Непосвящённый Корней Чуковский

Елена Шувалова
Непосвящённый Корней Чуковский.
 
  Маршак и Чуковский. Два главных детских автора Советского Союза… Вечно по-детски соперничавшие, друзья-враги, друзья – конкуренты… Маршак, например, отказался от дачи в Переделкине, потому что там была дача Чуковского. «Мне пришлось бы разжигать костры для детей на соседней поляне, - объяснял он, - а я боюсь открытого огня!». Но все их взаимные подколы, обиды и чудачества ничто по сравнению с тем, что, как оказалось, Корней Иванович Чуковский не был посвящён в тайну «Конька-Горбунка», а Маршак – был!

  При этом с изначальным носителем тайны «Конька», - А.Н. Толстым, - более плотно общался в течение жизни Корней Чуковский, чем Самуил Маршак. (Чуковский же написал и очень интересную статью о Толстом, уже после его смерти). Но что-то было, видно, в Чуковском, что не позволило друзьям посвятить его в эту тайну.

   Может быть, то, что Чуковский официально называл себя атеистом?..

  Загадку Пети Ершова непосвящённый детский писатель пытался решать для себя сам.
 
   «В литературной биографии Ершова меня всегда поражали две странности, - признавался он в своей книге «От двух до пяти», в главе «Заповеди для детских поэтов». - И первая странность такая. Почему, после того как он незрелым юнцом написал свою знаменитую книгу, он до конца дней уже не мог написать ничего, что по литературному качеству могло бы хоть в какой-нибудь мере сравниться с его юношеским, ранним шедевром?..»…

  «Еще более разительной кажется мне вторая странность биографии Ершова. Почему, создавая свою детскую книгу, которая является, так сказать, хлебом насущным для всех пятилетних, шестилетних, семилетних детей, он ни разу не догадался, что это детская книга?».

   Корнея Ивановича его посвящённые друзья оставили в его недоумениях. Оставили непосвящённым в то, что «Конька-Горбунка» на самом деле написал 34-35-летний Александр Сергеевич Пушкин, - который, кстати, тоже не считал сказку «детской книгой». То есть, для непосвящённых, для профанов, она именно – детская! Но сами дети – не профаны. (Это отметила Ахматова, которая недаром указала на то обстоятельства, что  розовый детский пальчик никогда не тянется к портрету Ершова, несмотря на любовь ребёнка к сказке «Конёк-Горбунок»).

  Талантливый Чуковский сам поставил себя в положение профана, назвавшись атеистом. Его посвящённые друзья обошли его стороной…
 


Продолжение: http://www.proza.ru/2018/09/08/1216