Маленькое эссе на тему Дня Победы

Мария Виктория Редлих
Красивые парады, торжественные речи, фееричные салюты, радостные поздравления,  звенящие медали воинов-героев и юных спортсменов. Лозунги то тут, то там: "Я помню! Я горжусь".

Легко гордиться чьими-то достижениями, заслугами, самоотверженными подвигами, героизмом. Легко просто помнить: 1941 – 1945. Но вот осмыслить всю полноту События, прочувствовать, носить в себе боль и ужас войны, пережитые нашими предками,  дано не каждому. Может быть поэтому в нас больше гордости, чем искренней благодарности и подлинного уважения к героям-освободителям.

Не так давно я посетила одного участника ВОВ. Марии Ивановне 96 лет, с 1942 по конец войны  в военно-санитарных поездах спасала раненых и умирающих, участвовала в боевых действиях. Еще год после войны работала в реабилитационном госпитале в Венгрии. Какая двадцатилетняя девчонка сможет сейчас так?  У меня слезы навернулись, когда увидела, в каких условиях она живет. Небольшая хатка, пол на уровне земли, низкий потолок, маленькая кухня-прихожая не больше четырех (!) квадратных метров, две темных комнатки, где не пройти свободно. Крыша после урагана как решето, залатана старым и доступным методом: краска и ветошь; и уже 6 лет в государственном бюджете нет средств, чтобы в соответствии с законом  это разрушение исправить. Мария Ивановна не ходит уже 8 лет, рядом с ее кроватью жесткое инвалидное кресло. К счастью, старушка не знает, сколько ее дочерью пережито унижения, пока та получила от соцстраха хоть такое. Каждый год в канун Праздника ее поздравляют одни организации, другие, третьи: открытки, конфетки, слова благодарности, «галочки» в отчетные документы – уже за забором. Но никто из тех поздравляющих пока не захотел открыть взор своей совести чуть шире и... ну, хоть попытаться улучшить условия жизни старушки. А если б вы видели, как она улыбается, словно заряжает оптимизмом, весела, энергична, приветлива, хоть и не слышит уже ничего. Это поколение не знает, что такое депрессия, потому что они знают, что такое горе  и страдание, не зависящее от тебя самого, и поэтому знают ценность  настоящего счастья. 

Поразил еще подвиг девятнадцатилетнего старшего сержанта, о котором я когда-то прочла в статье "Что немцу хорошо – русскому смерть" (https://vk.com/id365981494?w=wall365981494_27/all) автора Сергея Юрьевича Белякова, доцента Липецкого государственного технического университета:
«17 июля 1941 года в белорусской деревне Сокольничи обер-лейтенант 4-й танковой дивизии Фридрих Хенфельд записал в своем дневнике: «Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он вел бой в одиночку. Бил из пушки по нашим танкам и пехоте. Казалось бою не будет конца, храбрость его была поразительна... Это был настоящий ад».
Этим неизвестным солдатом был 19-ти летний старший сержант 55-го стрелкового полка Николай Сиротинин, который с орудием 76-го калибра добровольно остался прикрывать отход своих товарищей. Бой длился три часа, и даже после повреждения орудия Николай расстреливал неприятеля из карабина. Девятнадцатилетний русский паренек уничтожил 11 танков, 7 бронемашин и 57 пехотинцев. В Сокольничах слышали о зверствах фашистов, особенно в тех деревнях, где они понесли большие потери и ждали, что здесь месть будет особо жестокой.
Немцы действительно согнали всех жителей в одно место, а затем произошло то, что, наверное, не именно аналога во всей истории Великой Отечественной. Они сами выкопали могилу, накрыли тело русского солдата плащ-палаткой, долго стояли над ним, а захоронив, дали троекратный залп. Передавая солдатский медальон одной из сельчанок немецкий полковник сказал: «Возьми и напиши родным. Пусть мать знает, каким героем был ее сын и как он погиб». Подвиг Николая Сиротинина тоже является русским чудом, и такие чудеса сопровождают всю нашу историю».   Может ли, кто-то из современных молодых и не очень мужчин проявить столько мужества, отваги, добровольной жертвенности?.. А Николаю было всего 19!

Не могу оставить без внимания и подвиг Героя Советского Союза Матвея Кузьмина. Легендарный поступок! Я восхищаюсь силой духа, благородством и свободолюбием таких людей.

ИХ ГЕРОИЗМ И ЖЕРТВА  – НАШЕ СПОКОЙНОЕ И СЧАСТЛИВОЕ НАСТОЯЩЕЕ! Давайте, наконец, поймем это и научимся быть благодарными не только, и не столько на словах, а настоящим делом: оказывать заботу, помощь и защиту; проявлять внимание и уважение к нашим героям-ветеранам. К тем, кого так мало осталось, кто уйдет через 2-5 лет, и мы будем последними, кто мог их видеть, кто мог обеспечить им достойные, наполненные счастьем и радостью последние годы жизни. Всего несколько лет!  Давайте не будем равнодушны к их одиночеству и найдем время не только 8-го или 9-го мая для сухих дежурных поздравлений, а хоть раз в месяц, возьмем с собой своих детей, сядем рядом, послушаем, расспросим о войне, об их тогда чувствах, переживаниях и нынешних желаниях;  давайте не будем проходить мимо их теперешней  немощи и слез и просто поможем - ремонтом, деньгами, трудом, простыми подарками, поездками и концертами, оплатой коммунальных услуг и покупкой продуктов; давайте не будем закрывать глаза на несправедливость и черствость чиновников, напрочь позабывших о своих обязанностях и ответственности прежде всего  в отношении ветеранов, и встанем на их юридическую защиту и полноценное исполнение действующих для их благ законов; давайте будем заботиться не только о своих геройских родственниках, а и о тех ветеранах, которые даже не являются нашими соседями, чьих имен мы даже не знаем, но они еще живы. ...Каких-то несколько лет! 
 
Мы в своей счастливой жизни, хоть и не всегда согласны с тем, что она действительно такова,  имеем защиту и  достаток и даже можем позволить себе страдать обжорством, пьянством от безделья и сытости. Мы не стоим у станка почти круглые сутки, работая на оборону страны в усиленном режиме, а приходим домой  и весь остаток вечера посвящаем своим удовольствиям и  потребностям; мы можем даже позволить себе накопить на шубку из натурального меха, и не ходим в засаленной фуфайке или тоненьком не защищающем от холода и сырости изношенном пальто с чужого плеча; мы не ходим в жестких кирзовых сапогах  на три размера больше, а покупаем удобную стильную обувь; мы ездим в чистых теплых авто, а не трясемся в телеге, холодных вагонах  для скота и не месим грязь в пехотном строю, мечтая о бане, теплой печке и спокойных любящих объятьях мамы или любимого человека; мы не трясемся от страха, что могут запросто выкинуть из собственного дома из-за квартирования в нем офицера-захватчика, или, что вовсе можно лишиться крыши над головой во время бомбежки; ни нам, ни нашим детям точно не грозить умереть от голода; мы не боимся, что нас назовут «врагом народа» и сошлют в лагерь без права переписки, а семью в суровую Сибирь; нас не отравят в газовой камере, прежде унизив и только потому, что ты иной, имеешь достоинство и качественное образование, и от того кажешься  опасным в чьей-то ужасно больной голове; мы не боимся, что изнасилует рота солдат, что неожиданно выстрелят в спину, в затылок в упор,  или заживо сожгут вместе с малолетними детьми; мы не видим увечий и крови, не слышим стонов и рассказов о зверствах врага. Счастье, оно конечно очень относительное понятие и сколько людей, столько теперь и  граней у счастья. Но мы счастливы, поверьте!  Мы нынче счастливо живем под надежной обороной и защитой могучего гуманного государства, а все остальное счастье зависит от нас самих и оно, это настоящее счастье, отнюдь не в кошельке, оно в голове, в душе у каждого из нас! Давайте поделимся нашим счастьем и достатком с теми, кто в свое время отдал свое счастье нам, нашему нынешнему благополучию. Ведь эти герои спасли не только нашу Россию от немецко-фашистских захватчиков, они спасли весь мир.

С глубоким уважением и благодарностью к участникам и ветеранам ВОВ,
и тем, кто небезразличен к ним,

Мария Виктория Редлих

09 мая 2018 года