Агановы широко известны в определенных кругах. Впрочем, Их при жизни друганы именовали иначе - Рудик Бакинский и Вачикос Шестипалый. Кто такие? Это влиятельнейшие воры в законе из девяностых. Армянская община одинаково чтит память о своих криминальных авторитетах и высокопоставленных прокурорах. Здесь эти ребята отлично соседствуют на лучших участках. К примеру, чуть подальше, но тоже на видных местах — девятый чемпион мира по шахматам Тигран Петросян, композитор Микаэл Таривердиев и неясным образом оказавшийся здесь русский писатель Андрей Платонов. Вот так самое маленькое кладбище Москвы по плотности захоронения знаменитостей ничуть не уступает Ваганьковскому.  Если заглянуть на армянское кладбище в будний день и пройти вперед по главной аллеи, то посетитель окажется перед небольшой, но аккуратной и уютно расположившейся в тени кленов церкви Святого Воскресенья. В это время здесь почти нет прихожан. Только поющие птицы, высокое небо , божественная тишина и лавочка, на которой рядком сидят администратор Артур и свечница Ася.Они работники кладбища и местные старожилы. О том, чтобы Хачатурян когда-то сам проводил церковные обряды, Артур никогда не слышал.
— А ведь был когда-то случай, когда Архиепископ выбрал его крестным отцом на Рождество, — вдруг припоминает Ася.
Этой традиции уже много лет. В главный христианский праздник владыка поручает представителю самой верующей и благочестивой семьи почетную миссию окунать в купель младенцев. Когда-то около двадцати лет назад этой чести удостоился и Михаил Хачатурян.
— Был он простым мирянином, но истинным верующим, — принимаются рассказывать они корреспонденту Комсомольской Правды, — Всегда привозил нам из своих поездок в Иерусалим свечи и ладан. Детей своих приводил и жену молдаванку, но это было уже давно. В последнее время обычно один приходил. — Нервы у него были. И больное сердце, — вздыхает Ася. — Очень не любил, когда кто-то громко разговаривал во время его молитвы. Такого человека мог и обругать.
— Но тех, кто к нему обращался уважительно, он всегда поддерживал, — продолжает Артур. — Бедным помогал. Кому надо было, доставал из кармана и отдавал 3-5 тысяч рублей, просто так, без отдачи. Два раза в год просил священников освятить его квартиру.
При этом многодетный отец был болен сердцем и имел тяжелую форму диабета, нигде не работал, и при этом Семья ни в чем не нуждалась. Две квартиры в Москве и его Девочки невесты были упакованы по высшему разряду. У каждой только самые новые айфоны, и все продвинутые гаджеты; шмотки только из бутиков; и на карман каждой ежемесячно на памадки по шестьдесят тысяч рубликов. Откуда контуженый отец брал денежки? Родственники и друзья тщательно обходят вопрос того, чем занимался и где брал деньги Михаил. Немудрено, что от такой таинственности много рождалось разговоров. К примеру поговаривали что Михаил Хачатуриян является вором в законе. Но, скорее, его «должность» можно назвать смотрящим от воров. К примеру, многие жители Алтуфьево знают его «Лексус» с пятью семерками на номере. Крутая тачка всегда припаркована на одном из перекрестков Алтуфьевского шоссе. В этом автомобиле дядя Миха и проводил свой рабочий день. К нему то и дело подходили люди. Что там у них происходило? Может быть дядя Миха дань собирал? Или раздавал поручения? Или возможно одной из главных его задач была помощь сидельцам — «греть зону», так это называется. То есть он собирал и передавал за колючку деньги, какие-то нужные вещи.

Разумеется сейчас никакого Лексуса со счастливыми семерками на перекрестке нет. После случившегося Автомобиль сразу обыскали и нашли в нем пакет с веществом белого цвета. Противники покойного говорят, что это был героин, сторонники — что ладан. Следствие пока молчит.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что такого нестандартного человека все окружающие боялись и считали ненормальным. К примеру, во дворе где жила семья Хачатурян все вопросы и недоразумения решал дядя Миха. Тихий рассудительный голос и внимательные Глаза. Но через одно лишь мгновение этот «философ» мог превратиться в психа.  Все знали, что у дяди Михи для убедительности В кармане пистолет. Возможно, поэтому во дворе всегда был порядок. А вот пример, как отец воспитывал своего сына.  Дядя Миха Своего второго сына Сергея заставил играть с собой в русскую рулетку — это когда в револьвер заряжаешь один патрон, крутишь барабан, и там уж выстрелит — не выстрелит. Правда, не в голову целились, а в ногу. После 9-го класса Сергей поступил в колледж, где пытался получить профессию наладчика компьютерных сетей. Но за систематические прогулы и неуспеваемость его выгнали уже с первого курса. Возмущенный отец выгнал сына из дома. Сейчас Сергей скитается по квартирам друзей. Он перебивается случайными заработками: то на автосервисе со знакомыми, то на Савеловском рынке какие-то дела.


Что можно выловить с помощью сетей?
Михаил Хачатурян любил о себе должным образом сообщать и в социальных сетях. Есть множество фоток, где рядом с ним вполне уважаемые люди. Вот он с сатириком Евгением Петросяном, а вот с певцом Авраамом Руссо. На одном снимке даже запечатлен премьер-министр России Дмитрий Медведев!Этот снимок, судя по всему, сделал сам Хачатурян.
Очевидно, что влиятельных друзей у этого человека было много. Был среди них и самый главный. Этот человек уже много лет живет в США. — История эта тянется из девяностых. Рассказывали, что Михаил на одной бандитской разборке Закрыл собой друга. Спас от пули. Вот тот с тех пор поклялся его до конца своих дней благодарить за спасенную жизнь.
Именно из-за океана Хачатурян получал деньги, позволявшие ему не работать. Отдельный Вопрос вызывают фотографии, где дядя Миха обряжен в священническую рясу. Действительно, если Михаил Хачатурян был простым прихожанином, то откуда на его страничке в соцсетях столько фотографий в церковном облачении?
- Что это значит?
Попытался ответить на этот вопрос настоятель монастыря святых Архангелов в Иерусалиме Гевонд Вардапет:
— Некоторые из этих фото сделаны во время празднования армянского Рождества в Иерусалиме, которое отмечается в ночь с 18-е на 19-е января. Паломникам оказывается честь носить черную рясу, а во время службы — праздничный стихарь. А на других снимках Михаил тоже носит стихарь, но уже по другому поводу — здесь он выступает крестным во время крестин. Поэтому в маскараде Михаила обвинить точно нельзя: никаких церковных канонов он не нарушил.
А вот дочки в сети выглядят иначе. К примеру, все три сестрички очень активно отвечали пользователям в популярном среди тинейджеров сервисе анонимных вопросов Ask.Fm. Если заглянуть в этот онлайн-дневник, который они вели для своих друзей и подписчиков, то открываются любопытные страницы их частной жизни.  Вульгарная лексика, разговоры только о вписках и тусовках, достаточно откровенные фотографии. Опубликованные картинки недвусмысленно свидетельствуют о лейсбианских наклонностях девочек.
Короче говоря, Не слишком сестрички там похожи на «овечек», забитых отцом самодуром.
Вот такая драма без эпилога.
В настоящее время Арест девочек продлен на три месяца.  Вспыхнувший интерес со стороны прогрессивной общественности угас. Поговорив всласть о бытовом насилии в российских семьях, СМИ переключились на иные сенсации. Про заключенных под стражу девочек они вспомнят, лишь когда прозвучит приговор.
В настоящее время сестры содержатся в карантинном блоке в разных камерах, потому как они являются фигурантами одного дела. Кристину и Марию (19 и 17 лет соответственно) посадили в «одиночки», но у Марии, как у несовершеннолетней, есть телевизор. Средняя, 18-летняя Ангелина, попала в камеру, где с ней вместе сидят еще две девушки.
По всем раскладам приговор будет вынесен в середине осени. И он для девочек будет неутешительным.

Эпилог с досужим размышлением.
- Но о чем здесь еще размышлять?- спросит кто-то. – Разве мало сейчас нам показывает ящик картинок со всякой расчлененкой? Или мы недостаточно слышим и видим сюжетов, когда родители убивают своих детей или наоборот - дети своих родителей?
Но минуточку! При необъятном по формам и продолжающем расти в стране насилия, описанный выше случай кажется являет что-то новенькое и до сели неведомое. Вот про это «новенькое» хочется подробнее поговорить. Но сперва, в качестве дополнения к выше рассказанному, приведу некоторые сетевые мнения:
Джаал: «Представьте похороны Рамзана Кадырова.
Примерно то же самое про него будут говорить собравшиеся.
Деньги Аллах давал, никого пальцем не трогал, говорил шёпотом в мегафон.
Это так и называется - переднеазиатский тип поведения».

А-255: «Мне вот любопытно - откуда собравшиеся узнали, что с его счетов пропали деньги?
Убежден, что к дочкам подошли и уже полностью расписали что и как они должны говорить.
Это этническая мафиозная армянская группировка, которую малодушно принято называть армянской диаспорой».
Урод: «Да, двух мнений быть не может. Русский мир убил хачика хачатуряна.
Нельзя было воспитывать дочек в московском мире, был бы шанс если бы они оставались в армении.
А так выросли москвичками. Да и жена которая как кошка каждый год рожала, поди из наташЮ чернильница не кошерных армянок.
Но самый цимес что чувак не работал, но владел хатами и каждой дочке по штуке баксов на помадки выдавал.
я ох--аю дорогая редакция»!
Джаал: «60 тысяч только каждой дочке каждый месяц!
А сколько любимому сыну Хачику, наверняка в разы больше, порошок, клубы, тачки и дамы тоже трат немалых требуют!
Короче, Михон был классическим армянским ломбардистом, коих десятки тысяч в россистане, само собой, долларовый мультимиллионер.
Но попытки дерзкого Михи сделать из дочек-метисок достойных армянских жён успехом не увенчались - от****или как собаку. Обычная армянская мафия на итальянский манер. Папан мафиозо, нигде не работал, но ездил на "Лексусе" и в деньгах не нуждался. Три дочери, от жены молдованки, которым было суждено стать женами авторитетных армян из диаспоры. Сынуля, который свалил. Вообщем, будь это все на какой-то Сицилии, то никто бы не удивился. Но произошло это в Москве и под влиянием московской "среды обитания. Вообщем, прав Фишер, но в мелочах немного ошибается. Хотя, не важно, в целом он прав».

Литературный состав преступление
Да, и такой состав в преступлениях оказывается может быть.  Это одна из особенностей совершаемых событий в России. Речь идет о тотальной стилизации жизни или, что то же самое, – профанация культурной прокладки, которая отличает человека от недо-человека. Ведь как было всегда?  В головах людей и на полотнах картин стояли ограничители и рамки. Этакие тормоза, которые позволяли отличать фантазии от реальности. Я называю такие времена рамочными. Рамочные времена характеризуются не столько могучим эмоциональным огнем, сколько твердостью понятий и масштабами массовых поступков. Но такие времена не единственные.  Поступкам масс, стабильности чувств и понятий, как правило, предшествуют одиночки Герои. Таких людей можно называть психами, идиотами, террористами или сверх-человеками. Я же представителей оторванного сословия буду условно здесь называть героями. Спутниками их всегда будут – дикое напряжение, молодость, отчаяние и смерть. Но диалектика такова - всякое напряжение обречено на усталость. Если обычные люди с годами стареют, то героям старость не грозит.  Чтобы не превращаться в жалкую дряхлость герои умирают молодыми становятся легендами. Ну а в легенды, мифы и новых богов надо верить. Без веры и жертв боги тощают и умирают. Послушно следуя за отцами-героями, дети обречены поверить в их богов. Это период новых истин и откровений, который в свою очередь сменяется выше упомянутыми рамками. Примерно по такой экспоненте до середины двадцатого века развивалось человечество. Дальше вроде все продолжалось, как и было положено - на несколько десятилетий утвердился биполярный мир, который на рубеже веков стал однополярным. И вот тут, выброшенная за борт нового миропорядка Россия откаблучила, чего никто от нее не ожидал. Нет, мы не поразили мир тем, что решили восстановить империю СССР, хотя сейчас это выглядит именно так. Сама того не желая, Россия сломала внутреннюю механику мирового движения. Мы взяли и за одно поколение выбросили из трех часной системы развития фазу «веры детей в отцов-героев». Вот и вышло, что за фазой героев, минуя веру детей, наступила фаза рамок. Но что и кого следует обрамлять, когда нет ни веры, ни идеалов. Пьедесталы опустели и поставить на них некого.  Это и есть сущностная особенность новой России 21 века.
- «Но причем тут эстетика и литература»?
Отвечаю:- Все просто. Всех без исключения героев придумала литература. Вот наглядный пример – бумажный герой Достоевского Родион Романович Раскольников. Бедный студент без гроша в кармане и с «ржавым гвоздем» в голове.  При этом господин Раскольников оказывается не просто бездельником, но мыслителем и большим оригиналом. Целыми Днями молодой человек лежит в своей гробоподобной каморе на диване и в какой-то момент своих размышлений вдруг решает взять топор и зарубить гадкую старуху - процентщицу. Зачем? Нет, это не пошлый грабеж. Он это решает сделать, Чтобы затем деньгами ростовщицы облагодетельствовать все человечество!  Но одно дело рассуждать на диване, а другое дело - взять в руки топор. И совершить этот невозможный поступок
Давайте на минутку отвлечемся от классики и задумаемся – а что собственно можно назвать поступком и какие поступки мы в нашей жизни совершили? Терминологический словарь определяет поступок, как сознательное, завершенное действие свободной воли. Содержание поступка определяет нравственность и моральность поведения, указывает на различие добра и зла.
Академический словарь к выше сказанному добавляет – поступок это «самостоятельный выбор целей и способов поведения к их достижению. Поступки часто противоречат общепринятым правилам...».
Убив старуху, Раскольников совершает сознательное действие, которое общество признать может только как преступление. Кстати, Сам автор, если прямо не оправдывает своего героя, то уж точно не считает, что Раскольников, убив старуху и ее сестру, совершил сознательный поступок. Достоевский настойчиво подчеркивает, что Родион Романович в момент совершения убийства был «не в себе» и был как бы болен.
Надо признаться - темная штука эта сознательность! На первый взгляд всякая сознательность представляется, как хорошо освещенная комната. На самом же деле такая вроде яркая комната выглядит не светлее глухой ночи. Ясным остается одно поступок, в отличие от механического скольжения между верстовыми столбами с надписями «добро» и «зло», это изменение вокруг себя мира и себя в этом мире. Раскольников не раскаивается в содеянном, не потому что он закоренелый злодей, а потому что преступил за грань. Его философия от диванного вопроса: «Вошь ли я или право имею?»свелась пришла к утверждению:- «То что я сделал-  это я хотел сделать. А если сломался, то туда мне и дорога. Пусть же общество делает со мной, что считает нужным».
Вот такую сумасшедшую фантазию сто пятьдесят лет назад завернул в бумагу Достоевский.  Его бумажная фантазия оказалась пророческой. Но - много ли было тех, кто безумие Раскольникова примерил на себя? Раскольщина - это удел единиц. Судьба таких людей одинаковая – совершив поступок, они становятся легендами. Таков удел героев. Они редко становятся седовласыми старцами. Герои уходили рано еще и потому, чтобы своим детям дать возможность утвердить отцов апостолами добра и зла.
В тесной связи с героями одиночками противостоит общество. Поэтому надо несколько слов сказать и об этом. Если бы герои были ребята исключительно сумасшедшими и выплескивали из себя лишь неадекватное безумие, то достойным местом для них была бы психушка.
- «А что я сам? Вошь или право имею? – застревала в голове у каждого, кто, дочитав роман, с задумчивостью закрывал книжку.
Каковы ни были бы итоги подобных размышлений, здоровое сознание большинства всегда отделяло так сказать мух от котлет. Именно поэтому студент Радион Романович с топором под полой пальто оставался для общества бумажным героем.
Но так было до тех пор, пока работал исторический механизм «сменяющихся времен». Итак, что мы окрест себя наблюдаем. На дворе заканчивается второе десятилетие двадцать первого века. Все вроде неплохо. Лозунги из девяностых типа - «Будь, если можешь, успешным!»отлично сосуществуют с идеей возврата в советское и тотально справедливое прошлое. Но если остановиться и внимательнее присмотреться, то картинка будет несколько иной.  Слева, справа, позади и главное – впереди – кругом пространство сломанных рамок и опустевших пьедесталов. Прислушайтесь!  Вроде кто-то шепчет. Слышите? Голос хотя и тихий, но настойчивый и сразу со всех сторон:
- «Можно., можно., теперь все можно!!!»
Если Западная цивилизация приспособилась в новом американизированном миропорядке и отлично находит средства оставаться обществом толерантности и терпимости, то в поломанной и перекошенной России все иначе. Без всякой иронии Россия похожа на очень больного человека. Судите сами - веками сидящая в коллективной дикости Россия, вместо того чтобы вслед за благополучной Европой наконец-то начать учиться достоянному сосуществованию индивидов в обществе, ведет себя как выскочивший на улицу цивилизованной жизни сумасшедший. Это не просто сумасшедший. Человек со своей внутренней фантазией напялил на себя фуражку и сюртук Родиона Раскольникова. Таким коллективным сумасшедшим сегодня выглядит направо и налево размахивающий окровавленным топором, народ российский!
Но может быть это однобокая клевета?  А все не так? Оглянитесь! Надо быть слепым и глухим чтобы не видеть Кругом снующих и вопящих Печориных и Онегиных! Или вот, пожалуйста, другая картинка. Рассуждающие и не хотящие слезать с диванов господа Обломовы и повсюду, будто тараканы на коммунальной кухне кишат мошенники Ноздревы! И главное - никому не ясно – наказание следует за преступлением или преступление за наказанием? Люди перестали понимать – что первично война или мир?
Возвращаясь к теме нашей статьи, можно смело утверждать - вслед за Раскольниковыми с театральных подмостков в жизнь выпрыгнули три сестрички Хачатурян. Этакое продолжение с отрыжкой в жизнь классики. Но девочки уже не те чеховские страдающие мечтательницы. Сестры Хачатурян для столичной молодежи явление типичное.Можно вспомнить ту же любительницу дорогих машин и быстрой отчаянной езды Мару Багдасарян. Всех их объединяет одно. Они наследники героев. Но если отцы в девяностые из праха рухнувшей страны как могли, лепили новую Россию, то в головах их отпрысков все стерильно. Никаких заморочек с легендами и мифологией! Какие нафиг боги какая на хрен вера? Если девиз отцов был: «Хочу и могу», то Девиз их деток упростился - «хочу и получаю».
Пусть меня не поймут, что я идеализирую лихие девяностые. Как сказал поэт – «Большое видится на расстоянии». День текущий это, как правило, бестолковая череда непонятных событий. Нужна дистанция чтобы как следует всмотреться в случившееся. Прошлое, как и будущее с необходимостью понимания всегда должно быть погруженным в ткань всеобъясняющего мифа.И это уже не фантазия психа-одиночки. В этом важном деле должен принят участие весь народ. Мифотворчество это дело сугубо народное. Поэтому, как не крути, но народным символом девяностых стал ни мошенник Борис Березовский, ни алкоголик Борис Ельцин и даже не доблестные ребята-чекисты вроде Владимира Путина. Народной любви был удостоен Данила Багров герой фильмов А. Балабанова «Брат» и «Брат 2». Этакий из низовой культуры аутсайдер, вдруг подхваченный мутной волной жизни и пытающийся (как он может) разом творить добро и зло. Пожалуй нет более понятного для опущенной ниже плинтуса страны образа. Чем же так отличился мальчик из Московской рафинированной семьи Сергей Бодров? Вроде, по статусу и рангу ему возглавлять нынешнюю стерилизованную молодежь. Думаю, если бы не его ранняя трагическая в Кармадонском ущелье смерть, так бы и было. Но милостивая судьба свела его с настоящим русским художником Алексеем Балабановым.
- «Главная твоя задача - объяснял Сергею режиссер Алексей Октябринович, - Твой герой обязан на все говно ровно стоять»!

Сергей Бодров это сделал и, как подобает герою, молча ушел в вечность.

Иллюстрация на фоне бабьего лета
Бабье лето в Москве это всегда особенная пора! Поэт такую пору назвал «очей очарование»! В самом деле, если август заканчивает большое лето дневными дождями и ночными подморозками, а начала сентября глядит серыми тучами, то уже через пару хмурых деньков вдруг в город возвращается настоящее лето! Бабьем летом это время названо потому, что приходят теплые и очень короткие деньки. От силы неделька. Деревья на улицах обнажены будто смущенные девушки, в парках роскошным ковром улеглась пушистая пестрая листва и кругом неповторимая с небес сквозящая прозрачность.
Вот и 7 сентября 1997 года в Москве было именно такое бабье лето. Около семи часов вечеро из центра по Ленинскому проспекту в сторону области птицей летела черная «Волга». Чуть притормозив на светофоре, водитель тут же врубил четвертую передачу и вдавил педаль газа.В окно ударила волна теплого воздуха и тут же слева нарисовался  стеклами Жигуль.
- Куда придурок прешь? – стиснул и без того тонкие губы и тихо в нос выругался кавказского вида водитель. Тут боковое стекло Жигуля опустилась и из темного солона по «Волге» ударил сноп огня. Машина дернулась, руки водителя еще держали руль, а раздробленная пулями голова уже была мертва. Автоматная очередь ударила по заднему дивану. Сидящие там двое повалились на пол. Жигуль рванул в переулок, а Волга потеряв управление ударилась в столб. Через секунду распахнулась задняя дверь и на проезжую часть из покареженной машины выбрались двое. С пятнами крови на лице и на рубашке парень потащил тело товарища. Они перебрались на другую сторону Ленинского проспекта и скрылись в ближайшем магазине. Так прошла очередная фаза столь распространенных в девяностые годы бандитских разборок. Напомню, все случилось в семь часов вечера, на оживленной трассе, за несколько десятков метров от поста ГАИ. Еще через  несколько минут , сразу после информации о случившейся аварии  на пост пришла другая информация:  «срочно подготовить трассу для проезда кортежа очень высокого чиновника.Тут же за какие-то семь минут разстреленная с трупом машина была оттаранена в ближайший переулок, а стекла прибраны и следы крови тщательно замыты. До вечера машина простояла в переулке. ночью , когда наконец был   вызван наряд милиции, трупа в машине не оказалось. Убитого водителя  тайно схоронили на Армянском кладбище. Кто были те двое, которые раненными выбрались из машины  до сих пор остается тайной. Есть сведения, что тот которого тащил товарищ, оклимался и уже  через месяц слинял в Калифорнию. а тот, кто тащил старшего друга остался в России. Вот этим парнем и был родственник знаменитого советского компазитора Арама Хачатуряна -Миха.
Когда наступили  нулевые Миша остепенился и отошел от дел. Он женился второй раз на красотке из солнечной Молдавии, которая ему родила  сына и трех дочерей. При этом Кто-то щедро спонсировал его из Америки.  В представлениях религиозно настроенного армянина его детям не следовало расти в окружении тотального московского разврата. Именно поэтому отец сперва выгнал из дома развратную молдаванку и затем, подкопив денег, купил в Израиле недвижимость. Друзья обещали Михе помочь с гражданством и переездом на Святую землю. Желание папы было действительно святым. Но хотели ли этого дети? Действительно, чем в сущности Израиль лучше Москвы? Сын Сергей первым ушел из дома. Девочкам ничего не оставалось  как продолжать терпеть заморочки папашки. Дальше в разворачивающуюся драму включается «его величие – случай». В самом деле, - если бы карта судьбы как-нибудь легла иначе! Но для этого надо было чтобы Миха Хачатурян не был Михой. Но Миха оставался Михой и поэтому произошло убийство. Три родные дочери зверски расправились с ним. Закон жесток.   Если герой задерживается на сцене жизни, его надо насильно уводить.