Пекин - это сказка!

Владимир Чаплин
       Китай манил меня давно. Много лет назад, ещё в Советское время мне попался в руки самоучитель китайского языка. Самоучитель был англо-китайский, но для того, чтобы составить общее представление о языке, он вполне подходил. Я, в свободное от работы время, рисовал в тетради затейливые китайские иероглифы, пытаясь их запомнить, но мне это не удавалось. Всё же я выучил два десятка иероглифов, и на этом всё прекратилось. В то далёкое время я даже и представить себе не мог, что когда-нибудь смогу посетить эту страну.

        Когда же выезд за границу перестал быть проблемой, я долго не мог решиться на поездку в Поднебесную, из-за проблем с языком. Дело ещё в том, что я не люблю разных гидов и экскурсоводов. Хождение за экскурсоводом, словно на привязи, «посмотрите налево, посмотрите направо» мне совсем не улыбалось. И такая информация, как масса и высота данной статуи, меня совсем не интересовала. А на вопросы, которые бы я мог задать, ни один даже самый выдающийся гид не смог бы дать исчерпывающий ответ. В этом я уже не раз убеждался! Они или болтают всякую чушь, как Горбачёв, или же честно признаются, что данной информацией они не владеют и отсылают к справочникам и интернету.  Я неоднократно просматривал программы разных экскурсионных туров, и однажды чуть было не отправился в поездку, но туристическое агентство, которое я выбрал, прекратило своё существование, хорошо ещё, что деньги удалось вернуть.

        Однажды к нам в компанию пришла сотрудница, которая неоднократно бывала в Пекине и с упоением рассказывала о китайских достопримечательностях. Я с ней поделился своей мечтой, увидеть Китай хотя бы одним глазком. «Поезжайте и не бойтесь!» - сказала она. И вот я стал усиленно готовиться к поездке. Для начала я купил русско-китайский разговорник и стал в тетрадь выписывать фразы, которые могли бы мне пригодиться в поездке. Потом в интернете я прочитал великое множество отзывов наших туристов, побывавших в Пекине, и понял, что действительно бояться нечего. И в завершении, я скачал схему пекинского метро и составил список достопримечательностей, которые я хотел бы увидеть. Очень мне помог в этом один сайт, на котором были указаны не только адреса, но и маршруты общественного транспорта, а также станции пекинского метро.

         С оформлением визы, бронированием отеля и покупкой билетов, проблемы не было никакой, и в декабре 2016 года я отправился в поездку.
Говорят, что самое лучшее время года для посещения китайской Столицы – это осень, я с этим полностью согласен, но осенью поехать не было возможности из-за проблемы с отпусками, да и цены на билеты были для меня слишком дорогие. Самолёт из Шереметьево вылетел вечером и рано утром (по пекинскому времени) приземлился в Пекине. После пограничных и таможенных формальностей я купил транспортную карту и сел на метро. К моему приятному удивлению в вагоне было достаточно свободно, и  мне даже удалось найти свободное место. Для жителя мегаполиса разобраться со схемой пекинского метро не составит никакого труда. Названия станций объявляются диктором, как на китайском, так и на английском языках и обозначаются светящимися точками на схеме.  Моя станция называлась «Xian Wou Men» (Сьянь Воу Мэнь). Примерно через сорок минут, я  был уже на месте. Выйдя из метро, я увидел католический собор, который уже давно утвердил для себя в качестве ориентира. Осмотревшись вокруг, понял, что вышел не с той стороны, а снова спускаться в подземный переход не хотелось. Стояла прекрасная солнечная погода,  деревья уже сбросили листву, дул свежий северный ветер, и только он напоминал о том, что уже наступила зима. К моему удивлению, на улице было мало прохожих, даже спросить дорогу к отелю было не у кого. Ещё раз оглядевшись, я увидел мотоциклиста, который остановился неподалёку и решил, видимо, осмотреть своего железного коня.
 
       Я вытащил из сумки тетрадь, открыл страницу с названием и адресом отеля и подошёл к нему. Мотоциклист не говорил по-английски, но слово «отель» показалось ему знакомым. Он вытащил планшет и открыл карту города. «Это должно быть совсем рядом», - сказал я ему и указал на название, написанное в тетради. Он прочитал и пожал плечами, потом снова обратился к своему планшету и наконец,  с улыбкой указал мне направление. К моей радости оказалось, что улицу переходить не было нужды, и что я вышел из метро с правильной стороны. Через 100-200 метров я увидел вывеску отеля, а рядом с ним банк. Любезный швейцар, широко улыбаясь, пригласил меня войти, и, за вращающейся дверью, я окунулся в праздничную атмосферу. Несмотря на то, что до Рождества оставалось ещё две недели, подготовка к празднику шла полным ходом. Стены были празднично украшены и звучали, услаждающие слух, рождественские мелодии. И это в Китае, стране, которую никак нельзя назвать христианской!

       Девушка за стойкой администратора прекрасно говорила по-английски.   - Вы будете платить карточкой или наличными? – спросила она.
- Карточкой, - ответил я.
- Вы знаете, что мы дополнительно берём комиссионный сбор?
- Да, - ответил я.
О комиссионном сборе было написано на сайте, где я бронировал отель.
Девушка вставила мою карточку в аппарат и сказала, что сумма на карточке не достаточна.
Этого я никак не мог ожидать! Да, сумма на карточке была небольшая, но вполне достаточная для того, чтобы оплатить проживание и комиссионный сбор.
Я взглянул на выписанный мне счёт, там действительно стояла сумма, превышающая ту, что была у меня на карточке на целых 1000 юань.
- Это депозит, который мы берём с наших гостей, при отъезде мы Вам его вернём, - сказала девушка.
Мне ничего не оставалось делать, кроме как достать 1000 юань из тех наличных денег, которые я собирался потратить на подарки.
- Вы можете заплатить или карточкой, или наличными, а смешанный платёж мы не примем, - сказала другая женщина, постарше.
- Меня никто не предупреждал ни о каком депозите, - сказал я.
- Или карточкой, или наличными! – сказала женщина строго.
Она произнесла слово «CASH» (наличные) с ударением, словно сидящая на ветке ворона.

Я попытался связаться с сайтом, где забронировал этот отель, но указанный номер не отвечал. Искать другой отель в незнакомом городе я не решился.
И мне ничего не оставалось делать, кроме как снимать с карточки деньги в банкомате (в банке по соседству) и прибавлять их к имеющимся у меня наличным юаням. Только после этого мне вручили ключ от номера. Я не буду подробно описывать номер, куда меня поселили, только скажу, что он вполне соответствовал тому, что я видел на фото.

        После непродолжительного отдыха, я отправился на прогулку по городу, и первой на очереди у меня была площадь Тянь ань мэнь. Оказалось, что площадь эта – действительно огромная. Чтобы читатель мог представить себе её размеры, скажу, что в разных концах этой главной площади китайской Столицы расположены две станции пекинского метро. К сожалению, долго я там находиться не мог, так как поднялся сильный северный ветер, и моментально так стало холодно, что даже моя зимняя куртка не спасала. И тут я обратил внимание на то, что солдаты, стоящие в карауле возле мавзолея были одеты в шинели и шапки-ушанки с опущенными ушами. В довершении ко всему, начали выстраивать оцепление, и мне пришлось покинуть площадь.

       Была ещё проблема с едой. На улицах продавалось полно всякой снеди, но наученный печальным опытом, я решил не экспериментировать. В магазинах продавалось много всего вкусного, но готовить пищу у меня не было возможности, да и холодильник в номере был очень маленький. Оставались только кафе и рестораны. Ресторан в отеле я отмёл сразу же, платить 60 юань за обед (600 руб.) – это было слишком! А в маленьких кафе всё меню было по-китайски, и, как правило, по-английски там никто не понимал. Всё же мне удалось найти весьма приличное заведение, где можно было заказать обед из трёх блюд с салатом всего за 25 юань и выпить бокал прекрасного пекинского пива. Я считаю, что в пиве совсем не разбираюсь. Если выпить бокал пива и хочется повторить, то, по моему мнению – это пиво хорошее. А если после двух бокалов пива чувствую себя хорошо, и голова не болит, и во рту нет сухости, значит пиво – прекрасное. Именно такое пиво продают в Пекине. А ещё мне понравился рис с креветками и с чем-то напоминающим наш омлет. А вот блины мне не понравились. Их выпекают на сковороде, так же как и у нас, только когда блин переворачивают, то на одну сторону разбивают яйцо и кладут мелко порезанный зелёный лук с перцем, соевым соусом и чем-то ещё. После чего блин складывают в форме конверта. Есть можно, но по сравнению с нашими блинами – это ничто.

       На следующее утро я решил перед завтраком посетить бассейн. В раздевалке я услышал пение и решил, что это радио. Пел чистый мужской оперный голос. Оказалось, что это был посетитель бассейна. Он, по-видимому,  устал плавать и решил спеть. Я поздоровался и стал напевать классическую арию, он улыбнулся и подхватил мелодию, а потом спросил по-английски, откуда я? Когда услышал, что я из Москвы, запел «Подмосковные вечера» на китайском языке. Меня это так тронуло, что после того как он закончил куплет, я продолжил, естественно по-русски. И так мы спели полностью эту песню. Мы были вдвоём, если не считать сотрудников бассейна, которые пришли, чтобы послушать нас. После того как был спет последний куплет, певец сказал по-русски спасибо и пожал мне руку на прощание. К сожалению, я его больше не встречал.

       Плотно позавтракав, я отправился в «русский квартал». Можете себе представить здания, напоминающие корпуса общежития? Это было, правда,  больше похоже не на русское, а на вьетнамское общежитие в Москве.
На стенах зданий и на приклеенных на стёкла плакатах, было чёрным маркером на скорую руку написано: «шубы у Юли», «обувь у Стаса», «Кофе и пирожки у Ивана», там же были написаны номера телефонов и помещений. Одно из объявлений меня заинтересовало. Я поднялся на лифте на 5-й этаж и оказался в тёмном коридоре. На двери с нужным мне номером было написано следующее: «Извините, мы переехали!» В большинстве своём там работают оптовики, а для меня ничего подходящего не нашлось. Да и как помнит читатель, большими деньгами я не располагал.

        Пройдя через весь квартал, я оказался в районе, где были помпезные дома сталинской архитектуры. Проходя по переходу над широкой магистралью, я спросил у группы людей, примерно моего возраста, где находится ближайшая станция метро. Они вместо ответа рассмеялись мне в глаза, что-то болтая по-своему. Шедший за мной молодой парень что-то сказал им резким тоном, после чего они замолчали, и спросил меня, чем он может мне помочь на хорошем английском. Оказалось, что станция метро находилась совсем недалеко. Должен сказать, что общественный транспорт в Пекине работает прекрасно и, несмотря на то, что в городе огромное число населения, я нигде не видел ни давки, ни больших пробок, сравнимых с московскими. Вот только дороги переходить опасно, поэтому я старался пользоваться надземными и подземными переходами.

        Вечером я решил посетить Храм Неба, где китайские императоры молились об урожае. Храм этот находится в огромном парке. Парк по своим  размерам соизмерим с нашими Сокольниками, или ВДНХ и Ботаническим садом вместе взятыми. При входе в парк я встретил певцов, некоторые люди, как правило, мужчины, останавливались и присоединялись к поющим.

        В декабре быстро темнеет. Мне так понравился этот парк, что совсем не хотелось его покидать. Как же там красиво! Какие восхитительные природные композиции из камней и можевельника! И во всём чувствуется трудолюбие и заботливая рука.

       И вот в парке стемнело окончательно. Главные аллеи парка освещались, а в стороне от них был полумрак. Я по стрелочке попытался найти выход, но упёрся в кирпичную ограду. Вернулся назад, спросил у мужчины в спортивном костюме: «Где находится выход?» Он указал мне в совершенно другую сторону. Короче говоря, я заблудился. Мне ничего другого не оставалось, кроме как идти в том направлении, куда мне указал этот спортсмен. Пройдя метров сто или двести, я встретил женщину неопределённого возраста и задал ей вопрос по-английски.
- Выход? – спросила она с улыбкой.
- Да, - ответил я.
- Я очень плохо говорю по-английски, - сказала она.
- Где находится выход из парка? – снова спросил я, стараясь медленно произносить слова.
- Выход. Я покажу… - ответила она и снова улыбнулась.
Мы пошли вдвоём по аллее и вскоре вышли из парка.

      Но это оказались совсем не те ворота, в которые я входил. Местность вокруг была совершенно мне незнакома.
- А где находится ближайшая станция метро? – спросил я свою спутницу.
- Я не понимаю, - ответила она, растягивая слова и подражая мне.
 Из ворот вышли две молодые девушки. Моя спутница обратилась к ним по-китайски. Одна из них достала смартфон и предложила написать слово. Я написал «Metro», смартфон выдал великое множество результатов, но только не то, что мне было нужно. Тогда я написал слово «underground» - результат был тот же. И тут меня осенило, и я набрал «subway». Вот это оказалось то, что надо. Девушка открыла карту и указала мне на красную отметку.
- Это здесь, - сказала она.
- А это далеко? – снова спросил я.
- Вы можете вызвать такси, - сказала она.
Моя спутница посмотрела на эту отметку и сказала: «Я знаю, я покажу».                И мы пошли с ней по вечернему городу. Я что-то спросил, женщина ответила с улыбкой: «Я не понимаю». Я задал вопрос сначала по-русски, потом по-польски, результат был тот же. Дорога была длинная, и надо было что-то говорить, тогда я стал декламировать стихи. «Я не понимаю», - отвечала моя спутница нараспев. Неожиданно тротуар кончился. Надо было идти под мостом по проезжей части. Мост был широкий, и мимо нас на скорости пролетали мотоциклисты. Мне стало не по себе, а моя спутница шла спокойно впереди, не обращая на них никакого внимания. Так мы прошли под тремя или четырьмя мостами и вскоре вышли на широкую, хорошо освещённую магистраль.

- Метро уже близко? – спросил я.
- Я не понимаю, - ответила она и снова одарила меня своей улыбкой.
Метро в Пекине обозначается латинской буквой D. Вскоре мы эту букву увидели. «Ура!» - воскликнула моя провожатая.
- Огромное Вам спасибо! – сказал я, - теперь я уже не заблужусь.
- Я не понимаю!
- Я поеду на метро, а Вы?
- Я пойду домой, - сказала женщина серьёзно, уже не улыбаясь.
После чего она остановилась и подала мне руку на прощание. Мы тепло попрощались, и я спустился в «подземку». Посмотрев на электронные часы, я понял, что эта прогулка по вечернему городу заняла целый час.

    На следующее утро я решил посмотреть Великую Стену.   В путеводителе было написано, что туда можно добраться на автобусе или на поезде от вокзала. Я рано утром поехал на железнодорожный вокзал. Подойдя к кассе, обслуживающей туристов, я спросил, когда ожидается ближайший поезд.
Кассирша сказала, что сезон закончился, и поезда туда больше не ходят.
«А как я могу туда попасть?» - спросил я. Кассирша на маленьком листке бумаги написала два иероглифа и сказала: «Ищите эту надпись на автобусе!» Я вернулся в отель и показал этот листочек дежурному администратору.
«Я не знаю, что это обозначает»,- сказал он и предложил вызвать такси.
От его предложения пришлось отказаться. Тогда я решил устроить себе прогулку в «Хутуны». Это так называемый старый город. Маленькие домики, такие же маленькие магазинчики и очень узкие улочки. Многие домики причудливой архитектуры в форме ёлочки, но есть и маленькие квадратные коробки, похожие на те, что у нас в Сколково. Нагулявшись, ощутив атмосферу старого Пекина, я решил посетить Резиденцию принца Гуна.    Резиденция Принца тоже расположена в огромном парке. В этом парке прекрасные пруды. Летом там можно покататься на лодках. И конечно прекрасный, завораживающий своей самобытной красотой, дворец. Вот только всё тот же сильный северный ветер доставлял большой дискомфорт. «Но лучше пусть дует ветер», - подумал я. Дело в том, что когда ветер стихает, город окутывает смог. Этим утром я увидел незабываемую картину.    Город был окутан такой дымкой, что даже солнце совсем не слепило глаза, на него можно было спокойно смотреть, оно выглядело как большой красный диск. Вот почему многие горожане носят фильтрующие маски! Но к счастью это продолжалось недолго, ветер «освободил» город и стало даже светлее на душе. Когда я покинул парк, выйдя через противоположные ворота, через дорогу увидел всё те же «Хутуны», только с другой стороны. Интересно, но каждый «Хутун» имеет своё название. И тут ко мне подошли какие-то мужчины средних лет. Это были водители-рикши. Один из них что-то говорил по-китайски, несмотря на то, что я дал им понять, что ни слова не понимаю, они обступили меня со всех сторон. Я ушёл от них снова на территорию парка, они же так и остались стоять на том же месте. Я обратился к молодому парню, выходящему из парка, чтобы он объяснил мне, что от меня хотят. «Не обращайте на них внимания, а идите своей дорогой, они отстанут», - сказал он. Я прошёл мимо них и пошёл дальше прямо по улице вдоль ограды парка. И тут к своему удивлению заметил, что меня взяли в «коробку»; двое рикш ехали параллельным курсом со мной, один из них что-то говорил, не переставая, третий ехал впереди, а четвёртый – сзади.
Вот такой был эскорт! Свернуть было некуда! Наконец-то я вышел на широкую улицу, перебежал на другую сторону и увидел каких-то людей в униформе. Я решил, что это полиция, но ошибся. Это оказались дорожные рабочие, и никто из них не понимал по-английски.

И тут я увидел пожилую пару европейской внешности.
- Меня преследуют, я не знаю, что они от меня хотят, - сказал я, подойдя к ним, - вызовите, пожалуйста, полицию!
- А вот полиция! – ответила женщина и показала на противоположную сторону улицы, то есть на ту сторону, откуда я шёл.
Там стояла полицейская машина, я её сразу не заметил. А один из моих преследователей за это время уже пересёк улицу и продолжал наблюдать за мной.

          Я еле-еле дождался сигнала светофора, мне хотелось перебежать на другую сторону, но движение по улице было достаточно плотное.
Я подошёл к машине, из неё вылез полицейский, ну просто «человек-гора».
Он тоже не знал английского, но вытащил из кармана телефон, позвонил и передал мне трубку. Женщина на том конце провода выслушала меня и задала мне неожиданный вопрос:
- Куда Вы хотите попасть?
- К ближайшей станции метро, - ответил я.
- Это далеко, где-то 15 минут пешком, - сказала она.
- Ничего, для меня это не далеко, - сказал я.

           После этого передал трубку полицейскому. Он выслушал то, что сказала ему моя собеседница, позвал одного из дорожных работников и, видимо, попросил его сопровождать меня до метро. Трое из моих преследователей развернулись и поехали обратно, а один, тот, который мне что-то говорил, продолжил преследование. Но теперь я был уже не один и старался не обращать на него внимания.
Подойдя к станции метро, я остановился, чтобы поблагодарить моего спасителя, этот рикша тоже остановился напротив нас.
И тут уже я не выдержал и грубо обругал его по-русски.
Он продолжал стоять. Я тогда обругал его по-польски, вложив в эту фразу всё своё негодование. Рикша развернулся, молча, и поехал обратно, а я на метро поехал в отель.         
               
        По приезду меня встретил дежурный администратор и сказал, что он прямо сейчас может вернуть мне «депозит». Радости моей не было предела! Эта тысяча юань была мне нужна как нельзя кстати. Я получил деньги и отправился в район «Ван фун дзин» за покупками. Уже стемнело и многие маленькие магазинчики стали закрываться, а в тех, что были открыты, нужных мне товаров не было. В одном магазине мне понравились ботинки, но не было моего размера, вся обувь у них была слишком узкая для моих ног. И тут подошла женщина, одетая в красное и попросила меня жестом следовать за ней. Я подумал, что она хозяйка соседнего магазинчика и хочет предложить мне обувь моего размера, и последовал за ней. Она вошла в соседнее здание, и я понял, что это совсем не магазин. На стене висела вывеска «The Massage» (Массаж). Я хотел выйти, но женщина взяла меня за руку и на чистом английском языке стала уговаривать меня остаться,  я вырвался от неё и быстро пошёл подальше от этого заведения. Было уже поздно, к сожалению, я не успел купить всё, что хотел, но кое-что, а именно подарки для моих близких, я приобрёл. Так закончился последний вечер моего пребывания в Пекине. Когда я вернулся в отель, то увидел на столе фрукты и сладости – подарок от отеля и визитную карточку дежурного администратора. Рано утром я без приключений добрался до аэропорта. При взлёте самолёта, увидел в иллюминатор Великую стену, она, словно белая змея, которая разлеглась на чёрных горах, мне было жаль, что не смог увидеть её вблизи. Но я утешил себя мыслью, что будет повод ещё раз посетить эту удивительную страну.  Вечером я был уже в Шереметьево, в Москве, в отличие от Пекина, здесь было уже белым-бело. Так закончился мой долгожданный вояж!